Проблема целенаправленного формирования метакогнитивных процессов
Одной из наиболее остро дискутируемых тем в последнее время стано-вится вопрос о возможности целенаправленного формирования метакогнитив-ных навыков. С одной стороны, согласно ряду авторов, метакогнитивные спо-собности относятся к классу общих и их практически невозможно сформиро-вать ни с помощью нестандартных задач, ни через обучение логике, програм-мированию и т.п. [379, 397 и др.]. С другой стороны, Perkins [371] высказывает альтернативную точку зрения: метакогнитивные навыки могут быть сформиро-ваны на базе какой – либо области знаний, в которой субъект достаточно ком-петентен. Более того, с точки зрения этого автора, для достижения наивысшего уровня профессионализации в какой-либо области необходим метакогнитивный контроль за ходом решения профессиональных задач. Кроме того основным методом метакогнитивного обучения должна стать экстернализация и после-дующее «усиление» метакогнитивных стратегий и расширение их арсенала. Важной частью обучения является обучение навыкам саморефлексии. Учащий-ся должен знать, что происходит у него в сознании, когда он думает над своим познанием и его особенностями. Человек, обладающий метакогнитивными способностями, полностью управляет своим поведением. Он определяет, когда необходимо использовать метакогнитивные стратегии, соотносит свой арсенал стратегий с условиями за-дачи, исследует и оценивает альтернативы решений. Метакогнитивно одарен-ный субъект может правильно оценить, сколько удовлетворительно решена та или иная проблема, определить приоритетные жизненные задачи таким обра-зом, что последовательное их решение будет способствовать его наилучшей адаптации. Исследования показали, что у испытуемых, которых непосредст-венно обучал метакогнитивным навыкам, улучшились общие показатели успе-ваемости (Scruggs [383, 384).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема целенаправленного формирования метакогнитивных процессов» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»