ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Размышление о страхе смерти
Страх приобретает различные облики. Страх смерти представляет собой один из видов индуциро-ванного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти. Опыт клинической смерти не является подлинным опытом смерти, так как смерть не произошла. Поэтому размышление об этом виде страха является важным пунктом обучения саногенному мышлению. Размышление о страхе смерти полезно также и потому, что при этом происходит постижение индуцированного стра-ха, а последний составляет существенный элемент и других страхов, таких, как страх перед болью, страх перед тем, что будет стыдно, или страх перед одиночеством.
Размышление о страхе смерти существенно отличается от размышления о смерти, ее сущности и обликах, практикуемых учителями мудрости или теоретиками медицины, пытающимися понять сущ-ность смерти. Танатология как наука не может дать ответ на вопрос о природе страха смерти. Она в лучшем случае способствует пониманию ее сущности. Но поскольку смерть как термин, символ, сви-детельствующий о прекращении определенной формы жизни, в обществе сакрализируется, или та-буируется, то размышление о сущности смерти не дает представления о сущности страха смерти. Она в лучшем случае дает материал для размышления. Саногенное мышление исходит из допущения о том, что страх смерти и сама смерть — понятия совершенно различные и ни в коей мере не наклады-ваются друг на друга.
Страх смерти в значительной степени зависит от социальной функции смерти. Там, где смерть ис-пользуется как наказание в системе управления поведением людей, она приобретет совершенно дру-гой облик, чем в обществах, где смерть не используется как средство управления человеком, его по-ведением и мышлением. (280:)
Применение насильственной парадигмы управления поведением других неминуемо ведет к разра-ботке способов, приемов создания неприятных переживаний в том случае, когда или нет желательно-го для управителя поведения, или имеет место манифестация нежелательного для него поведения. Это поведение может быть как инструментальным, висцеральным, так и умственным или социаль-ным, ориентированным на другого. Способы создания неприятных переживаний у управляемого мо-гут выступать или как средство вызывания эмоции, или как средство устрашения, когда человек, ма-нипулируемый со стороны другого, получает опыт отрицательных переживаний, связанных с опреде-ленным контекстом жизни и отношений людей.
Среди средств устрашения человека страх смерти занимает первое место, хотя нет основательных данных, свидетельствующих в пользу того, что этот страх является самым сильным. Страх перед стыдом часто оказывается сильнее страха смерти или боли, о чем свидетельствует практика само-убийства как пути избавления от других страхов. О том, что страх смерти не занимает вершины ие-рархии страхов, свидетельствует то, что в любой религии, за исключением ересей, самоубийство рас-сматривается как страшный грех, за который придется расплачиваться мучениями в загробном мире. Если бы страх смерти был достаточно сильным, то не было бы необходимости формулировать такое требование, нарушение которого является тягчайшим грехом.
С момента появления государства способы смерти всегда сопровождались мучительством, утон-ченными или грубыми пытками для того, чтобы к страху смерти прибавить страх перед мучениями, с которыми каждый знаком, поскольку всем приходилось испытывать боль от повреждения тканей, ожогов, раздавливания, переломов и других стимулов эмоции боли. Публичные казни всегда имели целью усилить эффект управления путем устрашения. Страдания, предшествующие процессу смерти, усиливаются с помощью специальных ритуалов, смысл которых состоит в оказании воздействия не только на казнимого, но и на тех, кто воспринимает казнь. Однако частое созерцание этих ритуалов способствовало выработке защитных психических механизмов у воспринимающего их, что уменьша-ло эффект устрашения. Это побудило функционеров смерти скрыть эти ритуалы за покровом тайны, таинственности, которые рационализируются соображениями гуманности и цивилизованности. Даже поэт Жуковский предлагал казни совершать скрыто, в сопровождении таинственных песнопений, что, конечно, способствовало бы усилению эффекта устрашения. Неопределенность всегда является могучим стимулом повышения тревоги и страха, если ситуация насыщена угрозой. Поэтому тирани-ческие режимы всегда стремились к усилению неопределенности как условий, которые должны вести к смертной казни, так и самого исполнения ее.
Процесс символизации смерти осуществляется не только усилиями государства, но и средствами массовой коммуникации, (281:) печати, телевидения, кино и художественной литературы. Индуциро-ванный страх смерти возникает вследствие того, что наблюдаемое поведение, ведущее к смерти, или танатическое поведение, поведенческий облик смерти, всегда сопровождается переживаниями стра-ха тех, кто его воспринимает. Ребенок, который видит, как при слове «смерть» или других проявле-ний смерти его мать испытывает страдание, ужас, сам легко заражается страхом. Ранее, когда мы го-ворили об индуцированных эмоциях, мы обращали внимание читателя на викарное научение наблю-даемому поведению, если оно сопровождается определенным подкреплением. Страх других перед обликом смерти способствует ее символизации у наблюдателя этого страха, который им заражается.
В большинстве известных нам культур, в особенности в западной, смерть считается наивысшим страданием. Об этом говорят философы, психологи, теологи. Экзистенциальная психология и фило-софия, рассматривая диалектику Бытия и Ничто, наделяет человека экзистенциальным страхом перед Ничто и тем самым, принимая следствие за причину, приписывает человеку изначальный страх смер-ти, который рассматривается как необходимый элемент существования. Вместо того чтобы изучать, откуда возникает страх смерти, он постулируется и провозглашается как изначальное состояние души человека, которое может маскироваться частными видами страха: страхом перед болью, потерей ли-ца, стыдом, одиночеством и другими. На самом же деле страх смерти представляет собой интеграль-ный и вторичный страх, производный от частных страхов, которые интегрируются вокруг символа смерти. Понимание природы страдания, с которым ранее познакомился читатель, позволяет увидеть компоненты, из которых складывается страх смерти в процессе ее символизации.
Одним из источников страдания является фрустрация, вызванная блокировкой поведения, направ-ленного на удовлетворение потребностей человека. Чем витальнее потребность, тем сильнее пережи-вается страдание лишения. Сколько у человека потребностей, столько же у него путей испытать стра-дание. Блокировка потребности в дыхании создает удушье, вызывающее немедленно наибольшее, почти смертельное страдание. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это страдание удушья вызывается блокировкой дыхательных действий, задержкой активности дыхательных мышц и ощу-щений, сопровождающих дыхание, а не самой гипоксией. Последняя, наоборот, способствует воз-никновению эйфорического состояния, которое часто становится опасным для водолазов или летчи-ков. Поэтому предвосхищение удушья тесно связано со страхом смерти, поскольку большей частью смерть, как правило, возникает вследствие удушья тканей организма. Мы привели пример суммации страха удушья со страхом смерти. Точно так же и страх ожидаемой фрустрации любой потребности суммируется со страхом смерти.
Лишение пищи вызывает страдание, и ожидание этого страдания порождает страх. Питание не-разрывно связано с жизнью, (282:) с процессами ассимиляции, поэтому лишение пищи легко ассо-циируется со смертью, соответственно происходит и интеграция страхов. Но процесс питания содер-жит в себе также, как мы показали ранее, сильную компоненту наслаждения, лишение которого при-чиняет страдание. Страх лишения наслаждения пищей также суммируется со страхом смерти.
Отрыв от любимых с самого раннего детства был связан со страданием вследствие как неудовле-творения гедонистических ожиданий, так и воздействия голода и холода. Поэтому одиночество мож-но рассматривать как тотальное лишение, если оно является вынужденным. В общении удовлетворя-ются различные социогенные потребности, и лишение общения не может не вызывать страха, кото-рый тоже может наслаиваться на страх смерти, поскольку смерть прерывает возможности общения. Попытки компенсации этого путем похоронных ритуалов и ухода за могилой недостаточно эффек-тивны, чтобы устранить страх.
Выдающийся русский философ Н. Н. Федоров в своей «Философии общего дела» предлагает пути преодоления страха смерти посредством культа мертвых, последствия которого должны привести че-ловечество к переживанию чувства бессмертия. Однако он при этом опирается скорее на мистику и элементы оккультизма, чем на научные знания психологии в области танатологии и генезиса страха смерти, что делает его философию непрактичной. Наиболее эффективным путем к освоению челове-ком чувства бессмертия является усвоение принципов саногенного размышления над смертью и вос-хождение к индивидуальности, что невозможно без освобождения от страха смерти, который тысяче-летиями культивировался государством и церковью, склонными управлять поведением людей через первую парадигму управления, с которой читатель познакомился ранее. Однако вернемся к рассмот-рению структуры страха смерти.
Поскольку смерть является таким состоянием, в котором человек не может удовлетворять свои витальные потребности, то мы приписываем страданию смерти реальные страдания, которые имеем в опыте неудовлетворения наших потребностей. Если подумать, из каких элементов состоит страх смерти, то прежде всего приходит на ум страх потерять удовольствия, которые мы имеем в жизни и которые составляют смысл жизни. Обжора будет думать, что он никогда после смерти не будет в со-стоянии насладиться поеданием пищи; тот, кто ориентирован на сексуальные наслаждения, содрога-ется при мысли о том, что он их будет лишен; богач с ужасом думает о том, что кто-то другой будет транжирить его наследство; тиран мучительно переживает потерю возможности казнить своих недру-гов или мысль, что властью будет пользоваться кто-то другой; ревнивец ассоциирует со страхом смерти страдание, когда он чувствовал, что его не любят и предпочтение отдается сопернику; роди-тель с ужасом представляет, что о его ребенке будет некому заботиться и его потребность в роди-тельском поведении, ориентированном на заботу и (283:) покровительство, не будет удовлетворена. Страдание, вызванное лишением удовлетворения и радости, полностью приписывается смерти и ин-тегрируется в ее символизации. Поскольку смерть — наивысшее страдание, то и будущие страдания в связи с потерей тела приписываются смерти. Нечто подобное, именуемое замещением, мы видели и в том, что курение приписывает себе наслаждение общением и релаксацией. Точно так же смерть приписывает себе все страдания лишения.
Следующим источником страха смерти является воздействие стимулов, вызывающих отрицатель-ные эмоции. Боль, одиночество, обида, стыд, удушье, страх, дезинтеграция представляют собой сти-мулы, которые вызывают страдание сами по себе. Но поскольку в процессе символизации смерти происходит приписывание смерти именно этих стимулов лишь только потому, что они предшествуют состоянию смерти, то оказывается, что в смерти соединяются все эти страдания. По простым психо-логическим законам ассоциации символы смерти автоматически вызывают ожидания, связанные с возбуждением самых различных отрицательных эмоций. Если к этому еще добавить религиозную индоктринацию посмертного возмездия за грехи при жизни, то любые знаки смерти начинают высту-пать в качестве пусковых стимулов для возбуждения ожидания отрицательных эмоций. Состояние после смерти является стыдным, поскольку тело может быть обнажено и быть предметом восприятия других; беспомощность мертвого тела может вызывать чувство неполноценности или обиды, что с ним могут обращаться неподобающим образом, и так далее. Этим объясняется потребность в деталь-ной разработке ритуалов ухода за мертвым телом и похорон и исключительная чувствительность че-ловека к нарушениям этих ритуалов.
Страх перед удушьем приписывается состоянию смерти, так как в результате смерти прекращает-ся дыхание. В Упанишадах смерть рассматривается как прекращение движения праны в человече-ском теле и потеря дыхания. Страх удушья связывается с состоянием смерти и составляет значитель-ную компоненту страха смерти. Это очевидно из того, что с того момента, как йог начинает контро-лировать дыхание и может длительно задерживать его, не испытывая эмоции удушья, поскольку он приобрел способность в совершенстве управлять дыхательными мышцами, у него возникает чувство бессмертия, которое является противоположным эмоции страха смерти. Тем самым приобретается новое качество существования, необычное для обыденного человека и его сознания.
Следующим источником страха смерти является индуцированное страдание. Идентификация с другим позволяет испытывать любовь, радование радостью другого человека, объекта любви. Вос-приятие радости вызывает в наблюдателе радость, если объект восприятия любим. Но вместе с воз-можностями испытывать индуцированные положительные эмоции идентификация порождает и воз-можности переживать отрицательные эмоции, если объект (284:) восприятия и любви страдает. Оби-да может быть следствием того, что нас обижают, но она возникает с такой же силой, если обижен тот, кого мы любим. Обида, стыд, эмоция за другого являются уникальными свойствами человека, которые способствуют и усилению страха смерти. Если страх возникает от предвидения того, что другой будет испытывать неприятные эмоции, то этот страх переносится и на страх смерти.
Когда мы мучаемся от мысли о том, что умирающий и любимый нами человек страдает, то мы за-ражаемся этим страданием и, естественно, испытываем страх перед повторением его. Этот страх бу-дет усиливаться оттого, что мы приписываем другому чувства, которые испытываем сами. Поведение человека в процессе смерти, агония, прекращение дыхания, которые происходят уже после потери сознания, и умирающий эти состояния не может переживать, воспринимаются наблюдателем, вызы-вают в нем переживания, страдание и даже боль и символизируются идеей смерти.
