Относительность коммуникации означает, что в любой коммуникационной ситуации люди не толь ко обмениваются информацией, но и регулируют свои взаимоотношения. Например, в условиях меж личностного общения, когда Лаура говорит Джен ни: «Я помню, что надо взять с собой карту», она не только передает информацию; здесь важно и то, как Лаура говорит. В зависимости от тона сообщение Лауры может подразумевать следующее: «ты всегда от меня зависишь» или «я главнее тебя — если бы не я, мы бы забыли важную для нашего путешествия вещь». В ходе взаимодействия могут реализовываться два аспекта взаимоотношений. Один аспект — это аф фект (от любви до ненависти), присутствующий в любом взаимоотношении. Например, Хосе говорит: «Хэл, рад видеть тебя», а невербальное поведение, сопровождающее эти слова, показывает, действи тельно ли Хосе искренне рад видеть Хэла (позитив ный аффект). Например, если Хосе улыбается, гово рит искренне, смотрит в глаза и похлопывает Хэла по спине или уверенно пожимает ему руку, Хэл рас ценивает это как знаки расположения. А если Хосе произносит приветствие быстро, без интонаций, с бесстрастным выражением лица, Хэл воспримет реп лику лишь как следование правилам этикета. Другой аспект относительности коммуникации направлен на выявление доминирующего участника (Watzlawick, Beavin, Jackson, 1967). Том говорит Сью: «Я знаю, тебя беспокоит наш бюджет, но я по24 Часть 1 Основы коммуникации забочусь об этом, и нам хватит денег на все». Слова ми и тоном он может передать, что «отвечает за фи нансы» и контролирует вопрос. Ответ Сью опреде ляет действительный характер их взаимоотношений. Аспект контроля в отношениях можно рассматри вать как комплементарный или симметричный. В комплементарных взаимоотношениях один че ловек позволяет другому определить, кто будет иметь большую власть. Так, коммуникационное со общение одного человека может подтверждать доми нирование, в то время как коммуникационное сооб щение другого — принимать это утверждение. В не которых случаях взаимоотношение частично проясняется контекстом. Например, традиционно на американских предприятиях отношения между бос сом и служащими комплементарны и босс занимает контролирующую позицию. Аналогично, обычно комплементарны и взаимоотношения в ситуации публичного выступления, так как аудитория собира ется, чтобы выслушать выступающего, и считает пре подносимую им информацию заслуживающей дове рия. В симметричных взаимоотношениях люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет кон тролировать ситуацию. Если один человек претен дует на то, чтобы контролировать ситуацию, это воспринимается всеми другими как вызов и побуж дает их заявить собственное право на подобную власть. Или если некто отказывается от власти, то все другие отказываются принимать это. Например, Том говорит: «Я считаю, что мы должны сократить наши расходы по кредитной карте на пару месяцев». Сью может возразить на это: «Ни в коем случае! Мне нужен новый костюм, нужно купить новые по крышки для машины. Кроме того, ты обещал мне, что мы поменяем диван». В этом случае оба челове ка претендуют на то, чтобы контролировать ситуа цию. Соглашение о контроле над ситуацией достигает ся не за один раз. Относительный контроль устанав ливается в процессе нескольких обменов сообще ниями в течение некоторого промежутка времени. В результате взаимодействия коммуникационных со общений, осуществляющегося через языковые сред ства и невербальное поведение, определяется, каким будет это взаимодействие — комплементарным или симметричным. Комплементарные взаимоотноше ния реже приводят к открытому конфликту, а в сим метричных взаимоотношениях чаще наблюдается равномерное разделение власти.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникация относительна» з дисципліни «Психологія спілкування»