ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Учусь управлять своим воображением
«Когда я не занята делом, мне становится плохо. Я страдаю от скуки, в голову приходят различ-ные мысли, воспоминания, и мне трудно с ними справиться. Чаще всего эти мысли неприятны, и если я начинаю их обдумывать, то мне становится совсем плохо. Поэтому я обязательно чем-нибудь заня-та, — говорит женщина, обратившаяся ко мне по поводу ее навязчивого стремления постоянно наво-дить порядок и чистоту в доме. — Я просто не могу сидеть без дела, — сказала она, — подруги зави-дуют моей работоспособности, но если бы они знали, как мне плохо, они бы мне не завидовали», — добавила она после некоторой паузы.
Этот случай — пример того, что в состоянии покоя, когда мысль не сосредоточена на какой-либо хотя бы пустячной цели, воображение включается непроизвольно и тем самым начинает вызывать неприятные переживания, актуализирующиеся под влиянием спонтанно возникающих образов. Не-что похожее мы можем наблюдать на себе: вдруг всплывает ситуация, в которой я был обижен, или претерпел неудачу, или мне было стыдно, и невольно снова переживаются те же чувства, которые были в прошлом, когда эти события происходили. Однако чаще всего возникают приятные пережи-вания; в этом случае мы не огорчаемся, так как получаем удовольствие от них. Мечтаем. Но, оказы-вается, в этом нет ничего хорошего. Привыкнув к непроизвольному течению воображения для пере-живания приятного, мы привыкаем и к тому, чтобы не управлять своим воображением, а следовать за ним. Поэтому мы и не гарантированы от того, что при такой расслабленности нашего ума в созна-нии могут спонтанно возникать и «плохие» образы.
Воспитание воображения прежде всего состоит в его обуздании и в отказе от привычки давать ему полную свободу. Поэтому упражнения в сосредоточенности внимания постепенно вырабатывают способность контролировать ум и тем самым повышают нашу внутреннюю силу, которую можно на-звать и «духовной силой». Если я владею своим воображением, то я контролирую образы и их тече-ние в сознании.
«Но что это дает? — спросили меня однажды. — Что толку, если мы владеем своим воображени-ем, а дела все продолжают идти плохо? Гораздо вернее будет контролировать не воображение, а об-стоятельства и других людей, которые включены вместе с нами в эти обстоятельства».
Читатель, внимательно ознакомившийся с тем, как устроены наши потребности, может сам отве-тить на эти вопросы. В частности, он знает, что управление воображением способствует управлению и нашими влечениями. Ведь невозможно испытывать голод, не представляя себе пищевых ситуаций. Если силой воображения заменить пищевые объекты в сознании другими образами, то тем самым устраняется чувство голода. То же касается и других потребностей. Поэтому контроль воображения дает ключ к управлению потребностями. Если я управляю своими (230:) потребностями, то мной не-возможно управлять с помощью моих потребностей. Например, если мы в походе чувствуем, что еды не хватает и ее надо распределить поровну, то владеющий собой может вполне уменьшить свою пор-цию в пользу более слабого. Он сможет это сделать, а другой, находящийся во власти пищевого вле-чения, не сможет. Если я владею своими чувствами, то мой противник, например в боксе, не сможет вывести меня из равновесия. Если же я не владею своими чувствами, то стоит ему меня оскорбить, как я приду в ярость, и с этого момента со мною покончено: агрессивность делает любое поведение примитивным, и я буду побит. Еще хуже, если после этого я в воображении буду представлять это оскорбление и последующее поражение. Следовательно, нужно владеть воображением, контролиро-вать его и, соответственно, контролировать свои чувства. Если же меня невозможно обидеть, то в жизни и делах я в большей степени руководствуюсь разумными решениями, чем чувством оставшей-ся обиды. Можно привести бесчисленное множество примеров в пользу того, что через управление воображением мы повышаем свою эффективность.
