Мы живем не только в мире энергии, форм, (18:) вещей, но и в мире имен. Для каждого из нас имеют значение не только суть черты и ситуации, в которых она проявляется, но и то, как называется эта черта. Между названиями «трусливый» и «осмотрительный» граница неопределенна. Однако первое вызывает отрицательное отношение. Обладать такой чертой неприятно. Если же я думаю, что у меня такой черты нет и я всего лишь «осмотрительный», «осторожный», то тот, кто мне приписы-вает трусливость, оскорбляет, обижает меня. В условиях, когда эти черты приобретают особое значе-ние, например во время войны, моя реакция на приписывание этих черт существенно обострится. Не менее сильной будет и реакция других» Они могут, например, зная, что я труслив, объяснить неудачу в штурме высоты моей трусостью и отдать меня под суд военного трибунала. Они не станут этого де-лать, если будут считать, что я просто осторожен или осмотрителен. Отбор слов, с помощью которых обозначаются наиболее часто встречающиеся черты, происходит все время и имеет исторические причины. Поэтому понимание истинного значения слов, с помощью которых именуются черты, спо-собность отделить общественное значение от смысла имени, а также понимание строения черты имеют исключительное значение в самопознании. И это касается не только самопознания, но и процесса самооздоровления, которое происходит вследствие ослабления напряжения души, возникающего от приписывания себе самим собой или другими определенных черт. Из практики консультирования мне вспоминается случай, когда клиент жаловался на слабоволие и просил меня помочь разработать ему программу усиления воли. Я его спросил, что же он понимает под силой воли. — Сила воли — это когда я могу настоять на своем и ничто не остановит меня, — ответил он уве-ренно. Потом добавил: — И когда я могу заставить себя и других делать то, что надо. Я попросил его описать наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых он не мог настоять, т. е. проявил недостаток силы воли. Оказалось, что эти ситуации были связаны с поддержанием поряд-ка в доме и необходимостью наказывать домашних, в особенности жену, за нарушение порядка в до-ме, за то, что она его поддерживает недостаточно энергично и систематически. — А что значит «настоять» в вашем представлении?—спросил я его. — Она должна быть наказана; по крайней мере я должен сделать ей замечание, и если она не от-реагирует на него, отругать и настоять на своем. Но я не делаю замечаний и не ругаю ее,— пояснил он свою слабость. — А что вам мешает делать ей замечания и настоять на своем?— донимал я клиента своими во-просами. — Не могу. Она по этому поводу сильно переживает. У нее портится настроение, и мне от этого становится еще хуже. Мне больно, когда ей неприятно. Я даже притворяюсь, что мне все это безраз-лично, лишь бы ее хорошее настроение не омрачилось (19:) ничем. Но мне это все труднее и труднее делать. Иногда срываюсь. — Как бы вы могли назвать ту черту в вас, которая мешает причинять вашей жене неприятности и способствует сохранению у нее хорошего самочувствия?— Я продолжал его подталкивать к размыш-лению о собственных чертах характера. — Наверное, альтруизм? — ? — Люблю я ее!—сказал он наконец.— Наверное, в этом причина моего слабоволия?—-спросил он удивленно. — А в отсутствие близких вы часто раздражаетесь по поводу нарушения порядка в доме? Оказалось, что его чрезмерный педантизм приводил к тому, что он терял способность к конструк-тивной работе, так как все силы уходили на наведение порядка. Прежде чем сесть за свою работу, ему нужно были упорядочить ее условия; на эго уходила вся энергия, и для работы сил уже не оста-валось. — Так, значит, навязчивый педантизм и любовь к жене. Причем тут слабоволие?—Потом, выдер-жав некоторую паузу, чтобы подчеркнуть значение сказанного, я добавил:— Будем заниматься вашей навязчивостью как отрицательной чертой. А ваша любовь к жене не имеет никакого отношения к слабоволию. В практике психотерапевта и консультанта постоянно решается задача уяснения того, что скрыва-ется за наименованиями свойств человека, которые, будучи приписаны человеку, повергают его в стресс. Также и в самопознании важно понимать значение и смысл наименований черт, которые мы находим или приписываем себе. Итак, рассмотрены структура черты и типичные ситуации, в которых данный устойчивый шаблон поведения проявляется. Но это еще не все. Наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта, ее существенной характери-стикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. Эта веро-ятность приближается к единице, например, если в десяти случаях, когда человек может проявить страх, он проявляет его только в одном, мы можем сказать, что этот человек бесстрашный. Поэтому в понятие любой черты включается не только вид поведения, характерный для ситуации, в которой он возникает, но и вероятность того, что это поведение возникнет в данной ситуации. О какой-либо чер-те мы можем говорить как об устойчивой характеристике человека, если эта вероятность достаточно велика. Когда же вероятность приближается к единице, то мы говорим о строго детерминированном пове-дении; оно просто механически обусловлено. Простые условные или безусловные рефлексы, как пра-вило, строго детерминированы. Например, если прикоснуться к роговице глаза, то в этой ситуации абсолютно достоверно, что глаз будет реагировать миганием. Точно так же абсолютно детер-минированно проявляются некоторые привычки, которые закрепились в нас, например наш ответ на улыбку другого человека или (20:) на приветствие. Если кто-то сказал нам «здравствуйте», то мы ав-томатически отвечаем на это приветствие и лишь потом успеваем подумать о том, кто этот человек и почему он с нами поздоровался. В данном случае эту черту мы называем воспитанностью. Итак, под чертой характера мы будем понимать такие устойчивые формы или шаблоны поведе-ния, которые возникают в определенных ситуациях с достаточно большой вероятностью, так что можно предвидеть это поведение. Если же мы не в состоянии предвидеть поведение другого или собственное поведение, то не можем вести речь и о черте характера. Следовательно, познание самого себя есть познание собственных черт характера. Знание черт человека играет исключительно большую роль в совместной жизни и особенно в со-вместной деятельности. Поэтому наиболее распространенные черты обозначены определенными сло-вами. Когда мы говорим, что человек обидчив или тщеславен, то нужно отчетливо представить, что же скрывается за этими словами. Иначе слова остаются пустым звуком, вызывающим в нас лишь оп-ределенное эмоциональное отношение: нам кажется, что мужество, правдивость — это нечто хоро-шее, а трусость и педантизм—нечто плохое. Но так как эта книга написана не просто для познава-тельного чтения, а ради практической помощи читателю в самосовершенствовании, то очень важно каждый раз представлять, что же скрывается за этими словами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наименование черт» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»