ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Публикации, посвященные распространенности психических забо-
леваний, отражают значительную изменчивость результатов эпидемио-
логических исследований. Следует иметь в виду, что сама статистика в
психиатрии является неким «айсбергом», ибо соотношение обратившихся
к психиатру и не обратившихся, но психически больных, составляет 1:3,
а в некоторых районах страны — 1:5. По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), средний показатель распространенности нервно-
психических заболеваний в XX веке вырос более чем в четыре раза.
Увеличивается не только число больных в обществе, но и темп роста
этих расстройств. Если в нашей стране ранее регистрировалось 5—10 боль-
ных на 1000 населения, то в последние десятилетия — 29—33. Тесная
связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и
усложнением социальных условий современной жизни приводит к боль-
шому росту числа неврозов и расстройств личности при относительной
стабильности психозов, в этиологии которых наибольшее значение имеют
факторы эндогенной природы. Так, количество расстройств личности
увеличилось в 4,5 раза, а неврозов — в 56 раз. По данным мировой
статистики, на долю расстройств личности приходится 40% заболева-
ний, неврозы составляют 47%, а эндогенные психозы —13% (Петраков,
1972), то есть личностные аномалии— это весьма существенная часть
нервно-психических расстройств в настоящее время.
Общая численность больных, получающих психиатрическую по-
мощь, увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет 4,4%
населения страны. В пограничном состоянии находятся еще 15—20 млн
человек, в большинстве своем — это дети и молодежь, нуждающиеся в
квалифицированной помощи.
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 83
Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-пси-
хических расстройств у детей и подростков. Невротические и невро-
зоподобные состояния составляют 63 случая на тысячу детей. В нашей
стране стойкие психические расстройства регистрируются у 5—15% детей.
При обследовании 20 тыс. московских детей до 14 лет установлено, что
44,9% из них имеют повышенный риск возникновения психических
заболеваний (Козловская, Кремнева, 1981). По мнению большинства
специалистов, тяжелая и выраженная умственная отсталость составляет
четыре случая на тысячу населения в возрасте 10-14 лет. Распростра-
ненность психосоматических расстройств в детском возрасте также
значительна— до 40% амбулаторных больных. В 21 случае из тысячи
диагностируются системные неврозы (функциональные расстройства) у
детей (Исаев Д. Н.. 1994).
Согласно отечественным публикациям, учтенная заболеваемость не-
врозами составляет 38,5 случая на тысячу детей и 21,8 случая на тысячу —
у взрослых. По данным Института социально-политических исследований
РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников
снижается с 30% в 1—3-х классах до 16% в 9—11-х классах.
Исследования, проведенные Научно-исследовательским центром
при Институте молодежи, экспертная оценка других социологических
опросов и статистических данных позволяют сделать вывод о том, что
российская семья находится в состоянии кризиса (Шаронов, 1996),
который имеет ряд особенностей:
1) 40% детей остро ощущают отсутствие или испытывают ограни-
чение личной свободы, 10% — внушено ощущение собственной
неполноценности, 8% — навязаны мнения, поступки, явно не
соответствующие требованиям жизни;
2) многие родители агрессивны по отношению к своим детям (57%
случаев), причем в 17% случаев агрессивность проявляется в
грубой форме, а потому ежегодно около 100 тысяч детей убегают
из дома;
3) усилилась задержка психического развития детей (по данным
Московского детского фонда, в детдомах около 90% детей имеют
отклонения в психике).
Состояние здоровья молодого поколения в Санкт-Петербурге имеет
те же печальные тенденции, что и во всех крупных городах мира. Наи-
большее распространение получили заболевания опорно-двигательного
аппарата (до 42%), на втором месте стоят болезни психоневрологического
профиля (34,5%), то есть болезни, в развитии которых основную роль
играют социально-психологические факторы. Заметен рост алкоголиза-
ции: 48% студентов указывают, что они регулярно употребляют спирт-
ное. Число наркоманов в городе, по официальным данным, на 2003 г.84 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
составило 191,6 чел. на 100 тыс. населения. Социальное самочувствие
большинства студентов может быть охарактеризовано терминами «разо-
чарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерян-
ность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм», «страх». Более
75% студентов испытывают неуверенность в завтрашнем дне.
Таким образом, исследования регистрируют возрастающее количес-
тво заболеваний, в этиопатогенезе которых существенную роль играют
психологические факторы.
Эмоциональные расстройства в зависимости от тяжести симптомов
можно разделить на четыре типа, отражающие четыре уровня социаль-
но-психологической дезадаптации:
1) акцентуации характера;
2) неврозы и соматоформные вегетативные дисфункции;
3) личностные расстройства (психопатии);
4) психозы.
На одном конце этого континуума— способность жить в рамках
компенсаторных возможностей человека, на другом — полная утрата воли
к жизни, дезорганизация процессов адаптации и компенсации.
К первому уровню психологической дезадаптации относятся акцентуации
характера. По определению А Е. Личко (1985), акцентуации характера— это
крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез-
мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в
отношении определенного рода психогенных воздействий («место наимень-
шего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные»
свойства акцентуации) при хорошей и даже повышенной устойчивости к
другим («позитивные свойства» акцентуации характера). Акцентуации ха-
рактера часто выступают в качестве преморбидных особенностей личности
в развитии нервно-психической и психосоматической патологии.
Второй уровень социально-психологических дезадаптации представляют
неврозы. В российской и зарубежной психоневрологии все большее при-
знание получает полифакторная этиология наиболее распространенного
пограничного психического расстройства — невроза, причем психологиче-
скому фактору отводится ведущая роль. Рассмотрим отдельные положения,
характеризующие это заболевание с позиций психологии.
В наибольшей степени содержание психологического подхода рас-
крывается в патогенетической концепции неврозов В. Н. Мясищева,
который видел в неврозе глубокое личностное расстройство, наступа-
ющее из-за нарушения системы отношений человека. Рассматривают
следующие уровни отношений: отношение к миру предметов и явлений;
к другим лицам; к себе. Отношение человека к самому себе — наиболее
позднее образование, но именно оно обеспечивает целостность системы
отношений личности (Ананьев, 1968).
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 85
С позиций «психологии отношений» невроз — это психогенное (как
правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое
возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений
человека и выражается в специфических клинических феноменах при
отсутствии психотических явлений (Карвасарский, 1980). Из определе-
ния вытекает, что невроз обусловлен не столько количеством и силой
психотравмирующих ситуаций, сколько их значимостью в субъективной
системе отношений индивида. Именно это является основным источ-
ником невротического конфликта и нервно-психического напряжения.
С учетом личностных механизмов развития неврозов выделяют три ос-
новных типа невротических конфликтов: истерический, неврастенический
и обсессивно-психастенический.
Истерический патогенный конфликт определяется чрезмерно за-
вышенными претензиями личности с недооценкой или полным игно-
рированием объективных реальных условий; его отличает повышенная
требовательность к окружающим и явная нетребовательность к себе
(отсутствие критического отношения к себе). В качестве иллюстрации
персональной оценки лиц, имеющих такой конфликт, можно привести
выражение: «Не имею права, но хочу!», в социальном же плане: «Удобны
для себя, но совершенно неудобны для других».
Неврастенический конфликт характеризуется, напротив, повышенны-
ми требованиями к себе, превышающими возможности индивидуума, то
есть наличием противоречия между возможностями личности, с одной
стороны, и ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с
другой. По аналогии с предыдущей иллюстрацией наиболее верно этот
конфликт характеризует формула: «Не имею достаточных сил, но хочу!»
Социальная оценка может быть представлена выражением: «Удобны для
других, но неудобны для себя».
Обсессивно-психастенический конфликт связан с противоречивос-
тью внутренних тенденций, выражающихся в борьбе между желанием
и долгом, актуальными потребностями, влечениями и нормативными
установками, моральными принципами. Это противоречие представляет
собой типичную основу для возникновения невроза навязчивых состо-
яний. Конфликт может характеризоваться формулой: «Хочу, но не могу
решиться!» Социальную сторону конфликта можно отразить следующим
образом: «Неудобен для себя и неудобен для других».
Нерешенный невротический патогенный конфликт создает хрони-
ческое нервно-психическое напряжение высокой степени. Выражение
этого напряжения обусловлено функциональной дезорганизацией лич-
ности как на психологическом уровне в виде нарушения высших форм
поведения, так и на физиологическом — в виде появления моторных и
вегетативных симптомов.86 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
Третий уровень психической дезорганизации представлен личност-
ными расстройствами (психопатиями). Психопатии — патологический,
характеризующийся дисгармоничностью психический склад личности.
Психопатический склад личности представляет собой постоянное, врож-
денное свойство индивидуума. По жизни видоизменения этого свойства
незначительны, если есть, то больше в сторону усиления. Патологи-
ческие свойства психопатической личности тотальны, определяют всю
психическую структуру человека. Патологические изменения настолько
значительны, что препятствуют полноценной социальной адаптации
(безболезненной как для самой личности, так и для окружающих).
Таким образом, три критерия по П. Б. Ганнушкину (1933) определяют
психопатические свойства:
1) тотальность;
2) относительная стабильность;
3) нарушение социальной адаптации.
Четвертый уровень дезорганизации. Соответствующий ему тип рас-
стройства обычно называют психозом. Причинами подобного заболевания
чаще всего являются эндогенные факторы. Крайними выражениями
психоза могут быть депрессия с витальной тоской, полная отчужден-
ность, галлюцинации и паранойя. Человек в таком состоянии не может
выполнять обычные функции: учиться, работать и даже просто зани-
маться домашними делами. Порою эмоциональное расстройство в этом
случае заходит так далеко, что человек теряет ориентацию во времени и
пространстве, его личность крайне деградирует, «разваливается», иногда
у такого больного пропадает желание жить.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Мотивація інвестиційної діяльності
Індивідуальна вартість джерел капіталу
Что значит «преодолеть инерцию»
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Аудит неоплаченого капіталу


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1503 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП