В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников ска зал: «Вы мыслите действительно творчески», — вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше под ходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеютГлава 2 Восприятие себя и других особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам компли мент. Эти замечания более действенны, если сдела ны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992). Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше воспри ятие того, кем и чем мы являемся. Наблюдай и размышляй Восприятие себя Каким вы себя видите? Под пунктом 2.1 в рабо чей тетради нужно перечислить навыки, способ ности, знания, компетентность и личные каче ства, которые описывают, каким вы себя видите. Формируя этот перечень, попытайтесь закончить предложения: «У меня есть навыки в …», «У меня способности к…», «Я много знаю о…», «Я компе тентен в вопросе о…», «Одна часть моей инди видуальности — это что я…». Перечислите как можно больше характеристик в каждой катего рии. Вы должны совершенствовать способность описывать вашу яконцепцию. Проанализируйте каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы узнаёте, что обладаете талантом или какимито качествами. Как этот обзор помог вам понять материал, который вы изучаете? Некоторые люди имеют очень детальную якон цепцию, они могут описать большое количество на выков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем бога че наша яконцепция, тем лучше мы знаем и пони маем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справить ся с трудностями, возникающими при взаимодей ствии с людьми. Наша яконцепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу яконцеп цию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и по ступков правильной и сильной яконцепции у дру гих членов семьи. Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень органи зованный мальчик», или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна», — это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей ин дивидуальности. Наблюдай и размышляй Восприятие вас другими Как другие видят вас? Повторите упражнения по восприятию себя из пункта 2.1, но одновремен но в пункте 2.2 вашей тетради используйте сле дующие высказывания: «Люди считают, что у меня есть навыки в…», «Люди считают, что у меня способности к…», «Люди считают, что я знаю о…», «Люди считают, что я компетентен в…». Снова проверьте все пункты перечня. При помните, кто говорил вам об этих талантах и ха рактеристиках. К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред яобразу других, особенно развитию яконцеп ции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки дру гих. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось», он разрушает веру сына в свои умственные способ ности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо*, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной», она разрушает в сестре вос приятие грациозности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реакции других людей» з дисципліни «Психологія спілкування»