Мало кто задумывается над этим. Считается, что радость ценна сама по себе и не имеет смысла вопрос об извлечении из нее пользы. Поскольку мы так (200:) думаем, то возникающие жизненные удовольствия остаются неиспользованными. Правда, врачи могут сказать, что при радости происходит выделение эндорфинов, которые вклю-чаются в биохимический обмен, обеспечивая более высокий уровень жизнедеятельности. Однако этот процесс происходит в области того, что мы называем физиологией. А нам хотелось бы исполь-зовать радость психологически. Я расскажу о том, как некоторую пользу можно извлечь и из радостей, которые в общем причи-няют вред. Я здесь должен извиниться перед юным читателем, что пример, который я разберу ниже, взят из жизни взрослых. Так как взрослые имеют большой жизненный опыт, более зрелый ум, то и механизмы, которые я буду описывать, в их опыте представлены более отчетливо. При этом я также имею в виду, что каждый из вас должен и будет скоро вполне взрослым. Здесь важен для нас не сам пример, а то, что следует понять через него. Ко мне на прием пришла женщина, хотевшая выяснить причины распада своей семьи. В разговоре выяснилось, что она и сама их понимает. — Я просто невыносима в общении,— сказала она.— Я делаю все, чтобы быть в центре внимания Не было еще случая, чтобы в компании центром внимания был кто-нибудь кроме меня. Меня раздра-жает общение, если мне приходится прекратить свою речь и выслушивать кого-либо. Когда я начи-наю говорить, меня остановить невозможно!— добавила она к своей короткой и энергичной испове-ди.— Меня может выдержать лишь тот, кто способен выслушивать молча, показывая всем видом-, что ему очень интересно. — Простите,— остановил я этот динамичный рассказ,— тогда чего же вы хотите от меня? Ведь вы, наверное, пришли не только рассказать о себе, но и выслушать меня. — Я хочу,— сказала она уверенно,— чтобы вы помогли мне научиться сдерживать себя, по край-ней мере говорить медленнее, и чтобы я смогла выслушивать другого человека и считаться с его мнением. Уже в школе я была одинокой из-за того, что была безапелляционной в суждениях и счита-ла, что можно соглашаться только с моим мнением. А сейчас я понимаю, что дальше так жить нельзя. Невозможно быть в постоянном одиночестве в окружении людей. Даже моя мать не может выдер-жать меня. — А на каком еще основании вы считаете себя слабовольной?— спросил я, представив в вообра-жении ее «человека привычки» в окружении близких. — Например, пыталась три раза бросить курить, но не смогла. Стоит мне оказаться в гостях или в общении с кем-либо, как позыв к курению становится невыносимым,— поясняла она откровенно. Я подумал о том, что в ней импульс к курению настолько крепко сросся с общением, что при лю-бом акте общения немедленно возникает потребность манипулировать сигаретой. Видно было, что ей очень хотелось курить, но она стеснялась попросить разрешения Я разрешил ей курить. Оказалось, что она очень изящно манипулирует сигаретой и становится спокойней. Я понял, что для нее на дан-ном этапе отказ от курения невозможен даже в мыслях. — А зачем вам отказываться от курения?— спросил я доверительно.— Вы (201:) еще молоды и можете долго транжирить свое здоровье. Вам идет курить. Почему бы вам не извлечь пользу из куре-ния?— предложил я. Ее удивление граничило с возмущением. — Ведь курение вредно!— сказала она назидательно.— Какую же пользу можно из него извлечь? Я ее спросил, испытывает ли она удовольствие от курения. — Да,— ответила она.— Особенно в тех случаях, когда ради сохранения здоровья пытаюсь огра-ничить число сигарет: от 25 сигарет в день до 5. Тогда каждая сигарета дает очень много приятных ощущений. Я взял листок и напечатал несколько предложений повелительного характера Вроде: «Я говорю медленно! Я говорю немножко нараспев! Я выслушиваю до конца собеседника, чего бы это мне ни стоило!» Я показал ей текст и спросил, устраивает ли он ее. — А, это формулы самовнушения! — поняла она. — Но я уже пробовала.. Не действует! Могу по-вторять их до одурения, но стоит оказаться в ситуации общения, как я не контролирую себя. Я ей объяснил, что это не формулы самовнушения, а средство самоконтроля. «Любое поведение, если оно сочетается с удовольствием, усиливается. А сдерживание ведь тоже акт, который может рассматриваться как поведение. Говорение нараспев тоже поведение, точно так же, как выслушива-ние собеседника,— пояснил я.