Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в част-ности для самовоспитания, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями. В предисловии я заметил, что самовоспитание — это не особое занятие, которое выбирает чело-век, так же как он выбирает профессию. Самовоспитание — это определенный тип отношения, по-ступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определен-ному идеалу. Каким я должен быть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя. Само-воспитание является необходимым условием для человека, который уважает, любит себя, заботится о себе. Любовь к себе нельзя пугать с эгоизмом. Эгоист тем и отличается от любящего, чго не в состоя-нии любить себя и потому не может любить и других. Это утверждение кажется парадоксальным, ес-ли принимать во внимание обыденное словоупотребление понятий «эгоизм», «любовь», «предан-ность». Но не торопитесь. Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви. Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенство-ваться, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете любить себя. Если начинать с отвра-щения к себе, мало что получится. Когда я ленив, лжив, болезнен, хил, неудачлив, то я беспощаден к тем, кто меня любит. Если я таков и с этим мирюсь, отношусь к себе равнодушно, то причиняю дру-гим, в особенности тем, кто меня любит, страдание, беспокойство. Если жена меня любит, а я не-удачник в силу слабоволия или недостатка способностей, то это причиняет ей боль. Если бы она меня не любила, то, может быть, ей было бы легче жить со мной, неудачником. Получается, что я эксплуа-тирую ее любовь ко мне. Для тех, кто меня любит, мое существование является источником страдания. Самим своим быти-ем я приношу им страдание. Поэтому я должен стать лучше. Я должен любить себя. Если мы не лю-бим себя, то мы не любим и других. Самовоспитание же имеет целью сделать лучше, счастливее не только нас, но и всех, кто находится с нами в каких-либо отношениях. Самовоспитание представляет собой процесс, осуществляемый постоянно. Любое событие можно рассматривать как (134:) причиняющее радость или страдание, как испытание. Но, переживая его, можно стать хуже или лучше. Если я получил удовольствие оттого, что сделал что-то плохое, я на время был радостным, но в результате этой радости тенденция к плохому по законам психологии усилилась, так как получила положительное эмоциональное подкрепление. Законы научения способ-ствуют закреплению того поведения, которое приводит к плохому. Если мне стало приятно после то-го, как я злословил, то поведение злословия будет закрепляться в той мере, в какой я получил от это-го удовольствие. Если я получил странное удовлетворение оттого, что, будучи учителем, отругал нерадивого уче-ника, то моя сварливость усилилась на какую-то величину, которая вначале была и незаметна. Зна-чит, совершая подобные действия и в особенности получая от них удовлетворение, я совершил акты самосозидания, которые могут быть квалифицированы как антивоспитание самого себя, поскольку развивающиеся качества моей индивидуальности являются плохими, вредными. Другое дело, если я испытал радость оттого, что помог ученику, который мне совсем не нравится, разобраться в чем-то. Эта радость усиливает во мне черту альтруизма и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуж-дается. Но если при этом я испытал удовольствие самоутверждения, то эта помощь также окажется актом антисамовоспитания, так как она усилит во мне стремление к примитивному самоутверждению за счет несовершенства и незнания других. Можно было бы число подобных примеров увеличить. Но читателю ясно, что самовоспитание осуществляется в каждом поступке, ситуации. И задача состо-ит в том, чтобы иметь постоянную установку к самосовершенствованию и знать его цели.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самовоспитание» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»