Воля сама по себе не представляет ценности. Она приобретает нравственное содержание в резуль-тате определения того направления, в котором осуществляются волевые усилия. Воля становится нравственной или безнравственной благодаря целям, которые ее возбуждают. Ведь человек, рабо-тающий во зло, тоже прилагает определенные усилия. Наше слабоволие часто обнаруживается именно в те моменты, когда мы не можем заставить себя сделать то, что требуется с позиций нравственной личности. Значит, в каждом из нас находится не только «человек привычки» и «человек воли», но еще и «человек нравственный». Самопознание включает изучение не только своей воли, т.е. возможностей того, в какой степени я могу координировать свое поведение и управлять «человеком привычки», но и того, ради чего я это делаю. Для нас не безразличны те механизмы, с помощью которых мы можем управлять своим нравст-венным поведением ради достижения более высоких целей Рассмотрим угрызения совести подрост-ка, который, верный долгу товарищества, склонен покрывать безнравственные и опасные проступки товарища, способные привести этого товарища к печальному финалу. Чтобы в этой ситуации принять правильное решение и провести его в жизнь, от подростка требуются сильная воля и развитое нрав-ственное чувство, которое могло бы противостоять ложному товариществу. Слабость «нравственного человека», заключенного в нас, находит подчас довольно неожиданные проявления. Это и женщина, которая из чувства стыда перед людьми, которые могут ее осудить, про-должает жить с алкоголиком, который уже полностью разложил всю ее семью и терзает ее детей, превращая их в невротиков; и девушка, которая соглашается на брак с нелюбимым человеком лишь потому, что она по слабости вступила с ним в интимную связь; и руководитель, который не может наказать своего подчиненного лишь потому, что с ним вместе учился в институте и когда-то они бы-ли друзьями. Жизнь предъявляет к каждому из нас высокие и подчас неожиданные требования, которые боль-шей частью апеллируют к нашему «человеку нравственности». Способность к нравственному сужде-нию и следованию ему в жизни характеризует нравственную волю человека. Однако в жизни встре-чается немало людей, у которых нравственное чувство может быть высоким, но недостаток воли и самодисциплины не дает им возможности реализовать (40:) это в жизни. Тогда возникает внутренний конфликт, проявляющийся в угрызениях совести, которая сурово карает нас за то, что мы не можем следовать велениям морали. Конфликты в нравственной сфере личности определяются общим нравственным строем общества. Для понимания этих конфликтов нужно знать происхождение морали. Представление о том, что мо-ральные нормы кем-то даны и существуют как некоторый кодекс, поддерживаемый силой нравствен-ного духа общества, относятся к донаучным представлениям. Нравственные нормы постоянно поро-ждаются и поддерживаются в человеческом общении, прежде всего в малых группах: в семье, в ре-ферентной группе. Они поддерживаются и контролируются такими эмоциями, как страх, стыд, чув-ство вины. Всякий раз, когда поступки человека даже в мыслях отклоняются от некоторых требова-ний, он испытывает какую-либо неприятную эмоцию, которая затухает, если он начинает соответст-вовать этим требованиям. Эти требования зафиксированы в сознании и соответственно в привычках, обычаях; следование этим привычкам, обычаям, предписаниям сочетается с благоприятными пере-живаниями, а отклонение — с неприятными. Человек нравственный помнит эти предписания и регу-лирует свое поведение так, чтобы уменьшить переживание эмоций, вызываемых отклонениями от предписаний. Нравственное поведение само по себе может и не нуждаться в волевой регуляции. Если удоволь-ствие, которое человек хочет получить в результате действия, которое считается стыдным, не стоит того, чтобы страдать, переживая стыд, то это действие будет прекращено, заблокировано нашим Я, сознанием. Но для этого нужно иметь хорошее воображение, которое может достаточно отчетливо представить далекие последствия этого стремления. Следовательно, сила нравственного человека опять-таки зависит от способностей мышления и воображения, способностей управлять своим умом. Безнравственный человек часто бывает поглощен своими желаниями и не в состоянии представить отчетливо последствия действий, ведущих к удовлетворению этого желания. Его сознание сфокуси-ровано на объекте удовлетворения, и его воображение занято только воспроизведением ожидаемого наслаждения, что усиливает активность. Он не контролирует себя. Если на самоконтроль смотреть «изнутри», то он возможен только благодаря мышлению и вооб-ражению последствий своих действий. Если воображение молчит и не выходит за пределы объектов страсти, то это ведет к потере ориентировки. Не контролирующий себя человек может быть безнрав-ственным, а чаще всего врач его квалифицирует как психопата, если его активность освобождает много энергии в агрессивном поведении, в гневе. Но если мы представим другую крайность, а имен-но чрезмерно развитое воображение, аффективную насыщенность мышления, связанные с осмысле-нием последствий действий, направленных на удовлетворение желания, то в этом случае человек становится (41:) неспособным на действия удовлетворения желаний, потребностей. Некто, предста-вив, что происходит с недопереваренным мясом в его кишках, как гниение отравляет организм, пред-ставив отчетливо страдания животного, которого убивают на бойне, корову при этом разлучают с те-ленком и многое другое, связанное с потреблением мяса, этот некто начинает испытывать страх и от-вращение перед потреблением мяса и становится вегетарианцем. Одновременно угашается и способ-ность испытывать наслаждение от мясной еды. Воображение, направленное на последствия удовле-творения желаний, и если эти последствия рассматриваются как безнравственные, внушающие от-вращение, постепенно способствует развитию истинного аскетизма. Это в крайнем и исключитель-ном случае. Чаще всего развертывается обыкновенный невроз. Подросток, представляя, как в резуль-тате наслаждения едой у него увеличивается вес и он становится «жирнягой», и представляя, как к нему будут относиться друзья, постепенно теряет вкус к пище, а если к этому еще присоединяется какой-либо конфликт в бессознательном, постепенно формирует в себе анорексию. Человек нравственный находится в нравственном мире семьи, малых групп, нравственном мире своего общества. Часто его конфликты определяются именно конфликтами в обществе. Конфликт семейной нравственности с общественной или с нравственностью малых групп переживается тяжело и часто неразрешим. Семейная нравственность внутри своей группы запрещает рассматривать лиц противоположного пола как сексуальные объекты, делая исключение родителям, матери и отцу. Эти нормы образуются в семье, а общество, иногда государство, только поддерживает их. Если китайцы в VI веке наказывали инцест обезглавливанием виновных, то современное общество не имеет в уголов-ном кодексе суждений по этому поводу. Здесь полностью принимается приоритет семейной морали. Но так было не всегда. Царь Эдип влюбился в женщину старше себя, не зная, что это — его мать. Женился на ней, из ревности убил мужчину-соперника, который оказался его отцом. Боги наказали царя Эдипа. Они не приняли во внимание того, что он не знал. Боги утвердили приоритет семейной нравственности над общественной, над государственной. Этот миф создавался, когда греческий этнос шел по линии восхождения. Приоритет семейной нравственности характеризует здоровое общество, так как основы морали образуются в семье. Поэтому когда возникает приоритет общественной нрав-ственности над семейной, это свидетельствует о кризисе общества. Такого рода приоритет общест-венной нравственности над семейной символизируется в нашей стране обликом Павлика Морозова, который выдал властям собственного отца, представителя власти, старавшегося облегчить участь раскулаченным и выдававшего этим несчастным документы, в которых они были представлены как равноправные граждане. Павлик был убит и после причислен к числу героев-пионеров. (42:) Здоровое общество признает приоритет семейной нравственности над общественной и государст-венной. Прокурор безнаказанно может отказаться преследовать дочь, даже если она преступница, сын за отца не отвечает и не обязан доносить на него, даже если знает о его преступлении Каждый раз в принятии решения ответственность ложится на человека нравственного. Мы привели несколько примеров многочисленных актов принятия решения, совершаемых человеком нравственным Резуль-тат зависит от степени развития эмоций страха, вины, стыда и отвращения в связи с определенными действиями, составляющими поступок. Он также зависит от аффективного воображения, которое со-стоит в способности представить, пережить в представлении предвосхищаемую эмоцию: «Как мне будет стыдно!», «Ужасно, если я буду в этом виноват!», «Это — отвратительно!», от способности контролировать свое воображение. Но мы ошибемся, если будем рассматривать нравственное решение как некоторое равновесие или нарушение равновесия между значениями последствий запрещаемого действия и удовольствием, ко-торое достигается за счет нарушения запрета. Воля человека нравственного состоит в том, что он мо-жет действовать вопреки соотношению этих сторон поступка. Однако слабоволие само по себе может иметь нравственное значение. У кого-то не хватает воли в силу кротости, основанной на вере, что насилие есть зло, защищать себя от насилия, у другого— на-казывать того, кого любишь. И здесь трудно вынести нравственное суждение. Остается только изум-ляться духовности русского народа, который причислил к лику святых невинно убиенных княжичей Бориса и Глеба, которые отказались участвовать в междоусобной борьбе за власть, надеясь прервать эскалацию междоусобицы. Заметим — через двести лет эта междоусобица сделала Русь легкой добы-чей завоевателей, оказавшихся способными изжить у себя этот «порок». Человек, который считает самосовершенствование своим высшим долгом, но не может следовать этому долгу по причине слабоволия, страдает не меньше того, кто наказан за свое безделие. Поэтому в самопознании важно отчетливо поставить два вопроса: 1) считаете ли вы определенные требования нравственными и 2) достаточно ли в вас развиты «человек воли» и «человек привычки», чтобы сле-довать этим требованиям. Обнаружение расхождения между нравственными требованиями и воз-можностью реализации этих требований характеризует нас иногда больше, чем знание множества других наших черт. Отчего бывает так, что при полном осознании значимости какого-либо требова-ния мы часто не в состоянии следовать этому требованию?
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Человек нравственный»» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»