Увидев вашу улыбку, я улыбаюсь в ответ, подкатившийся к моим ногам футбольный мяч автома-тически вызывает удар, кубик Рубика вызывает желание его собрать. Вспомним, что привычное дей-ствие вызывается автоматически образом-стимулом. Поэтому желающий выработать привычку и управлять собой с ее помощью должен прежде всего выработать образы-стимулы к действию. Они могут вызывать поведение двух классов: направленное в сторону этого стимула или избегание (пред-ставив себе бормашину, мы с трудом подавляем в себе импульс к бегству, и только «человек воли» ставит нас на место, принуждая сохранять приличия в общении с врачом). Когда мы стараемся выра-ботать в себе определенное поведение, то нужно ясно определить, какой образ его вызывает. Напри-мер, вид сигареты или пепельницы автоматически вызывает у курильщика желание схватить сигаре-ту, спички и закурить. Если же под рукой их не окажется, то вероятность того, что курильщик заку-рит, меньше. Однако образ сигареты и всего, что связано с курением, может возникнуть и без ее вос-приятия, благодаря бесконтрольному действию воображения. Поэтому курильщику, наверное, в пер-вую очередь нужно подумать о том, чтобы в нем не возникали определенные стимулы-образы, если он на самом деле хочет отказаться от этой ужасной привычки. То, что мы сейчас узнали, налагает определенные требования к саморегуляции. Если возник образ, вызывающий действие, то дальше все идет автоматически; и если мы захотим прекратить его дейст-вие, то нам. придется совершить насилие над ним, заблокировать его. Это уже насильственная акция. Если мы хотим этого избежать и культивировать ненасилие, нам придется быть более бдительными к окружающей среде и к собственному воображению, так как побудитель импульса, вызывающего привычку, скрывается в свойствах окружения и мышления. Главное внимание нужно направить на эти стимулы. Если я могу управлять этими стимулами-образами, или, как их еще называют, пусковыми образами, то я смогу управлять своими привычками. Это первый механизм, который нужно знать для управления привычками. Конечно, управлять этими пусковыми образами намного сложнее, чем говорить об этом, хотя само знание уже кое-что дает. По крайней мере я буду внимателен к окружению и к собственному воображению, не буду думать, что позыв голода вызван голодной кровью, а не внешними обстоятельствами и моим собственным вооб-ражением. В связи с этим я также должен знать, что эти образы могут возникать под давлением внут-ренней среды, потребности. Однако действие не возникает само по себе, а всегда имеет определенную цель и дает некоторое удовлетворение. Предвосхищение этого удовлетворения и создает побуждение к действию, особенно если стало привычным получать удовлетворение именно (176:) с помощью данного действия. Это второй механизм, который надо знать, если мы хотим сформировать действие или его устранить. По-скольку действие вызывается предвосхищением какого-либо удовлетворения, то вместо того, чтобы задерживать импульс, мне легче заменить удовлетворение от одного действия удовлетворением от другого действия, если первое нежелательно. Курильщик должен научиться получать удовлетворение от других действий (например, от обще-ния, разгрызания леденцов и т.д.), тогда ему легче будет сдержать и вытеснить привычное действие курения. Лучше всего курильщику иметь сырные палочки, сделанные в форме сигареты. При позыве к курению он достает из сигаретницы нечто похожее на сигарету, разминает его, вставляет в рот, иг-рает со спичками и, немного пососав палочку, получает удовольствие не меньшее, чем от табачного дыма, особенно когда голоден, т. е. привычный механизм получения удовольствия после выполнения действия используется для смещения удовольствия в сторону пищевого. Это смещение уменьшает степень насилия, которое он совершает над собой. Это важно для перестройки актуальной парадигмы управления самим собой. Любое действие определенным образом регулируется. Например, мы должны координировать действие питья, особенно в момент, когда подносим стакан ко рту. В привычках такая координация осуществляется автоматически. Но когда мы намерены контролировать действие сознательно, то должны делать объектом своего наблюдения этот процесс координации, обратной связи, что немед-ленно уменьшает мотивацию и импульс к выполнению действия, так как ее цель исчезла из сознания. Это сосредоточение внимания на психической структуре действия, на программе, на обратной связи важно не только для контроля действия, но и для выработки нового, замещающего действия. Для того чтобы оно стало автоматическим, недостаточно просто его повторять, но, по мнению психолога П. Я- Гальперина, надо его осознать и ясно представить структуру действия. Поэтому если я хочу научиться, например, правильно держать скрипку, то должен обращать осо-бое внимание на правильность всех приемов этого действия. Овладение действием, создание привыч-ки всегда связано с усвоением и управлением всеми функциональными элементами действия. В этом состоит третий психический механизм образования привычки. Сознательное овладение этими психическими механизмами способствует выработке привычки, постепенному ее подчинению сознанию и воле. «Человек воли» подчиняет «человека привычки» че-рез знание. Поэтому-то знание и есть сила. Этот принцип давно используется психотерапевтами при устранении некоторых навязчивых состояний. Любой психотерапевт знает, что привычка — не просто автоматизированное действие, но дейст-вие, связанное с (177:) потребностью в нем, что проявляется в стремлении получить удовольствие от привычки. Этим привычка отличается от навыка, тоже автоматизированного действия, но в исполне-нии которого нет потребности. Поэтому психотерапевт стремится к тому, чтобы навязчивое привыч-ное действие с помощью определенного навыка переключить на удовлетворение другого рода. На-пример, пациент жалуется на то, что в состоянии волнения начинает непроизвольно хрустеть костяш-ками пальцев или навязчиво считать шаги перед входом в школу. Никакие попытки прекратить эти действия со стороны больного не приводят к успеху. Чем сильнее он старается этого не делать, тем сильнее проявляется навязчивость. Психотерапевт ему говорит, чтобы он перестал насиловать себя, а, наоборот, постарался понять, в каких обстоятельствах это действие возникает и какого рода удоволь-ствие он при этом получает. Врач рекомендует, выполняя в следующий раз это действие, вниматель-но пронаблюдать, как око осуществляется, осознать его. После некоторого времени наблюдения это действие постепенно начинает подчиняться сознанию, более того, с момента, как пациент усвоил и смог представить потребность, удовлетворяемую в этом действии, способности контролировать дей-ствие возрастают. Сделать привычку сознательной — значит научиться ею управлять. А когда мы не осознаем ее, то она не подчиняется нам и работает сама через нас. Так действуют любые привычки — и хорошие, и плохие. От хороших нам польза, а от плохих вред. Но психические механизмы тех и других одинаковы. Поэтому, зная их, мы облегчаем себе выработку полезных привычек и устранение вредных. Механизмы привычек ковыряния в носу и самомассажа одинаковы. Они различаются тем, что мы по-разному относимся к ним. Разница еще и в том, что ковыряние в носу возникает непроиз-вольно, в самый неподходящий момент, а самомассаж мы делаем произвольно. Задача управления состоит не только в устранении нежелательного поведения в другом или в себе, не только в вызывании желательного поведения, которое было сформировано ранее; она состоит также и в том, чтобы на основе имеющихся уже программ элементарных реакций, действий создать новое поведение. Если я не умел писать, а сегодня умею, то это является следствием управления про-цессом научения данному действию. Эти действия можно довести до уровня навыка, привычки; и опять-таки при этом совершается процесс управления как самим собой, так и другим, если я выраба-тываю их в нем. С момента, как человек понял преимущество привычки или навыка перед сознательным действи-ем (они не требуют напряжения внимания и сознательной концентрации, отнимающей много психи-ческой энергии), он стремился вырабатывать привычки путем повторения определенных действий в соответствующих обстоятельствах. Он также заметил, что некоторые повторения эффективны, неко-торые — нет. Многие действия повторяются часто, но все равно не превращаются в навык. Но не-смотря на это он (178:) все равно стремился упражняться, когда нужно было выработать навык. Действия, основанные на знании, всегда эффективнее. Они быстрее превращаются в навык. Когда мы хотим выработать в себе полезные привычки, нам нужно знать, как совершается процесс превра-щения обыкновенного действия сначала в навык, а потом, может быть, и в привычку. Нужно знать закономерности научения, чтобы эффективно учить себя желательным действиям и при необходимо-сти превратить их в навык или привычку, присоединив к навыку потребность исполнять это дейст-вие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кое-что о психических механизмах» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»