Почему управление чувствами достигается через управление воображением? Да просто потому, что любое переживание, происходящее в нас, вызвано определенными обстоятельствами и образы этих обстоятельств и людей, которые вызывают в нас определенные чувства, выступают в качестве «представителей» этих переживаний. Когда в сознании возникает данный образ, то благодаря эмо-циональной памяти вызываются соответствующие переживания. Поэтому у того, кто контролирует воображение, образы спонтанно не возникают. Тем самым он контролирует и свои чувства. Ведь не-возможно испытать чувство ревности, не воображая сцену супружеской измены. Ревнивец тем и от-личается от нормального человека, что в его воображении эти ревнивые образы возникают чаще и влияют сильнее на его психическое состояние.
Тот, кто хочет управлять своими чувствами и поведением, своими потребностями, должен нау-читься контролировать свое воображение. Как этого достичь? Если вы с ходу начнете удерживать свою мысль, будете бороться с нею, то постепенно приобретете головную боль, и мысли вас победят. Когда к мудрецу пришел ученик и попросил научить его мудрости, то учитель предложил первое за-дание: «Не думай об обезьянах!» Через неделю ученик ворвался в хижину к мудрецу с жалобами на то, что тот его заколдовал: «С тех пор как я побывал у тебя, меня везде преследуют обезьяны! Я не могу не думать о них, они даже снятся мне каждую ночь!»
Ученик, стремясь не думать об определенном образе, сам его вызывал и, поскольку старался от-бросить его, заражал этот образ все новой и новой энергией. А нужно было не бороться с определен-ным образом, а думать о другом. Бороться с образом — это все равно что стремиться потушить кос-тер, пытаясь залить (231:) его керосином. Ученик не контролировал свое воображение. А когда полу-чил задание обуздать его, то взялся за эту задачу не с того конца. Аналогично совершается работа во-ображения у обиженного человека, который старается не думать об обиде, а сам постоянно воспроиз-водит в сознании образы, связанные с нею. Если это будет продолжаться достаточно долго и превра-тится в привычку, то он станет обидчивым человеком, никогда не забывающим обид, и это его при-ведет к вражде со своим окружением. Он станет настолько чувствительным к обиде, что как бы вы ни старались, вы все равно совершите оплошность и обидите его. Такого человека просто невозможно не обидеть! То же происходит и с ревнивцем: стоит ему увидеть радостное и похорошевшее лицо же-ны, как в нем немедленно всплывают ревнивые образы со всеми последствиями.
Воображение, которое нами не контролируется, можно квалифицировать как непроизвольное мышление, цели которого различны. Например, если я непроизвольно представляю, как мой враг провалился в яму с нечистотами, то это мышление символически удовлетворяет мою потребность в мстительности, или в агрессии, или в самоутверждении, или в злорадстве. Если я воображаю, как мои друзья отнесутся ко мне после того, как смогу победить в конкурсе, или те удовольствия, которые последуют после встречи с моей любимой, то в данном случае мое воображение имеет целью симво-лически удовлетворить мои желания. Если я предаюсь приятным мечтам, и если это происходит дос-таточно часто, и если вдобавок я наслаждаюсь этими мечтами, то мое воображение начинает дейст-вовать, как капризный, своевольный ребенок, шутки и проделки которого приятны отцу. Но избало-ванный ребенок после этого с такой же легкостью может проделывать и неприятные шутки, раз к ним привык и у него сложилась дурная наклонность как следствие полной бесконтрольности. Так же и наш ум в приятных мечтаниях привыкает к бесконтрольности. Мечтания превращаются в привычку, последствия которой нетрудно предвидеть.
Если представить на минуту, что мой ум с такой же легкостью и привычно будет воспроизводить ситуации обиды, ревнивые образы, то за этим последуют акты такого мышления, вроде обдумывания планов мести обидчикам или посрамления соперника, или еще хуже — мысли о том, как я накажу свою любимую за неверность. Отсюда нетрудно прийти к выводу, что мой вздорный ум приведет ме-ня к несчастью. Такое мышление мы называем патогенным, т. е. мышлением, порождающим болезнь, патологию характера. Это не патологическое мышление, какое наблюдается у психически больных людей, оно вполне нормальное, но направлено оно на то, что порождает болезнь. Я кратко опишу его особенности, чтобы каждый из нас не допускал такого мышления у себя, и если оно все же есть, то стремился бы избавиться от него.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учусь управлять своим воображением» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Розвиток пейджингу в Україні
Графіка
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 749 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП