Депрессия у детей отличается от депрессии у взрослых и часто не распознается родителями или учителями и не лечится врачами. Причинами депрессии могут быть генетическая предрасположенность, переживание негативных событий в раннем детстве, подверженность психологическим и физиологическим стрессовым ситуациям, плохие се- мейные отношения, семейные конфликты, общественное давление, такие как разделение семьи, развод родителей, смерть близкого человека или Домашнего питомца, переезд из одного города в другой или в другой район города, неуспеваемость в учебе или спорте, травма или болезнь,80 ГЛАВА 3. Человек и его болезни приведшие к госпитализации или ограничению активности, физическое или эмоциональное оскорбления и т. д. Основные признаки детской депрессии: • постоянное переживание грусти и безнадежности; • избегание друзей и учебных занятий; • возросшая раздражительность и тревожность; • пропуск школьных занятий или плохая успеваемость; • изменение привычек в еде и сне (например, потеря веса или бессонница); • нерешительность, отсутствие концентрации внимания или за- бывчивость; • чувство никчемности, неуверенности или чрезмерной вины; • частые жалобы на плохое самочувствие, например на головные боли или боли в животе; • потеря энтузиазма или мотивации; • упадок сил и хроническая усталость; • злоупотребление наркотиками или алкоголем; • постоянные мысли о смерти или самоубийстве. Предложены различные способы лечения детской депрессии. Они включают использование антидепрессантов, обучение семьи предотвра- щению депрессии при обнаружении симптомов, обучение способам общения и когнитивным приемам поведения в преодолении трудных ситуаций. Многие из этих способов могут быть применены индивиду- ально или в группах. Признано, что работа с группами сверстников, особенно игровая психотерапия, является наиболее эффективным ме- тодом именно для детей. В исследованиях установлена важность и эффективность вмеша- тельства и участия семьи в лечении детской депрессии. Демонстрация родителями позитивного отношения к ребенку и спокойствие в семье способствуют выздоровлению. В то же время депрессия родителей, кон- фликты в семье, плохое отношение к ребенку, стресс в семье — все это ухудшает течение детской депрессии, которая, в свою очередь, способс- твует семейному стрессу и плохим отношениям в семье. И можно гово- рить о необходимости усиления поддержки программ психологического образования в семье, направленное на улучшение понимания и знаний родителей и опекунов в области детской депрессии. В школах необходимо применять стратегию оценки, способствую- щую более раннему обнаружению депрессии. Следует применять про- филактические мероприятия для предупреждения развития депрессии. Эта оценочная методика (социально-эмоциональная оценка) включает в себя: прямое наблюдение, шкалу поведения, интервью, обзор школьной деятельности, самооценку и др. Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 81 Проблема детской депрессии имеет всемирный характер и несет большую угрозу социальному развитию любой нации. В Гане, например, большинство детей, подверженных депрессии, игнорируются родителями, сверстниками и учителями. В социальном плане они более изолированы и менее активны. С ними меньше игра- ют и редко берут в помощники. Они хуже других сдают экзамены, но это никого не волнует. В результате многие дети бросают школу и не продолжают обучение после школы. У таких детей нет оптимистичного будущего. Тех, кому повезет, отправляют в больницу для обследования и лечения. Число подверженных депрессией детей возрастает. Если у ребенка в депрессивном состоянии развивается отрицательный взгляд на себя, на свои неудачи и плохую успеваемость, то школа вряд ли будет его интересовать. Он будет, как правило, искать компенсацию вне школы. Такие дети часто занимаются коммерцией на улицах или бродяжничают. У других детей появляются антиобщественные установки, аддиктивное поведение, они начинают употреблять алкоголь, наркотики, такие дети могут заниматься криминальными делами, проституцией. Депрессия в детском возрасте — настолько сложное явление, что специалисты не всегда могут определить ее. Симптомы могут быть за- маскированными, неспецифичными, скрытыми, так что даже родители не могут сказать, притворяется их ребенок или действительно болен. У школьников, испытывающих депрессию, на первый план высту- пают умственная и физическая утомляемость. У них ослабевает желание заниматься чем-нибудь, они испытывают лень, скуку и теряют интерес к учебе. Раньше или позже школьники начинают прогуливать, пропус- кать занятия или вообще перестают посещать школу. Они становятся безразличными к общению со сверстниками, у них появляются не- свойственные им ранее раздражительность, грубость по отношению к педагогам, родителям. На уроках они с трудом улавливают объяснения учителя, подолгу сидят над одной и той же страницей книги, плохо воспринимают материал, ничего не запоминают, ошибаются в простых задачах; то, что раньше выполнялось за несколько минут, теперь требует часовых усилий. Постепенно наступают тревога, страх за свою несостоя- тельность, неуспеваемость. У некоторых депрессивных детей развивается страх перед посещением школы или перед экзаменом. Их движения становятся угловатыми и неловкими, появляется медлительность. Иногда наблюдаются суточные колебания настроения, расстройства сна. В ряде случаев можно выявить нарушения аппетита и колебания веса тела. Таков психологический портрет школьника, находящегося в состоянии депрессии. Все это, безусловно, не является нормальным для развития ребенка и оказывает негативное влияние на его социальную и образо- вательную деятельность.82 ГЛАВА 3. Человек и его болезни К сожалению, депрессия в детском и подростковом возрасте долгое время не рассматривалась применительно к области обучения. Это стало источником страдания многих детей и их семей сегодня. В доступной литературе мы не встретили работ, посвященных изучению влияния де- прессивных состояний на обучение детей. Особый интерес представляют профилактические и реадаптационные аспекты плохой успеваемости (и как ее следствия — ухода из школы, обусловленного депрессивным состоянием детей и подростков). Возникает необходимость проведе- ния среди педагогов, учителей и родителей просветительской работы, направленной на выявление и своевременную коррекцию начальных признаков депрессии с целью преодоления последствий этого заболе- вания у школьников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Некоторые признаки детской депрессии» з дисципліни «Основи психології здоров'я»