Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольст-вия от познания. В познании самого себя, как понял читатель, нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные механизмы, например оправдание своего агрессивного поведения к жене, вызванного чувством вины перед ней, как действий, направленных на воспитание в ней добро-порядочности или кротости, или действий, которые имеют смысл «устранения в ней недостатков», как заявил мне один пациент,— оттого что вы это узнаете, вряд ли вам это будет приятно. Однако эта горечь окажется целительной в том случае, если вы склонны работать над собой в на-правлении познания механизмов психической защиты с целью их устранения. Следовательно, позна-ние себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целя-ми вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания, которое может скрасить шок, неприятность от открытий, — это самосовершенствова-ние. Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т.е. резуль-таты, к которым необходимо (135:) стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Ка-ковы могут быть цели самосовершенствования и самоопределения? Я изучал, какими хотят быть подростки и юноши. В общем можно констатировать почти полное незнание ими подлинных целей самосовершенствования и замену их частными и незначительными целями. Один хочет победить всех в беге на сто метров, другой — развить память, третий — нау-читься управлять самолетом и поступить в летное училище, четвертый решил тренироваться в боксе, чтобы побить обидчика, который его однажды унизил. Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней, хорошая специальность и зарабо-ток, выбор красивой жены или хорошего мужа, обладание вещами и многое другое. Выбор этих це-лей прост, так как они навязываются всем образом жизни и средствами массовой коммуникации. Чтобы остановиться на этих пунктах самопроектирования в будущее, не требуется ни ума, ни реши-мости. Однако меня поразило другое: почти никто из моих собеседников не задавался целью выра-ботки личных качеств, необходимых для достижения указанных целей. В самом деле, что необходимо, чтобы быстрее всех пробежать стометровку? Ведь для этого юно-ша должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, режим дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздно-му времяпровождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения с учителями, товарищами, владение собой в критических ситуациях и многое другое. Зна-чит, для достижения указанной цели необходимо достижение многих частных целей, далеко не пол-ный перечень которых я привел. Но если внимательно присмотреться к этим частным целям, то уви-дим, что достижение их может обеспечить не только лучшее время в беге на сто метров, но и реали-зацию многих других жизненных целей, таких, как поступить в летное училище, научиться хорошо летать на самолете, стать хорошим боксером, овладеть хорошей профессией, зарабатывать достаточ-но много денег, построить семью и сохранить любовь, быть привлекательной личностью. Кроме того, узкая цель — лучше всех пробежать сто метров — может потерять свою привлекательность, так как со временем может уменьшиться интерес к бегу. А если случится травма, делающая невозможной карьеру бегуна? Когда человек превратился в придаток своей способности к бегу и его сознание пол-ностью поглощено этим, то неудача начинает переживаться как крушение надежд, как кризис. Смысл этого кризиса состоит в том, что он должен этого человека научить той простой истине, что каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели так, чтобы они в любом слу-чае, при любых стечениях случайных обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели вроде упомянутых, а общие цели, (136:) которые должны способство-вать развитию индивидуальности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и лю-бых частных и одновременно жизненно важных целей. Поэтому постановка целей самосовершенст-вования с последующим самоопределением в жизни — задача непростая. Каким я хочу видеть себя? Вот вопрос, на который нужно ответить после того, как мы познакоми-лись с самим собой. Первое, над чем следует задуматься,— это гармония наших черт. Если одна черта развита чрезмерно, а другая только в зачаточном состоянии, то обе они нуждают-ся в коррекции, исправлении. Еще Аристотель писал, что добродетель состоит в соблюдении золотой середины. Например, серединой между безрассудной смелостью и трусостью может быть только му-жество, сочетающее в себе и осмотрительность трусости, и энергию отваги. Каждая черта носит по-лярный характер: уверенность — неуверенность, чувствительность — толстокожесть, общительность — замкнутость, педантизм — неорганизованность, экстраверсия — интроверсия и т.д. Любая из них, получив чрезмерное развитие, приводит к деформации характера и дезорганизует поведение. Лица сверхточные теряют способность к нормальной работе и учебе, так как стремление довести свое дело до полной точности истощает их силы, а если попадается такая жизненная задача, которую совер-шенно невозможно точно решить, то она для них оказывается роковой, так как после столкновения с нею они заболевают неврозом. Решительность часто приводит к преждевременным и необоснован-ным решениям, а нерешительность, наоборот, ведет к неудаче вследствие чрезмерных колебаний в принятии решения. Чрезмерная общительность дает нам тип человека, который в общении с каждым хочет произвести впечатление, не в состоянии уединиться и подумать над своими делами; замкнутый же не может включиться в совместную деятельность и использовать возможности кооперации, полу-чить помощь или оказать ее другим. Склонность к чистоте в своей чрезмерности вырабатывает сверхбрезгливость, в результате которой человек теряет способность не только нормально питаться и жить, но и общаться. Способность испытывать чувство вины является нормальным явлением для человека. Эта эмоция избавляет каждого из нас от искушения обижать своих близких. И это нормально, если данная спо-собность не развита чрезмерно. Один из моих пациентов постоянно чувствовал себя виноватым, осо-бенно перед матерью. Это чувство его не оставляло даже после ее смерти, и он тратил огромные уси-лия для ослабления чувства вины: все свои средства тратил на сооружение дорогого памятника на ее могиле. Но это чувство его не отпускало даже после того, как этот памятник был сооружен. Ритуалы, связанные с уходом за памятником, давали только временное облегчение. Не касаясь причин этого навязчивого чувства вины, мы можем сказать, что подобная чрезмерная эмоция делала невозможным достижение не только гармонии черт, но и какого-либо сносного согласия с самим собой. Аналогич-ные (137:) ситуации имеют место, если какая-либо другая эмоция получает чрезмерное развитие, на-пример стыд, обида, отвращение или зависть. Я мог бы увеличить число примеров из моего опыта консультирования, показывающих, что достижение гармонии черт или согласия с самим собой со-ставляет одну из важнейших и жизненно необходимых целей самосовершенствования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цели самосовершенствования» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»