Особенности суицидального поведения детей и подростков
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). В 10—12 лет смерть оценивается как временное явление. Понятия жизни и смерти разграничены, но эмоциональное отношение к смер- ти абстрагируется человеком от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда356 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья на «второе рождение» характерны для суицидентов детского и под- росткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких: не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является от- личительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах само- убийства создают для них повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конф- ликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения. Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, следует от- метить, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчая- ния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и особенно для подростка, что подчас недооценивается окружающими взрослыми. Все это обусловливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что в том числе подтверждается и статистически. Формирование суицидального поведения в детском и подросгковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. Улиц с суицидоопасным поведением обнаружены эмоциональ- ная неустойчивость, повышенная внушаемость, сенситивность, некоторая Формы и методы психологии здоровья 357 эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально-психологиче- ской дезадаптации личности в пубертатном периоде. При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаруживают отя- гощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдают один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуа- ции родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология у родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие психические расстройства, случаи самоубийства в семьях суицидентов. Клинический анализ материала показал тесную связь нозологической принадлежности суицидоопасных состояний с возрастом суицидентов. Так, суицидальное поведение детей до 12 лет, как правило, служило признаком и выражением шизофренического процесса. Катамнестиче- ское наблюдение выявило особую «злокачественность» процесса, дебют которого в детстве оформлялся суицидальным поведением. В пресуицидальном периоде у подростков были выявлены различные варианты депрессивных состояний (как эндогенных, так и реактивных) и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцен- туаций характера. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, мас- кируясь симптомами соматовегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симпто- мами и проявлениями метафизической интоксикации. Нозологическая принадлежность депрессий коррелирует с возрастом; с увеличением возраста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эндогенных депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных. Депрессия выражается по-разному, в зависимости от психологи- ческой акцентуации характера (А. Е. Личко). У гипертимного подрост- ка — склонностью к риску, пренебрежением опасностью: у циклотим- ного — субдепрессией, аффектами, печатью отчаяния, неосознанным желанием навредить самому себе; у эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на ма- лоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаше всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноцен- ности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допинга. Подросток358 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья с эпилептоидной акцентуацией на фоне аффекта может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации его агрессия может обернуться на него самого. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Опьянения нередко про- текают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой. Депрес- сию провоцирует и неуспех в азартных играх. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам. Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию. Многочисленные исследования особенностей саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков позволили выделить группу риска. Вероятность аутоагрессивного пове- дения велика при следующих типах акцентуации характера: циклоидный, эмоционально-лабильный, эпилептоидный, истероидный.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности суицидального поведения детей и подростков» з дисципліни «Основи психології здоров'я»