СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Публикации, посвященные распространенности психических забо- леваний, отражают значительную изменчивость результатов эпидемио- логических исследований. Следует иметь в виду, что сама статистика в психиатрии является неким «айсбергом», ибо соотношение обратившихся к психиатру и не обратившихся, но психически больных, составляет 1:3, а в некоторых районах страны — 1:5. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средний показатель распространенности нервно- психических заболеваний в XX веке вырос более чем в четыре раза. Увеличивается не только число больных в обществе, но и темп роста этих расстройств. Если в нашей стране ранее регистрировалось 5—10 боль- ных на 1000 населения, то в последние десятилетия — 29—33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнением социальных условий современной жизни приводит к боль- шому росту числа неврозов и расстройств личности при относительной стабильности психозов, в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. Так, количество расстройств личности увеличилось в 4,5 раза, а неврозов — в 56 раз. По данным мировой статистики, на долю расстройств личности приходится 40% заболева- ний, неврозы составляют 47%, а эндогенные психозы —13% (Петраков, 1972), то есть личностные аномалии— это весьма существенная часть нервно-психических расстройств в настоящее время. Общая численность больных, получающих психиатрическую по- мощь, увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет 4,4% населения страны. В пограничном состоянии находятся еще 15—20 млн человек, в большинстве своем — это дети и молодежь, нуждающиеся в квалифицированной помощи. Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 83 Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-пси- хических расстройств у детей и подростков. Невротические и невро- зоподобные состояния составляют 63 случая на тысячу детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются у 5—15% детей. При обследовании 20 тыс. московских детей до 14 лет установлено, что 44,9% из них имеют повышенный риск возникновения психических заболеваний (Козловская, Кремнева, 1981). По мнению большинства специалистов, тяжелая и выраженная умственная отсталость составляет четыре случая на тысячу населения в возрасте 10-14 лет. Распростра- ненность психосоматических расстройств в детском возрасте также значительна— до 40% амбулаторных больных. В 21 случае из тысячи диагностируются системные неврозы (функциональные расстройства) у детей (Исаев Д. Н.. 1994). Согласно отечественным публикациям, учтенная заболеваемость не- врозами составляет 38,5 случая на тысячу детей и 21,8 случая на тысячу — у взрослых. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1—3-х классах до 16% в 9—11-х классах. Исследования, проведенные Научно-исследовательским центром при Институте молодежи, экспертная оценка других социологических опросов и статистических данных позволяют сделать вывод о том, что российская семья находится в состоянии кризиса (Шаронов, 1996), который имеет ряд особенностей: 1) 40% детей остро ощущают отсутствие или испытывают ограни- чение личной свободы, 10% — внушено ощущение собственной неполноценности, 8% — навязаны мнения, поступки, явно не соответствующие требованиям жизни; 2) многие родители агрессивны по отношению к своим детям (57% случаев), причем в 17% случаев агрессивность проявляется в грубой форме, а потому ежегодно около 100 тысяч детей убегают из дома; 3) усилилась задержка психического развития детей (по данным Московского детского фонда, в детдомах около 90% детей имеют отклонения в психике). Состояние здоровья молодого поколения в Санкт-Петербурге имеет те же печальные тенденции, что и во всех крупных городах мира. Наи- большее распространение получили заболевания опорно-двигательного аппарата (до 42%), на втором месте стоят болезни психоневрологического профиля (34,5%), то есть болезни, в развитии которых основную роль играют социально-психологические факторы. Заметен рост алкоголиза- ции: 48% студентов указывают, что они регулярно употребляют спирт- ное. Число наркоманов в городе, по официальным данным, на 2003 г.84 ГЛАВА 3. Человек и его болезни составило 191,6 чел. на 100 тыс. населения. Социальное самочувствие большинства студентов может быть охарактеризовано терминами «разо- чарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерян- ность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм», «страх». Более 75% студентов испытывают неуверенность в завтрашнем дне. Таким образом, исследования регистрируют возрастающее количес- тво заболеваний, в этиопатогенезе которых существенную роль играют психологические факторы. Эмоциональные расстройства в зависимости от тяжести симптомов можно разделить на четыре типа, отражающие четыре уровня социаль- но-психологической дезадаптации: 1) акцентуации характера; 2) неврозы и соматоформные вегетативные дисфункции; 3) личностные расстройства (психопатии); 4) психозы. На одном конце этого континуума— способность жить в рамках компенсаторных возможностей человека, на другом — полная утрата воли к жизни, дезорганизация процессов адаптации и компенсации. К первому уровню психологической дезадаптации относятся акцентуации характера. По определению А Е. Личко (1985), акцентуации характера— это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез- мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («место наимень- шего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуации) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуации характера). Акцентуации ха- рактера часто выступают в качестве преморбидных особенностей личности в развитии нервно-психической и психосоматической патологии. Второй уровень социально-психологических дезадаптации представляют неврозы. В российской и зарубежной психоневрологии все большее при- знание получает полифакторная этиология наиболее распространенного пограничного психического расстройства — невроза, причем психологиче- скому фактору отводится ведущая роль. Рассмотрим отдельные положения, характеризующие это заболевание с позиций психологии. В наибольшей степени содержание психологического подхода рас- крывается в патогенетической концепции неврозов В. Н. Мясищева, который видел в неврозе глубокое личностное расстройство, наступа- ющее из-за нарушения системы отношений человека. Рассматривают следующие уровни отношений: отношение к миру предметов и явлений; к другим лицам; к себе. Отношение человека к самому себе — наиболее позднее образование, но именно оно обеспечивает целостность системы отношений личности (Ананьев, 1968). Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 85 С позиций «психологии отношений» невроз — это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и выражается в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский, 1980). Из определе- ния вытекает, что невроз обусловлен не столько количеством и силой психотравмирующих ситуаций, сколько их значимостью в субъективной системе отношений индивида. Именно это является основным источ- ником невротического конфликта и нервно-психического напряжения. С учетом личностных механизмов развития неврозов выделяют три ос- новных типа невротических конфликтов: истерический, неврастенический и обсессивно-психастенический. Истерический патогенный конфликт определяется чрезмерно за- вышенными претензиями личности с недооценкой или полным игно- рированием объективных реальных условий; его отличает повышенная требовательность к окружающим и явная нетребовательность к себе (отсутствие критического отношения к себе). В качестве иллюстрации персональной оценки лиц, имеющих такой конфликт, можно привести выражение: «Не имею права, но хочу!», в социальном же плане: «Удобны для себя, но совершенно неудобны для других». Неврастенический конфликт характеризуется, напротив, повышенны- ми требованиями к себе, превышающими возможности индивидуума, то есть наличием противоречия между возможностями личности, с одной стороны, и ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. По аналогии с предыдущей иллюстрацией наиболее верно этот конфликт характеризует формула: «Не имею достаточных сил, но хочу!» Социальная оценка может быть представлена выражением: «Удобны для других, но неудобны для себя». Обсессивно-психастенический конфликт связан с противоречивос- тью внутренних тенденций, выражающихся в борьбе между желанием и долгом, актуальными потребностями, влечениями и нормативными установками, моральными принципами. Это противоречие представляет собой типичную основу для возникновения невроза навязчивых состо- яний. Конфликт может характеризоваться формулой: «Хочу, но не могу решиться!» Социальную сторону конфликта можно отразить следующим образом: «Неудобен для себя и неудобен для других». Нерешенный невротический патогенный конфликт создает хрони- ческое нервно-психическое напряжение высокой степени. Выражение этого напряжения обусловлено функциональной дезорганизацией лич- ности как на психологическом уровне в виде нарушения высших форм поведения, так и на физиологическом — в виде появления моторных и вегетативных симптомов.86 ГЛАВА 3. Человек и его болезни Третий уровень психической дезорганизации представлен личност- ными расстройствами (психопатиями). Психопатии — патологический, характеризующийся дисгармоничностью психический склад личности. Психопатический склад личности представляет собой постоянное, врож- денное свойство индивидуума. По жизни видоизменения этого свойства незначительны, если есть, то больше в сторону усиления. Патологи- ческие свойства психопатической личности тотальны, определяют всю психическую структуру человека. Патологические изменения настолько значительны, что препятствуют полноценной социальной адаптации (безболезненной как для самой личности, так и для окружающих). Таким образом, три критерия по П. Б. Ганнушкину (1933) определяют психопатические свойства: 1) тотальность; 2) относительная стабильность; 3) нарушение социальной адаптации. Четвертый уровень дезорганизации. Соответствующий ему тип рас- стройства обычно называют психозом. Причинами подобного заболевания чаще всего являются эндогенные факторы. Крайними выражениями психоза могут быть депрессия с витальной тоской, полная отчужден- ность, галлюцинации и паранойя. Человек в таком состоянии не может выполнять обычные функции: учиться, работать и даже просто зани- маться домашними делами. Порою эмоциональное расстройство в этом случае заходит так далеко, что человек теряет ориентацию во времени и пространстве, его личность крайне деградирует, «разваливается», иногда у такого больного пропадает желание жить.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»