Сейчас уже у нас больше возможностей правильнее судить о себе и ответить на поставленный во-прос хотя бы в первом приближении. Если я буду рассматривать себя в терминах черт личности, то можно сказать, что я — это совокупность свойственных мне черт. Когда я, будучи девятиклассником, размышлял о самом себе, то шел легчайшим путем: я пытался понять себя в сравнении с другими. «Добрый», «умный», «красивый», «сильный», «слабый» и многие другие прилагательные, приписанные к индивидуальности, носящей определенное имя, имеют смысл только в сравнении с другими индивидуальностями. Другие могут быть умнее меня, или, наоборот, красивее, или менее красивыми и т.д. Нетрудно убедиться, что подход к самопознанию с точки зре-ния черт как-то скользит по поверхности и не дает глубинного представления обо мне как личности. Когда я сравниваю других между собой, это меня вполне устраивает. Но когда я рассматриваю само-го себя под лучами самоанализа, то мне кажется, что это неверно, что я представляю нечто более глу-бокое и сущностное, чем просто набор черт, которые, впрочем, легко можно измерить с помощью специальных методик. Тогда, будучи юношей, я отказался от дальнейших размышлений на эту тему, так как меня вполне устраивало, что Лида (31:) Стаховская считает меня красивым и это совпадает с мнением моей мате-ри. Потом вопрос о том, красив я или нет, отошел на второй план, так как я начал учиться в институ-те, а преподавателей, которые принимали у меня экзамены, интересовали совсем другие мои черты: усидчивость, добросовестность, ответственность, пунктуальность. В соответствии с этим и стали раз-виваться мои качества личности. Я стремился стать добросовестным, пунктуальным и даже педан-тичным. Но из этого мало что вышло, так как я быстро научился производить о себе благоприятное впечатление. Главное, что мне не удавалось скрыть,— это свою глупость и назойливую черту зада-вать преподавателям странные вопросы, на которые ни они, ни я не могли получить ответа. Это пре-жде всего вопросы о том, представляю ли я просто набор черт или нечто большее. Преподаватель психологии, ссылаясь на авторитеты, утверждал, что человек — это не просто набор черт и свойств, которые обнаруживаются в отношении людей друг к другу, к делу, к самому себе, но и еще что-то неповторимое, которое прямо не обнаруживается в моих чертах. Это мое Я. Это индивидуальность. Это мое сознание и самосознание.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Набор черт или нечто большее?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»