ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Когнитивный ресурс как основа общего интеллекта
Проблема «общего ресурса» психики, лежащего в основе интеллекта бы-ла сформулирована уже в ранних теориях интеллекта. В иерархической модели Ч. Спирмена предполагалось, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего G-фактора и от фактора, специфичного для данной деятель-ности (S-фактора). По Ч. Спирмену, фактор общей "умственной энергии" свя-зан со скоростью перехода от одного вида активности к другому, а также легко-стью восстановления ее после работы. Однако на данном этапе исследователя-ми не было предложено ни одной процедуры для измерения или операциональ-ного описания G-фактора. Некоторые исследователи пытались по-разному ин-терпретировать генеральный фактор в психологических понятиях. Например, G-фактор связывался с вниманием (С. Барт) или со скоростью переработки ин-формации центральной нервной системой (Г. Айзенк).
В.Н. Дружининым в противовес «энергетической метафоре» Ч. Спирмена была предложена метафора «когнитивного ресурса» [71, 59]. Наиболее общим определением когнитивного ресурса является его экспликация через множество когнитивных элементов, которые симультанно используются человеком в про-цессе переработки сложной информации, является. Когнитивный ресурс опре-деляется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно — мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения за-дач разного уровня сложности. Когнитивный элемент рассматривается как Функциональная минимальная единица (например, размерность когнитивного пространства и т.п.). Совокупность активных и свободных когнитивных эле-ментов детерминирует интеллектуальную продуктивность. Понятие когнитив-ного пространства является одной из версий понятия «множества когнитивных элементов». По предположению В.Н. Дружинина, в каждый конкретный мо-мент времени симультанно может активизироваться только часть когнитивных элементов из всей их совокупности. Активизация когнитивных ресурсов (мно-жества когнитивных элементов), релевантных условиям задачи, определяет ус-пешность ее решения.
Так как практически невозможно измерить «когнитивный ресурс» непо-средственно. В.Н. Дружинин предлагает использовать косвенные методы изме-рения данного конструкта через его операциональные дескрипторы. В качестве операциональных дескрипторов когнитивного ресурса выделяются различные когнитивные характеристики, задавая тем самым процедуру измерения, исполь-зование определенных методик. Автором предлагается несколько дескрипторов когнитивного ресурса:
· размерность когнитивного пространства;
· характеристики иконической памяти;
· характеристики времени реакции.
Важно отметить, что когнитивный ресурс является интегральной харак-теристикой, лимитирующим умственные усилия, которая включает в себя ре-сурсы различных когнитивных показателей (в частности, ресурсы внимания). Теории ресурсов внимания относятся к наиболее современным, по сравнению со структурными теориями. Основная идея теорий ресурсов состоит в том, что существуют ресурсы активности, которые субъект может различным образом распределять между конкурирующими заданиями. Ресурсы включают как ко-личественные, так и качественные характеристики, влияющие на успешность выполнения заданий.
Несмотря на то, что увеличение ресурсов, затрачиваемых на решение за-дания, повышает эффективность его выполнения, эта зависимость не является однозначно детерминированной. По мнению Д. Нормана и Д. Боброу, если сна-чала эффективность выполнения возрастает при увеличении количества ресур-сов, то в дальнейшем привлечение дополнительных ресурсов может оказаться бесполезным. На данном этапе уровень активности уже не ограничивается ко-личеством ресурсов, а зависит от качества информации [363].
В качестве наиболее общей характеристики когнитивного ресурса В.Н. Дружининым и соавторами предлагается рассматривать сложность когнитив-ной системы. Так, высокая степень сложности когнитивной системы проявляет-ся в способности субъекта создавать многомерные модели реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон. Напротив, низкая степень сложности когнитивной системы свидетельствует о понимании и интерпретации субъек-том происходящего на основе весьма упрощенных моделей и фиксации одних и тех же сторон деятельности из-за использования ограниченного набора субъек-тивных измерений. Впервые понятие когнитивная сложность было предложе- как известно, в теории личностных конструктов Дж. Келли. Позже когнитивная сложность стала рассматриваться как стилевая характеристика, определяющая способ переработки информации индивидуумом. Первоначально когнитивная сложность определялась через показатель количества независимых субъектив-ных измерений, который интерпретировался как мера дифференцированности индивидуальной когнитивной системы: чем меньше связаны между собой от-дельные конструкты, тем выше сложность когнитивной сферы и, наоборот.
Однако, в дальнейшем, многие исследователи вынуждены были признать, что уровень когнитивной сложности определяется не только дифференциро-ванностью когнитивной системы, но и наличием связей между отдельными конструктами. Так, например, К. Ленгли отмечает, что когнитивная сложность предполагает проявление дифференциации и интеграции, т.е. сложность инди-видуальной когнитивной системы определяется как высокой степенью диффе-ренцированности, так и высокой степенью иерархической интегрированности конструктов [363]. Отсутствие высокого уровня интеграции конструктов, по-зволяющего оценить степень их общности, скорее отражает фрагментарность опыта и проявляется в неэффективном поведении субъекта. Сложность когни-тивного пространства предполагает как высокую степень дифференцированно-сти его элементов, так и высокую степень сложности связей между ними, что может косвенно проявляться в его размерности. Например, можно предполо-жить, что многомерность когнитивного пространства будет отражать когнитив-ные возможности человека, проявляющиеся в интеллектуальной деятельности.
В исследовании Н.Б. Горюновой и В.Н. Дружинина была сделана попыт-ка операционального описания модели «когнитивного ресурса» как меры обще-го интеллекта [59]. Так, в частности, была показана связь между уровнем обще-го интеллекта (определяемым по тесту Равена) и Дескрипторами когнитивного интеллекта – размерностью когнитивного пространства, характеристиками иконической памяти, временем реакции выбора. Авторы приходят к выводу о том, что показатели иконической памяти и времени реакции выбора наиболее точно описывают симультанные характеристики когнитивного ресурса. Эта по-казатели коррелируют с успешностью выполнения теста Равена. Полученные Данные согласуются с данными, полученными Г. Айзенком о связи между вре-менем реакции выбора и показателями по скоростным тестам интеллекта. Сле-дует отметить, что в отличие от Г. Айзенка, авторы считают скоростные харак-теристики (например, время реакции выбора) производными от мощности ког-нитивного ресурса. Отмечается, что при ограниченной мощности симультанно актуализируется множество когнитивных элементов, которое является недоста-точным для реконструкции адекватной модели задачи, вследствие чего возни-кают ошибки. Дополнительное время может помочь некоторым испытуемым переструктурировать условия задачи путем использования разных стратегий (укрупнения элементов, разбиения основной задачи на подзадачи и т.д.). При-менение различных стратегий обычно связывается с актуализацией метакогни-тивных механизмов, которые регулируют, контролируют и направляют интел-лектуальную деятельность. Однако если регуляторные механизмы недостаточ-но сформированы, то увеличение времени не сможет повлиять на эффектив-ность решения задач.
В заключение необходимо подчеркнуть, что исследования интеллекта в русле метакогнитивизма, являясь, как можно видеть из проведенного анализа, очень разноплановыми, следует рассматривать как новый и весьма конструк-тивный этап развития психологии интеллекта в целом. Его основной «урок» со-стоит, на наш взгляд, в том, что интеллект как предмет познания, несмотря на его очевидную и беспрецедентную сложность, на самом деле еще более сложен, а осознание этого – необходимое условие для его адекватного понимания. В ча-стности, с позиций метакогнитивизма раскрывается тот фундаментальный факт, что существуют не только «интеллектуальные процессы», но и процессы, управляющие этими – «первичными» процессами, а также и процессы, порож-дающие – генерирующие их. Этот, повторяем, фундаментальный факт с необ-ходимостью требует обращения к парадигме многомерных, в частности, – структурно-уровневых моделей функциональной организации интеллекта в це-лом и системы психических процессов, в особенности (см. гл. 2).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Когнитивный ресурс как основа общего интеллекта» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Аудит обліку витрат на формування основного стада
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Класифікація кредитів комерційних банків
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1223 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП