Дж. Каплан описал представления о болезни и ее лечении, су- ществовавшие со времен первобытного общества (10 000 лет до н. э.), когда считалось, что болезни вызываются злыми духами. Он приводит, в частности, высказывание известного историка медицины О. Зигериста о том, что «медицина Месопотамии» (2500—500 гг. до н. э.) была психо- соматической во всех ее аспектах. Подобные представления сохранились и до наших дней, например, у северных народов в шаманской практике. Есть два базовых варианта возникновения болезни: первый вариант, когда больной теряет одну из своих душ, которую похитил покойник или злой дух; второй — когда в человека вселяется злой дух. В книге «Русская бытовая медицина» (1991) была четко представ- лена психосоматическая модель природы заболеваний, которую пони- мал всякий «темный» крестьянин. Практически каждый человек в те Психологическая детерминация болезней адаптации 101 времена обладал своей (традиционной) концепцией болезни, которая непременно связывалась с каким-либо воздействием кого-то: порча, сглаз, «обурочили» и т. д. Поэтому знахарские средства и приемы в громадном большинстве случаев находились в строгой, иногда порази- тельной зависимости от тех воззрений на болезни, какие имеет о них народ. Очень часто крестьяне с сомнением относились к лекарствам, которые не имели цвета, запаха, вкуса. Как пример, доктор дает пить лекарство: мужик не понимает: «Ну зачем он пить дал, когда голова болит? Надо что-нибудь к голове приложить, а это в животе останется». Существовала в связи с этим и поговорка, актуальная до сегодняшнего дня: «Не ходи, милый, в больницу, там отрежут пятки, а беги скорей домой, беги без оглядки». С древних времен существовали описания специфического воз- действия отдельных эмоциональных переживаний на конкретные орга- ны. Так, китайская медицина выделяла семь страстей, повреждающих жизненность: чрезмерная радость, восторг вредит сердцу, интенсивный гнев— печени, горе— легким, страх — почкам, озабоченные размыш- ления, интенсивные желания — желудку, любовь — духовности, нена- висть — расположению. Можно сказать, что в средние века в медицине господствуют мис- тицизм и религиозные представления о болезнях. Только к началу нашей эры медицина принимает холистический подход. В те далекие времена первые психосоматики Авиценна, Гален, Гип- пократ и др. призывали лечить не столько болезнь, сколько больного человека. Гиппократ говорил: «Для того чтобы лечить человеческий организм, надо знать его целостность». Как известно, психосоматическая медицина зародилась в Европе, но окончательно оформилась как особое движение и получила интен- сивное развитие в США в конце 1920-х гг. Рассмотрим кратко основные направления психосоматической медицины. Самая ранняя ортодоксальная школа психоанализа — «теория симво- лического языка органов». Психосоматическая медицина в начале своего пути в качестве теоретической основы признавала психоаналитические идеи 3. Фрейда, а в качестве основного средства терапии — психоанализ. В это время соматическую болезнь представляли как трансформацию не- реализованной сексуальной энергии в нарушения функции вегетативных систем по механизму истерической конверсии в соответствии с фантасти- ческой эротической символикой (Weiss, English, 1924). Слово «конверсия» подразумевает, что переживание человеком тревожного состояния было превращено в соматические симптомы. То есть боли в животе, спине, голове и т. д. чаще всего возникают в качестве соматических эквивалентов тревоги. В качестве примера, ревматизм — свидетельство неустойчивости102 ГЛАВА 4. Этиопатогенетическив концепции болезней адаптации личности; повреждение стоп, голеностопных суставов происходит имен- но тогда, когда человеку кажется, что у него нет свободы движения к цели. Психоанализ отводит особую ключевую роль позвоночнику в ситуации «противостоять — держаться» или «сгибаться — уступать» (чем увереннее чувствует себя индивид в межличностных отношениях, тем легче ему поддерживать вертикальное положение). В руководстве по психосоматической медицине Ф. Александера представлен обширный поиск символики для любых заболеваний. В современной популярной литературе теория «символического языка органов» представлена в рамках метафизики болезней (Хейли, 1991; Бурбо, 2003). Луиза Хей предлагает список метафизического диагноза и психоло- гических причин многих болезней. Приведем несколько примеров. Боль в ушах — пример наивысшего раздражения в отношении того, что человек слышит; боль, глухота — нежелание кого-либо слушать. Болезнь глаз— нежелание кого-либо или что-либо видеть в самом себе или в своей жизни. Легкие — способность брать и давать жизнь. Болезни легких — из-за нежелания или страха жить полной жизнью. Спина — это система поддержки. Проблемы со спиной означают, что человек чувствует недостаточную поддержку. Сердце символизирует любовь, а кровь — радость. Отсутствие люб- ви ведет к «охлаждению» сердца, кровь движется медленнее, отсюда склероз сосудов. Желудок перерабатывает все новые идеи и ситуации. Проблемы с желудком означают незнание того, как ассимилировать новую жизнен- ную ситуацию. Ревматизм — болезнь, приобретенная от постоянной критики себя и других. На этих людях лежит проклятье— постоянно быть правиль- ными, совершенными. Бронхиальная астма — человеку кажется, что у него нет права дышать. Дети-астматики — это, как правило, дети с высокоразвитой совестью. Они за все происшедшее берут вину на себя. Рак — глубокая накопленная обида, которая поедает тело. Жалость к себе с детства. Высокая самокритичность. Оценка жизни как цепи бесконечных разочарований. Избыточная масса тела — не что иное, как нужда в защите от боли, критики, сексуальности, оскорблений. Метафизический диагноз может показаться очень привлекательным, но он как гороскоп, ибо очень трудно отделить истину, если, конечно, она здесь имеет место, от фантазий автора. Данный подход есть совре- менное преломление психоаналитической теории «символического языка органов». Психологическая детерминация болезней адаптации 103 Понимание того, что на основе пансексуализма, идеи о символи- ческом языке органов невозможно объяснить причины соматических заболеваний, послужило созданию еще одной теории — «специфического эмоционального конфликта» (Alexander, 1950, 1964). Опираясь на обзор, опубликованный Ю. М. Губачевым (1981), приведем основные положения данной теории. По представлениям Ф. Александера, психосоматическое заболевание является физиологическим выражением хронического или периодически повторяющегося эмоционального напряже- ния. Только эмоциональное напряжение приводит к условиям, создающим органические изменения, причем определенным эмоциям соответствуют и определенные соматические расстройства. Принципиально важным было выделение трех основных типов соотношения психических расстройств и вегетативных нарушений. В зависимости от степени подавления и вытес- нения эмоционального напряжения могут возникнуть истерические кон- версии, вегетативные неврозы и психосоматические заболевания. В случае истерической конверсии вытесненные эмоции символически выражаются в симптоме. Такого рода символическая переработка вытесненного в бес- сознательное конфликта приводит к расстройствам в зоне произвольной иннервации (параличи, гиперкинезы, нарушения функций анализаторов). Более полное вытеснение энергии конфликта в бессознательное, не имея возможности разрядиться на путях произвольной иннервации, проявляется вегетативной симптоматикой (невротические расстройства функций сердца, желудка, кишечника и т. д.). При психосоматических заболеваниях деклари- руется особенно полное вытеснение конфликта. В этих условиях сдержива- емые в своем выражении эмоции наиболее травматичны для вегетативной системы, что и приводит к хроническому заболеванию. Ф. Александер впервые предложил объяснение специфичности пси- хогенного соматического заболевания. Почему вследствие эмоционального напряжения возникает то, а не иное заболевание? По его мнению, это зависит от характеристики эмоционального статуса человека. Например, сдержанный гнев, подавленная враждебность, любые не нашедшие вы- хода агрессивные тенденции личности реализуются через симпатическую активацию и способствуют развитию таких заболеваний, как гипертони- ческая болезнь, артриты, мигрень, диабет, тиреотоксикоз. В то же время заблокированные и нереализованные стремления к признанию, вниманию окружающих, удовлетворению сексуальных потребностей связываются с повышением активности холинергических структур и способствуют раз- витию бронхиальной астмы, язвенной болезни и язвенного колита. Гипотеза Ф. Александера в течение 1951—1965 гг. была подвергну- та экспериментальной проверке Чикагским институтом психоанализа. В выводах указывалось, что специфика психосоматического заболевания определяется сочетанием трех групп факторов.104 ГЛАВА 4. Этиопатогенетические концепции болезней адаптации 1) наличие основных интрапсихических конфликтов и стереотипов защитного поведения; 2) стрессогенные условия жизни (события, эмоционально значимые для человека); 3) конституционально предрасположенная ранимость органа или вегетативной системы. Следующим этапом развития психосоматики была теория «профиля личности» (Dunbar, 1948). Считая эмоциональные реакции производны- ми от личности больного, автор этой концепции обращает внимание на связь особенностей личности с вероятностью развития различных соматических заболеваний. На основе многолетнего опыта общения с больными Ф. Данбар выделила коронарный, гипертонический, аллер- гический и склонный к повреждениям типы личности. Впоследствии она сама признала несостоятельность указанной типологии. Однако теория «профиля личности» послужила началом многочисленных работ, связанных с изучением личностной специфики у соматических больных. Все же ответ на вопрос о том. предрасположены ли лица с опреде- ленной личностной структурой к определенному психосоматическому заболеванию, был скорее отрицательным. Чрезвычайное разнообразие характерологических особенностей не позволяет говорить о какой-то однородности личностных свойств у соматических больных (Ананьев, 1987). Сегодня чаще авторы указывают на правомерность рассмотрения «психосоматической личности» вообще — «концепция оперативного мыш- ления» (Marty, Uzan, Danke, 1963); «концепция алекситимии» (Sifneos, 1973); «концепция дискретного типа личности» (Ананьев, 1998). Антропологическое направление в психосоматической медицине представлено В. Ватзекером (1949). Это экзистенциальный подход в интерпретации различных заболеваний, его основной задачей является не определение симптоматики, а понимание смысла болезни, симптома через соматическое его выражение. Последнее время в психосоматической литературе большое внимание уделяется концепции алекситимии (Sifneos, 1973). Сущность концепции состоит в том, что психосоматический больной испытывает определенные трудности в осознании своих эмоциональных состояний, он неспособен к эмоциональному резонансу. У него конкретный, прагматический образ мышления и поэтому скуден лексикон, чтобы точно охарактеризовать свое состояние и чувства. Подобные особенности относят к специфиче- ским признакам психосоматической личности. Все эти явления ведут к неспособности вербализовать и разрешить конфликт, что, в свою очередь, обусловливает развитие психосоматических расстройств. Представители французской школы психоанализа (Marty а. о., 1963) не- сколько раньше выдвинули концепцию, названную ими «оперативное Психологическая детерминация болезней адаптации 105 мышление». В основе данного представления лежит гипотеза о скудной фантазии больных, сдерживаемой оперативным (конкретным, прагматиче- ским) образом мышления. Это приводит к неспособности разрешать кон- фликты, выходящие за рамки конкретных понятий. Авторами разработана принципиальная модель развития заболеваний: а) психическая активность психосоматических больных во всех своих характеристиках противоположна психической активности невро- логических больных; б) пациенты из-за бедности фантазии не могут описать свое забо- левание или решить конфликт; в) скудность фантазии ведет к развитию патологического процесса. Среди психобиологических моделей развития психосоматической патологии в первую очередь следует отметить «психосоциальную модель» Леви (Levi, 1970), в соответствии с которой: а) психосоциальные раздражители воздействуют на человека, б) у которого имеется определенная психобиологическая программа (в это понятие включаются накопленный в детстве опыт и гене- тические факторы, влияющие на изменчивость индивидуальной реакции); в) он и вызывает через стресс определенные физиологические ре- акции (нервной, эндокринной систем, отдельных органов), что влечет появление г) функциональных изменений в организме транзиторного характера, что приводит к д) соматическому заболеванию. Следующая модель «психофизического дополнения», разработанная К. Бансоном (Bahnson, 1967), предполагает, что у человека в условиях стресса проявляется определенная регрессия на уровне психической и физиологической активности. Организм человека направляет все импульсы раздражения по двум основным каналам: психическому и соматическому. Предполагается, что тип развивающейся «регрессии» зависит от типа защитных механизмов, которые включаются в организме человека в условиях стресса. При защитной реакции проективного типа отмечается «психическая регрессия», при защитной реакции по типу «подавления», «отрицания» — «соматическая регрессия». Новым направлением медицины в зарубежных странах является поведенческая медицина, которая пытается интегрировать в себя и психо- соматическую медицину. Это направление получило официальное призна- ние в 1977 г. в Йеле. Одним из ее представителей является А. Бионди, Который выделяет две поведенческие модели. Первая модель, основанная на исследовании «висцерального обучения», объединяет патогенные106 ГЛАВА 4. Этиопатогенетические концепции болезней адаптации механизмы соматических заболеваний, таких как язвенная болезнь, гипертония, мигрень и т. п. Вторая модель основана на представлении о «поведенческом обучении», которое объясняется образом жизни или личностными особенностями больного при таких заболеваниях, как ожирение, коронарная болезнь, алкоголизм, инфаркт миокарда и т. п. Известный гуманистический психолог Вилл Шутс (Schutz) выделяет три стадии развития человека: 1) стадия присоединения (включения) ребенка к миру (оральная стадия в психоанализе); 2) стадия социализации, интерперсональный аспект которой отно- сится к решению вопроса о контроле ребенка (анальная стадия в психоанализе); 3) стадия открытости (аналог генитальной стадии в психоанализе). На основе представленных положений автор рассматривает вы- бор болезней, которые делает человек в зависимости от наличия проблем, связанных с той или иной стадией развития. Каждая болезнь представляет собой результат неосознаваемого конфликта, то есть этот конфликт в буквальном смысле воплощается в болезнь. Каждая болезнь имеет скрытую вторичную выгоду. Разные системы органов тела специфично соответствуют отношениям человека и внешнего мира и отношениям между внутренними частями. Понимание того, какие части тела соответствуют сферам присоединения, контроля и открытости, прояснит причины выбора конкретной болезни.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ АДАПТАЦИИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»