Формирование коммуникативной базы. Главы 2–4 К какому типу людей в общении вы относитесь? Эта анкета поможет определить основные характе ристики человека, умеющего эффективно общаться. В строке, предназначенной для каждого утверждения, укажите ответ, который лучше всего характеризует ваши поступки: я поступаю так — 1 (почти всегда); 2 (часто); 3 (иногда); 4 (крайне редко); 5 (никогда). _________Когда я говорю, то стараюсь создать у со беседника позитивный образ (глава2). ________В общении с другими я ищу информацию, которая может подтвердить или опровергнуть пер вое впечатление о человеке и обо мне самом (гла ва 2). ________Прежде чем действовать на основании не вербальных сигналов других людей, я стремлюсь найти их вербальное подтверждение (глава 2). _______ В разговоре мне помогает большой словар ный запас (глава 3). _______Я говорю отчетливо, используя хорошо по нятные слова (глава 3). ной из США, очень вероятно, что один из них будет чувствовать себя неуютно. Или американцу покажет ся, что на его личное пространство посягают, и он смутится, или араб будет чувствовать себя слишком изолированным и дистанцированным для серьезно го разговора. Для людей из разных культур также может быть комфортной разная температура. Люди, живущие в более теплом климате, легче переносят жару, чем люди из стран с более холодным климатом. Даже значение цветов варьируется в зависимости от национальной культуры и религии. В Индии цветом траура считается белый цвет, а не черный, а невесты на свадьбе одеты в красное.
_______Когда я говорю с представителями различ ных культур или противоположного пола, я тща тельно слежу за выбором слов (глава 3). ______ Как правило, я смотрю на людей, когда раз говариваю с ними (глава 4). ______По большей части в моих фразах редко встречаются такие выражения, как «ах», «ну», «вро де» и «ты понимаешь» (глава 4). _____Я учитываю реакцию людей на то, как я одет (глава 4). _____Я пытаюсь контролировать окружающую среду так, чтобы облегчить коммуникацию (гла ва 4). На основании ваших ответов выберите такие типы поведения в коммуникации, которые вы бы хотели изменить. Сформулируйте цель по улучше нию навыков коммуникации, так же как вы делали при составлении плана совершенствования комму никации в главе 1 (с. 25). Если вы захотите прове рить объективность вашего самоанализа до того, как вы определите для себя цель, попросите друга или коллегу по работе сделать такой же анализ о вас. тыре основных типа движений — зрительный кон такт, выражение лица, жесты и поза. Движения яв ляются своего рода знаками, они влияют на общение, устанавливают нормы и снимают напряжение в бе седе. Точно так же голосовые характеристики (гром кость голоса, скорость, высота и тембр), а также та кие звуки и слова, как «э э э», «м м м», «ты понима ешь» и «вроде того», помогают интерпретировать смысл вербального сообщения. Хотя вербальная и невербальная формы коммуни кации наиболее эффективны, когда дополняют друг друга, невербальные сигналы могут замещать вер бальные или даже противоречить им. В целом, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, нужно больше доверять невербальной коммуникации. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отноше ние к другим людям. В коммуникации часто недооце нивается физическая среда. Наше жилье и офис, рас становка мебели, температура в помещении, а также освещение и цвет оказывают существенное влияние на коммуникацию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самоанализ» з дисципліни «Психологія спілкування»