Возрастание значимости категории субъекта в работах отечественных психологов практически совпало с повышением интереса в зарубежной психологии к метакогнитивным процессам. Именно на 1990-е гг. приходится резкая интенсификация исследований в русле «субъектного» подхода в российской психологии и первые зрелые попытки структурирования системы знаний о метакогнитивных процессах, а также разработка методических подходов к исследованию метапознания. Интеграция ведущих достижений метакогнитивизма и представлений отечественных психологов о познавательной активности субъекта во многом связана с проблемой определения места и роли метакогнитивных процессов и способностей в струк-турной организации познавательной деятельности. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, в какой мере метакогнитивные процессы детермини-руют важнейшие – атрибутивные характеристики субъекта и, прежде всего, – активность, самоорганизованность, целостность и др. Понятие «субъект», как отмечает Л.И. Анцыферова, обозначает «способ-ность человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимо-действий с миром, обществом; быть творцом своей жизни; создавать условия своего развития; преодолевать деформации собственной личности и т.п.» [19]. В такой интерпретации базовым качеством субъекта фактически и выступает метапознавательная активность, косая лежит в основании саморегуляции, соз-нательной компенсации ограничений, определения пути и перспектив когни-тивного и личностного развития. В частности, американский исследователь ме-тапознания М. Феррари подчеркивает в своих работах, что формирование обобщенной картины мира, жизненного плана, масштабных жизненных целей и стратегий выступает функцией метакогнитивных процессов высшего уровня, располагающихся в общей иерархии метапроцессов над интегральными и реф-лексивными процессами (по [117]). Таким образом, можно говорить о том, что метапознание является вершиной когнитивной активности субъекта, определя-ет специфику и направленность его познавательной деятельности, ее основные стратегии, то есть те неповторимые и уникальные черты, которые характеризу-ют человека именно как субъекта познания. Какие метакогнитивные черты присущи человеку как «субъекту»? Это, прежде всего, способность инициировать активность на основе осознанной внутренней мотивации, создавать свой жизненный замысел и реализовывать его в форме жизненных стратегий, проявлять гибкость и адаптироваться в раз-личных жизненных ситуациях. Важнейшей характеристи кой субъекта, немыс-лимой без метакогнитивных процессов, выступает способность формировать и регулировать в процессе жизнедеятельности собственные границы (по выраже-нию B.C. Шарова «формировать собственную ограниченную значимость») [258]. Осознание и поддержание границ «Я», границ ментального пространства, регуляция ритма контакта со средой сохраняют целостность и единство субъек-та, усиливают его адаптационный потенциал. Наконец, такие базовые характеристики как уровень сложности и доми-нирующий тип метапознавательной активности задается уровнем психической организации субъекта, степенью сложности организации его жизненного мира. Традиция изучения уровня психической организации субъекта и его влияния на способ проживания жизни в отечественной психологии восходит к работам А.Ф. Лазурского [141, 142], реализуется в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся [7, 42, 47]. В качестве показательного примера можно отметить типологию «жизненных миров», предложенную Ф.Е. Василюком [47]. Автором выделяется четыре основных жизненных мира или Уровня про-живания жизни. 1 Внешне легкий, внутренне простой. Такой способ проживания жизни назван инфантильным бытием, в котором присутствует одна основная потреб-ность и в непосредственной данности удовлетворяющий эту потребность пред-мет. На этом уровне отсутствует понятие жизненной перспективы, осознания и активного построения субъектом собственной жизни. 2. Внешне трудный, внутренне простой. Этот уровень назван дея-тельностным. В структуре данного жизненного мира субъект преодолевает препятствия на пути к удовлетворению своей основной потребности. В то же время цель деятельности – реализация импульсивных влечений. На этом уровне существует жизненная перспектива, однако жизненные стратегии строятся и реализуются без каких-либо оценок, колебаний, учета факторов среды и по-следствий. Такой уровень психической организации субъекта, как указывает автор, предполагает построение простых жизненных стратегий и создание спо-собов преодоления препятствий на пути к цели. Несмотря на то, что сложные рефлексивные механизмы появляются и начинают играть важную роль только в структуре третьего и четвертого жизненных миров, уже на уровне второго ме-тапознавательные процессы опосредуют активность субъекта. 3. Внутренне сложный – внешне легкий жизненный мир. Внутренняя сложность обусловлена способностью субъекта удерживать в поле внутреннего зрения и учитывать в деятельности две и более систем отношений. В то же вре-мя, внешний мир «прозрачен» для субъекта и в нем не выстраиваются препят-ствия для реализации любого из выборов. Сознание или «мудрость» является новообразованием данного уровня существования. Метакогнитивные механиз-мы на этом уровне лежат в основе построения иерархии мотивов, осуществле-ния жизненных выборов и процессов принятия решений субъектом, а также оп-ределяю общую направленность личности в структуре третьего жизненного мира. 4. Внутренне сложный, внешне трудный жизненный мир. Новообра-зование этого уровня – воля как основа целостностиличности. Субъект вы-страивает замысел о себе и своей жизни и активно воплощает эти замыслы. Творчество становится на этом уровне основной формой деятельности субъек-та; при этом творчество понимается как сознательное, целенаправленное пре-образование субъектом себя и окружающей среды в ходе реализации жизнен-ного замысла. Таким образом, значение метакогнитивных процессов в структу-ре четвертого жизненного мира (как стратегий оценки и по переструктурирова-ния системы жизненных отношений) особенно велико. Итак, метапознавательные процессы, формирующиеся как более или ме-нее сложные по своей структуре, в зависимости от уровня психической органи-зации субъекта, определяют выбор и реализацию различных по степени ком-плексности и учета внешней и внутренней среды жизненных стратегий. Вместе с тем, реализация сложного жизненного замысла определяет выбор комплекс-ных жизненных и адаптационных стратегий, их соотнесение между собой, что, в свою очередь, развивает метакогнитивные способности субъекта. Естественно, взаимосвязи понятия метапроцессов с категорией субъекта не исчерпываются теми аспектами, которые были отмечены выше; они намного более глубоки и комплексны. Далее — по 2-й главе мы вновь обратимся к этой теме, поскольку рассматриваемая в ней – предложенная нами концепция струк-турно-функциональной организации метапроцессов показывает, как конкретно благодаря именно этим процессам формируется субъектность как таковая.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метапознание и категория субъекта» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»