ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Особенности психологической организации победителей и сошедших
Корреляционный анализ исходного массива данных выявил сущест-
венные различия в количестве коэффициентов корреляции между груп-
пами победителей и сошедших. В группе победителей выявлено 49 зна-
чимых коэффициентов корреляции, в группе сошедших — 16. При этом
если учесть, что группа победителей составляет 36 человек, а группа
сошедших — 56, а группы практически не различаются по возрасту и
половому составу, то полученные данные несут в себе информацию,
заслуживающую внимания. На их основе можно предположить, что
нервно-психическая организация победителей гораздо более богата,
разнообразна и обладает большей разветвленностью, нежели у сошед-
ших, и, возможно, в силу этого изначально предрасположена к более
эффективному функционированию вообще и в экстремальных ситуациях
в частности. Возможно, большее разнообразие связей между психологи-
ческими переменными предполагает большую гибкость и динамическое
взаимодействие интрапсихических констелляций.
В пользу этого предположения говорит и тот факт, что мы не обна-
ружили у победителей ни одного значимого коэффициента корреляции
между количеством проведенных на острове дней и всеми исследуемы-
ми психологическими параметрами. У сошедших же такие связи были
установлены. Количество проведенных на острове дней положительно
коррелировало с социальным темпом, шкалой маскулизма-феминизма,
отрицательно — с эмоциональным дисбалансом и общим темпом. На-
личие у сошедших связей конкретных параметров с результативностью
может указывать на более жесткую и однозначную структуру их нервно-
психической организации, чем у победителей.
В контексте нашего исследования выявленные различия можно
интерпретировать как наличие базы для формирования адаптационных
состояний личности (Кемкин, 1983). В литературе выделяются два адап-
тационных состояния. Первое — состояние адекватной мобилизации.314 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
второе — состояние динамического рассогласования. Первое повышает
адаптационные возможности человека, а второе снижает их. Механиз-
мом, повышающим адаптационные возможности личности в критические
моменты жизни, оказывается объединение в общую систему функцио-
нирования физиологических, психофизиологических и психологических
показателей, высокая согласованность различных уровней проявлений
психики. При этом после прохождения или разрешения кризисной
ситуации происходит рассогласование параметров и усиление их авто-
номности до прежних значений.
Состояние динамического рассогласования, наоборот, характеризу-
ется ослаблением, рассогласованием многих или всех элементов адапта-
ционного потенциала относительно их стабильного уровня с длительным
эффектом последействия по окончании или прохождении стрессогенной
ситуации (Медведев, Алдашева, 2001).
Разумеется, что подобные перестройки психической организации
могут осуществляться только на какой-либо базе. Такой базой могут
выступать степень интрапсихических взаимодействий и количество
связей между различными психологическими и психофизиологически-
ми параметрами, что находит отражение в количестве корреляционных
связей. То есть большее количество взаимосвязей предполагает большую
возможность объединения, интеграции в единый комплекс, экстренную
мобилизацию в случае необходимости и способствует эффективному
адаптационному ответу на требование ситуации. Меньшее количество
связей соответственно предполагает меньшую мобилизационную воз-
можность «по сигналу тревоги».
Таким образом, полученные нами различия в количестве корре-
ляционных взаимосвязей между победителями и сошедшими можно
интерпретировать как предрасположенность первых к развитию состо-
яний адекватной мобилизации, являющейся предпосылкой адаптации,
и предрасположенность вторых к развитию состояний динамического
рассогласования, являющегося предпосылкой дезадаптации.
Факторный анализ исходных корреляционных матриц выявил
11 факторов в каждой группе. В силу большого разброса данных основная
информация представлена в первых пяти факторах, которые описывают
64,5% общей дисперсии переменных в группе победителей и 70,2% в
группе сошедших.
В первый фактор группы победителей, описывающий 16,6% общей
дисперсии, вошли 11 переменных. Рассмотрев содержательную сторону
этого фактора, мы установили, что в нем в основном собраны парамет-
ры, относящиеся к формально-динамическим характеристикам личности,
диагностируемым с помощью «Опросника структуры темперамента» и
только два параметра — шкалы общительности и экстраверсии — из
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 315
Фрайбургского личностного опросника. При этом из параметров ОСТа
5 относятся к коммуникативному аспекту, а 3 — к интегральным ин-
дексам, в которые коммуникативные аспекты входят составной частью.
Шкалы FPI тоже характеризуют коммуникативную сферу личности. Поэ-
тому данный фактор можно назвать фактором социальной активности.
Во второй фактор, описывающий 15,3% дисперсии, вошли 10 пе-
ременных. В нем собраны параметры, характеризующие эмоциональную
сферу личности, представлены характеристики, отражающие силу и типы
эмоционального реагирования, а также динамику протекания эмоциональ-
ных состояний. Этот фактор можно назвать эмоционально-динамическим.
В третий фактор, описывающий 11,3% общей дисперсии, вошли
7 переменных. Он вобрал в себя все параметры ОСТа, относящиеся к
предметному аспекту темперамента. Его можно назвать предметно-ак-
тивностным.
В четвертый фактор, описывающий 10,7% общей дисперсии, вошли
5 переменных, в пятый фактор (10,6% общей дисперсии) также вошли
5 переменных.
В четвертом и пятом факторах поровну представлены параметры,
вычисляемые на основе цветового ряда Люшера и отражающие пси-
хофизиологические особенности и состояния, производные от уровня
активности вегетативной нервной системы. Оба эти фактора можно
назвать физиологическими.
В первый фактор группы сошедших, описывающий 17% общей диспер-
сии, вошли 11 переменных. В нем собраны эмоциональные характеристики
человека, которые у победителей представлены во втором факторе.
Во второй фактор, описывающий 16,9% дисперсии, вошли 8 пере-
менных. Он вобрал в себя параметры, представленные в первом факторе
победителей, то есть параметры социальной активности, добавив к ней
только шкалу реактивной агрессивности.
В третий фактор, описывающий 13% дисперсии, вошли 5 пе-
ременных. Он представлен физиологическими параметрами цветового
ряда Люшера.
В четвертый фактор, описывающий 12,9% дисперсии, вошли 5 пе-
ременных. Аналогично третьему фактору победителей он собран из пред-
метно-активностных характеристик.
В пятый фактор, описывающий 10,4% дисперсии, вошли 4 пере-
менных — параметры теста Люшера.
Таким образом, факторно-аналитическая структура у победителей и
сошедших имеет много общего. Можно сказать, что по смыслу факто-
ры идентичны друг другу. Разница лишь в их иерархии. У победителей
на первом месте — фактор социальной активности, на втором — эмо-
ционально-динамический, на третьем — предметно-активностный, на316 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
четвертом и пятом — физиологические. У сошедших: на первом — эмо-
ционально-динамический, на втором — социально-активностный, на
третьем — физиологический, на четвертом — предметно-активностный
и на пятом — физиологический. Так что мы установили преобладание
активности над эмоциональностью в группе победителей и доминиро-
вание эмоциональности над активностью в группе сошедших.
Принимая во внимание, что эмоции и эмоциональность — феномен
психофизиологический, напрашивается вывод о том, что в психологи-
ческой организации сошедших физиологические компоненты играют
более важную роль, чем в психологической организации победителей.
У последних же более важная роль отводится активности. Активность, в
первую очередь социальная, предполагает ориентацию на внешний мир,
что, в свою очередь, вызывает потребность в контактах с миром в раз-
личных формах, реализуемую через действия с объектами этого мира.
Доминирование эмоциональности предполагает ориентацию на
внутреннее состояние, так как любые эмоции проявляются только в
физиологических состояниях, которые характеризуются определенными
комплексами физических ощущений.
Следуя данной логике, можно интерпретировать полученные разли-
чия в русле теории Ю. Куля о существовании в психологической сфере
человека двух мотивационных директив: «ориентации на действие» и
«ориентации на состояние» (Васильев, Магомед-Эминов, 1991). Ориен-
тация на действие (ОД) направлена на побуждение всех когнитивных и
соответствующих поведению шагов, необходимых для того, чтобы сделать
актуальное намерение зрелым для решения и исполнения. Ориентация на
состояние (ОС) направлена на анализ текущего внешнего или внутрен-
него состояния. ОД-директива характеризуется экономной переработкой
информации, способствует возникновению эмоций, облегчающих нужное
действие, и уменьшает влияние эмоций, мешающих действию. ОС-дирек-
тива отличается взвешиванием альтернатив «за» и «против», что тормозит
начало деятельности; чрезмерным центрированием внимания на цели,
что приводит к нарушению контроля за выполнением действии; фикси-
рованием внимания на эмоциональных последствиях неуспеха; облегчает
пробуждение эмоций, мешающих действию. В этом случае победители
относятся к субъектам, ориентированным на действие, а сошедшие — к
ориентированным на состояние. Согласно литературным данным, в экс-
тремальных ситуациях ОД-директива способствует успешной адаптации,
а ОС-директива предопределяет развитие дезадаптации.
Соотношение активности и эмоциональности в контексте проблемы
нашего исследования можно раскрыть и с другой стороны. По мне-
нию К. А. Абульхановой-Славской (1991), психологическое содержание
структуры активности человека включает в себя притязания, связанные
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 317
с достижениями. Между притязаниями и достижениями как начальным
и конечным моментами деятельности находится процесс и способ осу-
ществления этой деятельности — процесс саморегуляции, входящей в
структуру активности человека как психологический феномен: «боль-
шей активности соответствует большее развитие саморегуляции». Эта
зависимость вполне понятна: без способности к регуляции собственных
действий, соотнесения их с действиями других объектов и явлений
окружающего мира нормальное психологическое, да и физическое, су-
ществование человека вряд ли возможно.
Возвращаясь к нашим результатам, в которых установлено доми-
нирование активности в группе победителей и эмоциональности — в
группе сошедших, можно утверждать, что победители обладают гораздо
большей способностью к саморегуляции, которая, несмотря на хорошо
развитую эмоциональность, определяет их эмоциональную устойчивость,
в отличие от сошедших, эмоциональность которых не компенсируется
саморегуляцией, развитой способностью регулировать собственное по-
ведение, превращается в эмоциональную неустойчивость, — качество,
определяющее развитие дезадаптации в экстремальных ситуациях. Тот
факт, что эмоциональная устойчивость как свойство личности часто
является решающим фактором для успешной адаптации, признается
всеми исследователями, касающимися этого вопроса.
Здесь следует подчеркнуть различия между эмоциональностью как
таковой и эмоциональной устойчивостью, поскольку иногда эти понятия
используют как синонимы. Высокоразвитая эмоциональность трактуется
как эмоциональная неустойчивость и наоборот. Эмоциональность как
психодинамическая характеристика сама по себе не определяет устой-
чивость или неустойчивость личности. Последнее качество относится к
особенностям личности, то есть к другому уровню психической орга-
низации человека. Оно формируется на основе воспитания в процессе
социализации человека по мере развития сознания и регуляторных
функций психики.
Наши рассуждения могут быть подтверждены идеями Л. Аболина
(1998) и Н. Даниловой (1992) об эмоциональной и неэмоциональной
активации.
В своих работах эти авторы отстаивают мнение, что, вопреки рас-
пространенному убеждению о дезорганизующем влиянии эмоций на
деятельность, это не всегда так. И даже наоборот: высокая эмоциональ-
ность в сочетании с высоким уровнем саморегуляции, самопониманием и
способностью контроля над ситуацией оказывают весьма положительное
влияние на результативность любой деятельности, в том числе протека-
ющей в экстремальных условиях. На нейрофизиологическом уровне это
проявляется в совместной интегративной работе двух систем активации318 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
мозга — неэмоциональной, что определяет общую активность субъекта,
и эмоциональной, определяющей цели его деятельности. Как утверж-
дает Л. Аболин: «Цель только тогда как закон определяет деятельность
и поведение, когда она принята эмоционально».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности психологической организации победителей и сошедших» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ознайомлення з об’єктом аудиту
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
Баланс
Аудит кредитних операцій
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 561 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП