Каждый человек — открытая энергоинформационная система. Инфор- мация из внешнего и внутреннего миров поступает через «входы» — сен- сорные каналы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и др. При переработке в нервной системе информация существенно трансформиру- ется: она может искажаться, частично теряться или обогащаться. Каждый человек строит свою картину мира, дает сенсорному опыту свое описание, организует этот опыт в своей логике. Картина мира представляет собой сложную суперпозицию архетипов, сформированных в филогенезе; образов объектов, сформированных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза); образов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате научения (науки). В целом картина мира представляет собой многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску (Калмыков, 1999). Вербальное составление карты реальности, в свою очередь, фор- мирует обширные семантические поля в психическом пространстве че- ловека. Именно в этих полях закладываются невротические проблемы, сюда «вживляются» различного рода словесные программы, которые могут либо помешать человеку быть счастливым, либо помочь ему стать таковым. «Все мужчины — подлецы. Бойся мужчин», — говорила умирающая бабушка своей юной внучке. А теперь, когда внучке сорок лет, она не может объяснить своего одиночества или объясняет словами бабушки. Эта призма (программа) — как сбой в сломанном калькуляторе. Вы набираете 2 2, но получаете не 4, а, скажем. 26. Каждый человек вос- принимает свою карту как реальность, поскольку для него она логич- на и объяснима. Однако у каждого эта реальность своя, поэтому при взаимодействии человека с человеком, одной картины мира с другой возникают недопонимания и конфликты. Одна и та же информация, перерабатываясь в уникальном компьютере, коим является человечес- кий мозг, проходит как минимум три фильтра: нейрофизиологический, социальный, индивидуальный. 1. Нейрофизиологический. Всем известно, что не вся информация, поступающая через пять органов чувств, осознается. Например, звук, частота которого меньше 20 либо больше 20 000 колебаний/ сек, человеческим ухом не воспринимается — это иной над- или подпороговый диапазон. Зрительная система способна улавливать волны в интервале от 380 до 680 миллимикрон. Каждый человек имеет разные диапазоны восприятия.156 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора. 1. Социальный. Речь идет о восприятии и переработке информации, связанной с общественными нормами, традициями, законами социальной системы, в которой мы воспитываемся. Если, на- пример, в Азии принято есть плов руками, то в Европе это не принято и рассматривается как «дикость». 3. Индивидуальный. Этот уровень ограничений связан с уникальным жизненным опытом каждого человека. Никто и никогда не спо- собен повторить нашу жизнь один к одному. Даже однояйцовые близнецы, живущие в одной семье, имеют похожее, но не иден- тичное мировосприятие. «Пап, а сколько в тюбике зубной пасты?» — спрашивает ребенок своего отца. «Ну, граммов 150-200». — «Нет, пап, ровно столько, сколько надо, чтобы испачкать стены на кухне, в коридоре и еще немножечко в туалете». Получается, что люди живут в одном мире, а описывают и пере- живают его по-своему. Удивительно то, что причиной страданий часто является несоответствие нашей убогой модели мира богатству и мно- гообразию самого мира. Осознание мира всегда связано с вербальным описанием. Все, что видит, слышит и чувствует, человек оформляет в языковую форму и по- лучает собственную осознанную реальность. Таким образом, зрительная, слуховая, кинестетическая системы — это поставщики сенсорных стиму- лов, а человек сам строит из них образы предметов, а также пережива- ния и чувства, сопровождающие восприятие этих объектов. Это, в свою очередь, означает, что образ объективного мира виртуален. Точно сказано, что «карта — это не территория». Мир для человека — это сенсорный опыт, описанный словами. Так у него формируется предпочтительная репрезентативная система. В каждой системе репрезентации имеется своя логика понимания, свой набор объяснений, стереотипов поведения, эмо- ционального реагирования. Репрезентативная система — это то, что уже введено в сознание и обозначено словами. На основе доминирования той или иной системы можно построить типологию людей. Эта типология отличается практичностью и может быть полезна для решения разных задач в процессе самопознания и познания других. Но не надо забывать, что любая типология — это условность, необходимая для практических целей, а каждый человек — это уникальный, феноменальный мир. Итак, на основе парциального доминирования той или иной реп- резентативной системы выделяют три характерных типа: 1) визуальный (зрительный), 2) аудиальный (слуховой) и 3) кинестетический. Опыт работы подсказывает, что есть по крайней мере еще один мета-тип, который мы называем дискретным (сверхлогичным). Дадим описание типологических характеристик по единой для всех схеме. Психологическая типология личности и здоровье 157 Визуально ориентированный тип. Говорят быстро, громко, тон голоса чистый, быстрый темп речи обеспечивается поверхностным, быстрым дыханием (верхняя треть легких, грудное дыхание). Громкость голоса часто имеет тенденцию к нарастанию от тихого в начале до крика в конце. Контроль голоса почти отсутствует, даже при объяснении в любви они могут громко кричать. Им свойственна прямая поза, расправленные плечи, высоко поднятая голова, уверенная энергичная походка. У каждого человека существует личностное пространство. Так вот у визуала оно довольно значительное, и входить в него «без стука» не рекомендуется, ибо это может вызвать агрессию. Свое персональное пространство он держит под неусыпным контролем: если кто-то слишком приближается, он тут же дает знать, где граница. Дистанцирование от партнера по общению связано еще и с тем, что такой человек должен как можно полнее видеть собеседника, чтобы «считывать» с него всю информацию. Это о дистанции по горизонтали. По вертикали: более удобно визуалы чувствуют себя, если их глаза находятся выше взгляда партнера, в крайнем случае — на одном уровне, но никак не ниже. Отсюда их любовь к сценам, трибунам. Если нет возможности как-то подняться над другим, над миром вообще, то всегда можно других, и мир в том числе, опустить ниже себя с помощью простого приема: предельно приподнять подбородок. Когда они располагаются в круге, то выбирают место, откуда могли бы видеть всех, а все могли бы созерцать их. У визуалов обнаруживается два типа жестов: рисующие и вертикаль- ные указательные. Поскольку способ мышления у таких людей скорее образный (полученная в виде слов информация трансформируется в картинки), то и движения направлены на воспроизведение (рисование) для собеседника этой картинки. Второй тип жестов — сверху вниз, указующий: «Все ты делаешь не так, тяп-ляп» или же указывающий направление, например, к «светлому будущему», иллюстрацией чему являются многочисленные памятни- ки вождям с вытянутой рукой, да еще и с вытянутым указательным пальцем. Поскольку визуалы очень критичны к другим, этот жест для них — большая находка. Любопытно, что когда они слушают, то словно замирают, если информация интересна для них. Визуалу необходимо смотреть в глаза собеседнику. Если есть заин- тересованность в разговоре, то такой контакт составляет больше 80% времени общения, если нет интереса — менее 50%. При общении с человеком, который отводит глаза, визуал испытывает чувство недоверия к нему: «Что-то скрывает, раз не смотрит в глаза». Когда отчитывает ребенка, строго приказывает: «Смотреть мне в глаза!» Визуала можно определить по речи, стоит внимательно прислушать- ся к словам. Он применяет огромное количество визуальных ключевых158 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора... слов-предикатов. Предикат — это именная часть грамматического ска- зуемого. Это и глаголы, и прилагательные, которые используются для описания опыта. Например, такой человек говорит: «Я не вижу, что ты имеешь в виду»; «Покажите мне. где вы здесь увидели проблему?»; «Жизнь — так, тускло-коричневая»; «Я имел цветастое прошлое»: «Все это выглядит таким туманным». Оценка человека звучит примерно так: «О! Это блестящий человек!» — или: «Это — серость». Визуалы часто пытаются доказать, что они обладают телепатическими способностями и умеют читать ваши мысли и вообще хорошо представляют, что у вас в голове: «Я знаю, ты думаешь, что я плохая»; «Я знаю, тебе это будет лучше» и т. п. В их речи обнаруживается много универсальных, обоб- щающих слов: «Ты никогда и ни в чем мне не помогаешь»; «Ты никогда и никуда не ходишь со мной»; «Ты всегда все делаешь мне назло». Одеваются и обставляют свое рабочее место они, как правило, с претензией. Им важны символы статуса: «Я — директор», «Я — акаде- мик». Над головой в кабинете, если, конечно, таковой имеется, висит сертификат в рамочке, возвещающий о том, что хозяин кабинета прошел обучение у американских специалистов и т. п. Класс у учителей-визуалов организован, упорядочен в соответствии с размером, цветом. На столе красивый порядок. Эти люди рождены, чтобы быть лидерами, и дается им это благодаря умению четко ставить цели и концентрировать все свое внимание на их достижении. Основная мотивация — достижение успеха, поэтому их жизнь — сплошная конкуренция с установкой на победу. В стрессовых ситуациях ведут себя собранно, решительно, хотя при этом всех обвиняют, поскольку причина неуспеха для них всегда лежит вовне. Не зря известный психотерапевт В. Сатир подобный тип людей назвала «блаймерами», то есть «обвинителями». Негативной чертой этого типа является чрезмерно выраженный эгоизм. Движение к цели может осуществляться по головам и без лишней щепетильности. Отношения со временем у визуалов складываются так: настоящее — это бледная тень, прошлое туманно. А вот будущее реальнее того, что происходит. Поэтому у них наблюдается «перескок» из настоящего в будущее. Они еще только спланировали дело, а всем уже рассказывают как о свершившемся факте. И этим они здорово вдохновляют окружа- ющих и ведут за собой. Наглядные примеры — Остап Ибрагимович Бендер. В. И. Ленин. Жизнь, идущая своим чередом, представляется им летаргическим сном. Иллюстрацией возвращения визуала в настоя- щее может быть сказка, в которой лягушка мечтала научиться летать и попросила птиц взять ее в полет. Птицы взяли в клюв палку, сказали, чтобы лягушка покрепче схватилась зубами за нее. и взметнулись ввысь. Восторг, который испытала лягушка под куполом неба, был неописуем, и она выразила его громким и радостным криком: «Я лечу...у...у...» Психологическая типология личности и здоровье 159 Все, что ускоряет обычную жизнь, приветствуется визуалами. а видение будущего — это детерминатор их жизни. Исходя из психогеометрии, символом визуалов является треугольник.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»