— А теперь представьте себе, что вы позволяете себе удовольствие от сигареты в том случае, если вам удалось осуществить одно из описанных здесь поведений Притом немедленно. Никогда не позволяйте себе сигареты, если вам не удастся осуществить одно из пра-вил,— сказал я строго и внушительно.— Пусть это продолжается постоянно. От курения не отказы-вайтесь, но только при соблюдении этого правила Но все-таки создайте оптимальную численность сигарет, чтобы уровень удовольствия от каждой из них был максимален. Потом через месяц позвони-те мне». Читатель, наверное, уже понял мой замысел. Задача состояла в том, чтобы усилить сдерживание и контроль речевого поведения. Для этого используется удовольствие хотя и от вредной, но зато силь-ной привычки. Примерно через две недели раздался телефонный звонок и женщина с приятным голо-сом спросила меня, узнаю я ее или нет. Я ответил, что нет. — Юрий Михайлович! Вы меня не узнаете?! Это так приятно. Но меня теперь никто из моих зна-комых по телефону не узнает. Я им говорю, что я Ирина, они мне отвечают: перестаньте нас дура-чить, мы Ирину знаем по голосу! Мама говорит, что меня как подменили. Все это было сказано размеренным голосом с прекрасной дикцией и уместными паузами. Эта женщина постепенно, соблюдая нетрудное для нее условие, выработала в своем «человеке привыч-ки» сдерживание, способность говорить плавно, не торопясь и не боясь, что ее не выслушают, и спо-собность прекратить речь и выслушать собеседника, что ранее было для нее почти невозможным. Правда, этого приема хватило ненадолго. Она, по-видимому, перестала работать над собой, а ее экспансивность определялась (202:) более глубинными личностными факторами, которые в конце концов взяли верх. И когда я ее еще раз увидел через год, ее временно устраненные недостатки про-явились в полной мере: она развелась с очередным мужем. Дело было в чем-то другом, чего мы не касались, когда стали вырабатывать плавную и сдержанную речь. Я хочу здесь подчеркнуть, что природа удовольствия, с помощью которого подкрепляется выраба-тываемое поведение, не имеет значения. В данном случае нам удалось использовать для хороших це-лей удовольствие от порока. «Человек привычки» устроен примитивно, и он не различает, откуда возникает удовольствие. Поэтому его следует дрессировать путем наград за хорошее поведение. В слове «дрессировать» нет ничего, что принижало бы наше чувство достоинства. Хотя сознание важ-ности выработки нужной привычки способствует более быстрому ее образованию, но это не исклю-чает того, что «человека привычки» я дрессирую, награждая и наказывая его. Однако, хочу я этого или нет, наше самосознание выполняет эту работу без нашего участия и избирательно. В данном слу-чае сознание взяло на себя функции самосознания и быстро выработало соответствующее сдержива-ние. Для этой женщины главным было овладеть своим общением, и лишь только после этого можно было начинать борьбу с курением. Этот пример приведен для того, чтобы показать, что удовольствия жизни можно включить в само-воспитание и извлечь из них максимум пользы, помимо радости, приносимой «человеку привычки». В целом все привычные радости могут быть использованы для выработки в себе желательных ви-дов поведения, которые стали бы устойчивыми формами проявления нашего «человека привычки». Для этого достаточно, чтобы этим радостям предшествовали желательные виды поведения. Если вы награждаете себя конфетой за то, что перед этим вам удалось сделать что-то хорошее, скажем, выполнить хорошо и с удовольствием домашнее задание, сделать уборку в квартире, что вам раньше делать не нравилось, то можете быть уверены в том, что чем сильнее удовольствие, которое вы получите от этой конфеты или от чего-то другого, тем сильнее будет закрепляться в вашем «чело-веке привычки» данный вид поведения, предшествующий этому удовольствию. Вы человек, и у вас есть сознание, принявшее решение дрессировать вашего «человека привычки», и ему от этого некуда деться. Вы заметите, что и предшествующие удовольствиям действия вам будут даваться легче, воз-никать спонтанно, с меньшими усилиями, доставлять больше радости. Как говорят психологи, уси-лится мотивация этих действий, так как мотив всегда есть предвосхищение некоторого приятного пе-реживания. Однако надо иметь в виду, что переживание радости выращивает любое поведение, хорошее или плохое. Поэтому если вы злословили, солгали, предались лени (лень ведь тоже (203:) определенное поведение), нагрубили, проявили агрессию и если после этого было что-то приятное, не обязательно оттого, что вы это сделали, то все равно тенденция к усилению этих действий будет налицо. Ни одно переживание не проходит бесследно! Вот поэтому-то слепая любовь, неразборчиво награждая дитя радостью, чаще выращивает пороки, чем добродетель. Однажды, после лекции по самовоспитанию, один из слушателей заявил мне, что ему это не нра-вится. — Ведь человек — это самосознательное существо, а вы предлагаете какую-то примитивную дрессировку. Может быть, нужно воспитывать силу самосознания, а не привычки. Ведь самосознание может преодолеть привычки. Так можно подходить к дрессировке собак и кошек, а не к человеку. Я понял его возмущение. Действительно, нам бывает тяжело признать, что наряду с самосознани-ем и высшей сферой проявления личности в нас существуют системы, уровень существования кото-рых не поднимается над биологией и поведение которых определяется тем, чему научилось наше те-ло. Психологи выделяют даже висцеральное научение, происходящее в наших органических системах. Представим себе на минуту, что наш желудок научился реагировать отделением крепкого, кислого желудочного сока не на бифштекс, который мы видим, а на социальную ситуацию, скажем, на обиду, или неудачу, или потерю любви. Что будет происходить? А то, что желудок будет выделять крепкий и кислый сок в ответ на изменения моих отношений, а не на появление бифштекса. Сколько смогут стенки желудка выдержать такое неправильное и «своевольное» его поведение? А все дело в том, что примитивный «человек привычки» научился вести себя подобным образом, и вы, царь природы, чув-ствуете, что больны. И никакая диета не спасет вас, пока желудок ведет себя подобным образом. Вам нужно переучить своего примитивного «физиологического человека», чтобы он не реагировал так на социальные ситуации. Только тогда вы почувствуете себя здоровым, не будете отделять кислый сок на обстоятельства, никакого отношения к приему пищи не имеющие. Я привел этот грубый пример, чтобы показать, что каждый из нас содержит в себе еще и «физиологического человека» и лишь над ним «человека привычки», «человека воли», «человека морали» и, наконец, личность, которая стре-мится всех соединить в одно целое. Однако уровень «человеков», которых личность хочет заставить работать по единому плану, различен: «человек привычки» имеет более высокий уровень, чем «фи-зиологический человек», а «человек воли» выше «человека привычки». И к каждому нужно приме-нять свои методы. «Человека привычки» следует обучать методами, какими формируются навыки по законам научения. Если «человека привычки» не окультуривать, то он войдет в силу и победит «че-ловека воли» и морали. Ведь «человек привычки» находится в союзе с физиологией. Это очень древ-ний человек. Если вашей Я-концепции на 3-4 года меньше, чем ваш хронологический возраст, запи-санный в (204:) паспорте, то «физиологическому человеку», формируемому с помощью генетическо-го кода, около полутора миллионов лет! Об этом нельзя забывать. — Однако эта программа неразрешима,— возразил мне один оппонент.— Ведь невозможно орга-низовать свою жизнь так, чтобы нашим удовольствиям обязательно предшествовали какие-то полез-ные и нужные действия, которые мы хотим выработать. Так можно превратиться в робота. А человек не автомат, а самостоятельное существо. Оно может принимать самые странные решения и даже ме-нять их без видимой причины,— заключил он свое возражение. Я согласился с ним, что человек свободно меняет решения, но заметил, что неправильно думать, что это происходит без причины. Эти причины могут быть неизвестны внешнему наблюдателю, но они понятны самому человеку, так как обусловлены мотивами изменения решения. Но я также заме-тил, что для самовоспитания совсем не нужно превращаться в запрограммированного робота. Нужно просто иметь установку к тому, чтобы положительные переживания выступали в качестве эмоцио-нального подкрепления тех действий, которые должны быть выработаны и закреплены в репертуаре нашего поведения. Для этого не обязательно, чтобы каждое хорошее действие подкреплялось удо-вольствием, но если у вас выработалась данная установка, то в процессе жизни будет чаще происхо-дить эмоциональная поддержка желательного поведения, чем при ее отсутствии. Разве плохо со вре-менем обнаружить, что письменный стол воспринимается вами с явным удовольствием и желание работать за ним усиливается. Разве не обрадует вас, когда вы почувствуете, что вам за этим столом требуется все меньше времени, чтобы полностью войти в работу, легче сосредоточиться и не прихо-дится с такой силой принуждать себя к началу работы, как это было раньше. Ради этого можно при-ложить и незначительное усилие, чтобы реализовать эту установку. Когда я был студентом, то стремился, как будто в шутку, применять на себе то, что написал выше. Уже примерно через месяц я заметил, что описанные выше симптомы с рабочим столом и вхождени-ем в работу представляют собой приятную реальность, и мне стало легче учиться! Как только мне удалось почувствовать положительные результаты моей схемы, мое желание приурочивать к повсе-дневным удовольствиям какие-то полезные дела усилилось. И это оказалось тоже нетрудным. Я дрес-сировал своего «человека привычки» в связи с учением в институте Настолько успешно, что закон-чил институт вместо пяти лет в два е половиной года. Я учился на заочном отделении, и тогда разре-шалось досрочно сдавать экзамены и зачеты. И для этого мне не требовалось особых усилий, и все это делать мне было приятно! Это произошло не потому, что у меня были какие-то особые способно-сти к самоуправлению. Те области и стороны жизни, которые я не воспитывал в себе, изменялись, но незначительно. Меня каждый раз огорчал тот факт, что не всегда удавалось использовать (205:) радости в соот-ветствии с моей установкой. Человек устроен так, что при предвосхищении радости обо всем забыва-ет и концентрируется на том, что должно произойти в ближайшее время. Потребовались значитель-ное время и усилия, чтобы научить говорить себе «стоп!» перед тем, как должно происходить что-то приятное. Мне сейчас смешно, но научила меня этому домашняя кошка! Я заметил, что она не набра-сывается на еду как дикий зверь, а совершает некоторые ритуалы: обходит лакомый кусочек, садится рядом, спокойно обнюхивает и осторожно приступает к получению пищевого наслаждения. Я срав-нил собственное поведение в предвкушении утоления голода, и сравнение оказалось не в мою пользу. Я набрасывался на пищу именно неосмотрительно. Я решил в случае любого приятного предвкуше-ния сдерживать себя и осмотреться. «Чем ты хуже кота?» — думал я. Оказалось, это делать не так трудно. Но возникли вопросы: чем заниматься в этот момент? о чем думать? Сначала я старался со-средоточиться на объекте удовольствия и ориентироваться на то, чтобы извлечь из него как можно больше положительных эмоций. Но потом увидел бесполезность этого. «Что это мне дает?» — задал я себе вопрос. И однажды меня осенило. Ведь я могу в уме воспроизводить те виды поведения, кото-рые мне предстоит усилить и развить! Тогда я в эти моменты сдерживания перед чашечкой кофе, или наслаждением книгой, или общением уделял только десяток секунд, чтобы представить себе свой ра-бочий стол и то, как я за ним работаю. И это было правильное решение. В эту паузу с помощью вооб-ражения я представлял виды желаемого поведения, имевшие место в прошлом и соответствующие моей установке на самосовершенствование. Оказалось, что работа воображения почти полностью может заменить реальное исполнение действия. Она даже имеет преимущество: я могу воспроизвести ту ситуацию и поведение, которые считаю нужными, не дожидаясь обстоятельств, которые сделали бы их возможными. Именно после этого прогресс стал настолько ощутимым, что я его заметил сразу. Теперь, когда я обучаю психической саморегуляции моих учеников, я в первую очередь учу их правильно осмысливать предстоящее удовольствие, даже если оно появилось неожиданно. Предста-вив, как это действие исполнялось в прошлом, совсем недавно, следует, например, сказать себе: «Я награждаю себя этой радостью за то, что хорошо вскопал эти грядки в огороде нашей соседки, ста-рушки!», если ты хочешь развивать в себе альтруистические тенденции. Ты тем же можешь награ-дить себя за то, что вдохновенно работал над неприятной работой. Вообще человек большей частью задумывается над необходимостью работы над собой, если встречает препятствия или эмоциональ-ные барьеры в исполнении своей ведущей деятельности — учении, труде. Вот в эти моменты, когда испытываете затруднения что-то делать, полезно дать ход воображению в направлении той награды, которую вы получите вследствие выполнения дела. Чем сильнее воображение, тем больше эффект. Потом вы заметите, что такого рода упражнения способствуют усилению воображения, делают его ярким и удивительно конкретным. — А не будет ли человек, занимающийся такого рода тренировкой, выглядеть странно?—спросил меня оппонент.— А не (206:) снизит ли такого рода воображение тот уровень удовольствия, который мы можем получить? Ведь это отвлекает внимание на объекты, не связанные с получением радости. Я ответил, что происходящее в нашей голове невидимо для наблюдателя, каким бы он вниматель-ным ни был. По крайней мере он не знает, о чем вы задумались в течение 15 секунд. Я практикую это давно и не заметил, что после такого кратковременного акта воображения я получал меньше наслаж-дения от бифштекса, приключенческого фильма или общения с приятными людьми. Правда, иногда забываешь делать это. Я рекомендую не обвинять себя в этом случае в нарушении установки. Чело-век не автомат. Вы можете ошибаться, но установка свое возьмет, и вы реализуете свою программу. В отличие от робота, вы сами составляете программу своего поведения и сами ее выполняете. А это чего-то стоит! Чтобы лучше использовать радости вашей жизни, необходимо иметь ясные представления о том, какие виды поведения вы желаете превратить в привычку. А привычка не только некоторый стерео-тип поведения, но и определенная реакция на свойства ситуации, образы, «запускающие» данную привычку. Поэтому в процессе воображения нужно правильно представлять формируемое действие, которое должно превратиться в привычку. Что нужно для этого сделать? 1. Ясно представить извлекающий образ и воспроизвести его в сознании. Например, учебник на столе или дневник могут быть пусковыми образами, если вы в прошлом реагировали на них как на импульс к началу работы. Он может быть и другим. Например, для одного моего ученика это был го-лос матери, напоминающей о том, что пора готовить уроки. Поскольку он любил свою мать, то ему приятно было представлять ее голос и проигрывать в воображении свою работу. 2. Действие кратко проигрывается от начала до конца, и ясно представляется его результат. Для воображения нужно мало времени. Если вы писали сочинение на прошлой неделе в течение двух ча-сов или в два присеста, то в воображении вы можете «прогнать» все это за 15 секунд. Яснее всего на-до представить полученный результат и сравнить его с ожидаемым результатом, целью. В этом пред-ставлении надо акцентировать внимание именно на признаках соответствия и хороших качествах ре-зультата, не «включаясь» в его отрицательные свойства. Скажите себе, что в следующий раз это бу-дет сделано лучше. 3. Специально сосредоточьте свою мысль на том, что этот результат вас интересует сам по себе, безотносительно к его оценке со стороны учителя, товарищей и других значимых для вас людей. Ес-ли этот результат оплачивается, то нужно отделить от себя материальный интерес и сказать себе, что вы это дело сделали хорошо независимо от того, какую плату -получите. Это необходимо, чтобы за-крепить в себе установку на полную поглощенность делом безотносительно к его оценке со стороны (207:) других и установку на непривязанный труд, творческий труд ради самого труда. 4. Нужно сказать себе, что вы награждаете себя именно за эти (1-3) свойства вашего действия и за то, что вы его выполнили таким образом. Вначале эти этапы представления будут протекать медленно, но после того как отработается при-вычка такого думания, достаточно будет 10-15 секунд, чтобы свернуто проиграть ваше прошлое хо-рошее и желаемое действие. Выбор действий, которые вы проигрываете подобным образом, опреде-ляется вашей программой самовоспитания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как извлечь пользу из радости?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»