ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Особенности суицидального поведения детей и подростков
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема
не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
В 10—12 лет смерть оценивается как временное явление. Понятия
жизни и смерти разграничены, но эмоциональное отношение к смер-
ти абстрагируется человеком от собственной личности. Стремление
быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда356 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья
на «второе рождение» характерны для суицидентов детского и под-
росткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства
проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка
представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с
атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание
о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью,
ни с личностью кого-либо из близких: не сформировано представление
о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие
или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного
бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время
самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон
и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является от-
личительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить
попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу
отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать
метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах само-
убийства создают для них повышенную угрозу смерти вне зависимости
от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные
особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако,
еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни.
«Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка,
выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и
смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная
самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности
жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конф-
ликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, следует от-
метить, что для ребенка или подростка они могут складываться из
незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый
максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих
поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие
жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создают ощущение
безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчая-
ния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную
ситуацию суицидоопасной для ребенка и особенно для подростка, что
подчас недооценивается окружающими взрослыми. Все это обусловливает
повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что в том числе
подтверждается и статистически.
Формирование суицидального поведения в детском и подросгковом
возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности
суицидента. Улиц с суицидоопасным поведением обнаружены эмоциональ-
ная неустойчивость, повышенная внушаемость, сенситивность, некоторая
Формы и методы психологии здоровья 357
эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня
акцентуации характера, создают предпосылки для социально-психологиче-
ской дезадаптации личности в пубертатном периоде.
При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаруживают отя-
гощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдают
один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуа-
ции родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология у
родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие
психические расстройства, случаи самоубийства в семьях суицидентов.
Клинический анализ материала показал тесную связь нозологической
принадлежности суицидоопасных состояний с возрастом суицидентов.
Так, суицидальное поведение детей до 12 лет, как правило, служило
признаком и выражением шизофренического процесса. Катамнестиче-
ское наблюдение выявило особую «злокачественность» процесса, дебют
которого в детстве оформлялся суицидальным поведением.
В пресуицидальном периоде у подростков были выявлены различные
варианты депрессивных состояний (как эндогенных, так и реактивных)
и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцен-
туаций характера.
Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, мас-
кируясь симптомами соматовегетативных расстройств, ипохондрическими
нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симпто-
мами и проявлениями метафизической интоксикации. Нозологическая
принадлежность депрессий коррелирует с возрастом; с увеличением
возраста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эндогенных
депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных.
Депрессия выражается по-разному, в зависимости от психологи-
ческой акцентуации характера (А. Е. Личко). У гипертимного подрост-
ка — склонностью к риску, пренебрежением опасностью: у циклотим-
ного — субдепрессией, аффектами, печатью отчаяния, неосознанным
желанием навредить самому себе; у эмоционально-лабильных подростков
значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное
поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на ма-
лоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором
может служить желание «забыться». Чаше всего к саморазрушающему
поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноцен-
ности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с
неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии
расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают
страх ответственности, страх ущерба социального статуса. Для детей с
шизоидной акцентуацией характерно применение допинга. Подросток358 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья
с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффекта может перейти меру
осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации его
агрессия может обернуться на него самого. Чаще всего наносят порезы,
ожоги, порой из мазохистических побуждений. Опьянения нередко про-
текают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой. Депрес-
сию провоцирует и неуспех в азартных играх. Истероидные подростки
предрасположены к демонстративным суицидам. Все интересы подростка
с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.
Конформный подросток может совершить суицид за компанию.
Многочисленные исследования особенностей саморазрушающего
поведения при различных типах акцентуации характера у подростков
позволили выделить группу риска. Вероятность аутоагрессивного пове-
дения велика при следующих типах акцентуации характера: циклоидный,
эмоционально-лабильный, эпилептоидный, истероидный.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности суицидального поведения детей и подростков» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Умови кредитної угоди
Якість управління матеріально-технічними ресурсами
СВІТОВИЙ БАНК
Договір на проведення аудиторської перевірки
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 1193 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП