Составьте список вопросов, относящихся к об суждаемым здесь формам самопрезентации, и запишите их в рабочей тетради под пунктом 4.4. Используя эти вопросы, проведите интервью или
Организация предметов в пространстве В любом пространстве — в комнате общежития, в гостиной, в аудитории для занятий — у нас есть воз
Глава 4 • Невербальная коммуникация
67
можность переставлять вещи так, чтобы достичь же лаемого эффекта. Например, в кабинете менеджер может сидеть за столом, а стул с другой стороны сто ла как бы напоминает «давайте перейдем к делу — я начальник, а вы подчиненный». И наоборот, если стул находится на той же стороне стола, что и стул начальника (то есть формальный барьер убирается), то такой дизайн как бы говорит «не нервничайте, да вайте просто поболтаем».
Организация неформального пространства Организация неформального пространства вклю чает организацию пространства вокруг нас в данный момент. В доминирующей американской культуре четыре типа дистанции характеризуют приемлемость или неудобство чего либо в различных ситуациях (Hall, 1969). • Интимное расстояние — до 45 см — вполне под ходит для личных разговоров между близкими дру зьями. • Личное расстояние — от 45 см до 1,20 м — это пространство, в котором происходит обычный разго вор. • Социальная дистанция — от 1,2 м до 3,5 м. Такая дистанция соблюдается на деловых встречах, таких, например, как собеседование при приеме на работу. • Публичная дистанция — это дистанция от 3,5 м и больше. Для нас наибольший интерес представляет интим ное расстояние, которое кажется приемлемым для разговоров с близкими друзьями, родителями и ма ленькими детьми. Установки в отношении интимно го пространства могут повлиять на разговор. Люди обычно испытывают неловкость, когда «чужие» на рушают интимную дистанцию. Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписа ным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим людям в переполненном лифте или метро, и их даже не заденут прикосновения других людей при условии, что другие следуют таким «правилам»: стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди мо гут обменяться смущенными улыбками или как то иначе признать взаимное вторжение в интимное про странство. В рубрике «Исследования ученых» мы расскажем о психологе Джуди Бергун. Большая часть ее исследований касается вторжений в интим ное пространство. В своих работах она развивает «те орию нарушения ожиданий» и проверяет ее на прак тике. Межличностные проблемы возникают, когда че ловек нарушает ожидания другого человека, свя занные с конкретным пространством. К сожале нию, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нару шения возникают между представителями проти воположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Например, Дон нару 3*
шает неформальное пространство, его поза, движе ния или жесты, как кажется, «соблазняют» Дон нис. Если такое внимание не нравится Доннис, то ей покажется, что ей угрожают. В этом случае не вербальное поведение Дона можно расценить как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатление домогательства, людям нужно особен но чутко относиться к интимному пространству других людей. Наше интимное или личное пространство пере мещается вместе с нами, однако мы также претен дуем на новое пространство. То есть мы, скорее все го, будем считать определенное пространство своей территорией и относиться к нему как к нашей соб ственности. Допустим, Марсия решает позавтракать в буфете компании, и стол, который она выбирает, становится ее территорией. Предположим, за завт раком Марсия уходит со своей территории, чтобы взять масло для булочки. Стул, на котором она си дела, еда на столе и пространство рядом с едой — «ее», и она ожидает, что никто не займет его. Если, вернувшись, Марсия видит, что кто то за столом подвинул свои стакан или тарелку на то место, ко торое она считала своим, она, скорее всего, возму тится.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культурные различия в самопрезентации» з дисципліни «Психологія спілкування»