Танатическое поведение человека как объект восприятия насыщено аффектом и не может не спо-собствовать усилению страха смерти. Этому способствуют средства массовой коммуникации, кино, телевидение. Описание явлений смерти в художественной литературе, в которой страх самого ху-дожника становится источником его вдохновения, поскольку он в описании склонен отреагировать свой аффект, оказывает огромный эффект научения страху смерти. Описание явлений смерти, наряду с сексом и проявлениями инстинкта драчливости и охотничьего инстинкта, оказывается настолько притягательным, что даже при недостатке художественных способностей писатель может надеяться на внимание читателя, которого вовлекают в чтение в общем-то довольно низменным и антихудоже-ственным путем. Если художественное воспитание при таком чтении проблематично, то очевиден вред, который мы имеем от чтения подобной литературы, в процессе которого происходит научение страху смерти.
Механизм такого научения понятен. Поскольку в процессе восприятия художественного произве-дения читатель идентифицирует себя с каким-либо из героев, то последствия этой идентификации проявляются в индуцированных страданиях, которые испытывает герой, и заражают читателя. В ху-дожественных произведениях смерть достаточно часто становится предметом художественного опи-сания, и это способствует формированию у читателя страха смерти. Даже талантливые писатели, та-кие, как, например, В. Набоков в своем произведении «Приглашение на казнь», способствовали от-нюдь не угашению страха смерти, а, наоборот, его усилению. Нагнетание страха от главы к главе от-нюдь не способствует порождению саногенного мышления у читателя, что нельзя сказать об авторе. Можно ожидать, что все это произведение представляет собой не что иное, как художественное от-реагирование аффекта, порожденного страхом смерти у самого автора. Итак, символизация смерти порождает страх смерти. (285:)
Из сказанного можно выделить три его основных источника:
1) смерть связывается с тотальной фрустрацией всех витальных и социальных потребностей чело-века и страдания лишения приписываются смерти;
2) она также связывается с действием всех отрицательных эмоций, для которых становятся пуско-выми стимулами образы, слова, знаки, ритуалы смерти;
3) способность человека к идентификации с другими и способность к проекции своих пережива-ний вовне, приписывание их другим порождают индуцированное страдание, которое тоже приписы-вается смерти.
Осознание процесса символизации смерти, интроспекция страха смерти, осмысливание, интеллек-туализация этого страха способствуют угашению его. Поэтому саногенное мышление способствует сознательному контролю и управлению процессами переживаний, возникающих в связи с восприяти-ем символов смерти. Управление переживаниями, вызываемыми символами смерти, зависит от того, в какой степени человек овладел приемами саногенного мышления, связанными с составляющими страха смерти. Для того чтобы уменьшить страх от фрустрации потребностей, нужно овладеть прие-мами размышления о своих потребностях, в особенности витальных и социогенных. Для устранения страдания от страха ожидания стыда, вины, отвращения потребуется развитие способности к сано-генному размышлению об этих эмоциях. То же потребуется для овладения индуцированным страда-нием и соответственно индуцированным страхом, что потребует психоаналитического воспроизведе-ния развития этих страхов начиная с первых испугов, в связи с восприятием знаков смерти и слов, связанных с этим явлением.
* * *
Мы привели несколько примеров саногенного размышления над основными эмоциями и пережи-ваниями, которые причиняют нам беспокойство. Влияние знания собственной души оказывается дос-таточно сильным для воздействия на ее состояния.
Обыденная жизнь ведет нас к скрыванию эмоций; мы стремимся не проявлять их вовне, боясь прослыть невоспитанными. Однако естественность и единение с собственной природой состоят в том, что мы отдаемся своим чувствам определенным образом, сочетая этот процесс с интроспекцией.
Тот, кто нашел в себе силы дочитать эту книгу до конца, приобрел знание о своих эмоциях и тем самым осознал путь овладения ими. Если вы видели город, то не можете сказать, что не видели его. Если вы заглянули внутрь себя и проследили, как работают ваши эмоции, из каких умственных опе-раций строится их переживание, то не можете сказать, что вы этого не видели, и поэтому незаметно приобретаете власть над эмоциями и обретаете путь овладения собой. Если это так, то вы не зря тра-тили время на чтение этой книги и я не зря ее написал.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Размышление о страхе смерти» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інноваційна форма інвестицій
Фінансові ресурси інвестування
БАНКІВСЬКІ ПОСЛУГИ
ISDN в Україні
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП