Исходя из обзора, сделанного Антви-Дансо Стивеном, аспирантом кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена, следует, что эмоциональная сфера всегда являлась предметом пристального внимания человека. С давних времен отмечалось, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешнего вида, поступков, различных видов деятельности, но и его влияния на других людей. Кроме того, самочувствие и состояние здоровья в боль- шей степени связаны с эмоциональным тонусом и в конечном итоге с настроением индивидуума. Нарушение нормального функционирования механизмов регуляции эмоций дезорганизует целесообразное адапти- рованное поведение. Одним из вариантов нарушения эмоционального состояния человека является депрессия. Депрессия — серьезное эмоциональное расстройство, которому подвержены люди всех возрастов, включая детей и подростков. Она характеризуется устойчивым грустным и раздражительным настроением, потерей интереса и удовольствия в жизни. Эти чувства сопровождаются рядом дополнительных симптомов, влияющих на аппетит и сон, уровень активности и концентрации, а также на самочувствие. По мнению А. В. Смулевича (2001), депрессия влияет на весь организм человека, на его чувства, мысли и поступки, а также на его социальную адаптацию. Если не лечить депрессию, это может привести к плохой успеваемости, к алкогольной или наркотической зависимости, к сниже- нию профессионального статуса, и как следствие, к вынужденной смене работы, к распаду семьи, к полной инвалидности или, наконец, к суициду. Проблема депрессии находится в центре внимания многих исследовате- лей разных стран. Сложность ее изучения обусловлена многообразием и разновидностью проявлений, неоднотипностью в понимании термина «депрессия» (заболевание, симптом, синдром), нечеткостью клинико-пси- хопатологических границ, противоречивостью классификации. Интерес к депрессии особенно возрос в связи с увеличением числа больных, подверженных ей. По мнению Дж. Ананта (Ananth, 1978), депрессия развивается у трех человек из 1000. Общий показатель заболеваемости депрессией на сегодняшний день приближается к 3% (Смулевич, 2001; Whillock, Evans,1999), а при учете мягких форм— к 6%. Это значит, что ежедневно у 100 млн жителей нашей планеты об- наруживаются признаки депрессии и, соответственно, они нуждаются в адекватной медико-психологической помощи. Еще недавно многие детские психиатры отвергали возможность возникновения депрессии в детском и подростковом возрасте, считая ее присущей только созревающей или взрослой личности, а признаки78 ГЛАВА 3. Человек и его болезни угнетения и печали не признавали симптомом депрессии в детстве. Надо отметить, что в прошлые десятилетия не было достаточно существенных исследований для осмысления депрессивных синдромов среди детей и подростков. Сегодня в современной психиатрии произошло значительное продвижение в осознании того, что депрессия в детском возрасте может быть просто определенной фазой эмоционального взросления, которая с течением времени сама собой исчезнет. Обсуждая вопрос о возмож- ности возникновения депрессивных состояний в младенческом возрас- те, многие авторы обращали внимание на тот факт, что депрессивные расстройства, в том числе эндогенные и экзогенные, могут возникать в любом возрастном периоде, начиная с младенчества, в своеобразных формах, обусловленных возрастной личностной динамикой (Иовчук, Северный, 1999). N. Piug-Antich, обследуя амбулаторных и стационарных больных, установил, что депрессивных детей можно более достоверно выявлять в раннем возрасте: дети с депрессивным фоном настроения намного выраженнее психологически функционально заторможены, чем полагали ранее (Piug-Antich, 1986). Он выяснил, что у школьников и подростков могут быть выявлена и сильная и слабая формы депрессии. Была выяв- лена связь между депрессией и суицидальной наклонностью в молодом возрасте (Brent et al., Robbins, Alessi, 1998). Авторы подчеркивали, что в подростковом возрасте депрессивное состояние и суицидальное поведение часто дополняют друг друга. Современные исследования свидетельствуют, что психотические, эндогенные формы депрессии чаще встречаются у детей, чем у взрослых (Gatsonis, 1989; Antich, 1986; Ryan, 1987; Бехтерева, 1990). Сегодня про- блема депрессивных расстройств у детей и подростков актуализируется в связи с тем, что увеличивается число детей с личностными отклонениями, такими как вегетативные нарушения, неуспеваемость, эпизоды тревоги и страха, навязчивость, грубость, курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступность и общие нарушения социального порядка. Дети с психическими расстройствами часто встречаются не только в психиатрических больницах, но и соматических клиниках и реабилита- ционных центрах. Это подтверждается рядом исследований, в которых среди психически больных детей были выявлены депрессивные проявления в 3—13% случаев, а среди подростков— в 25-30%. Распространенность депрессии у детей и подростков за последние 10—20 лет значительно увеличилась, при этом стала чаще выступать в форме соматизированных депрессий (Исаев, 2000). Серьезность проблемы депрессии у детей в настоящее время под- тверждается следующими данными Американской академии детской и юношеской психиатрии (1999); Национальной ассоциации психического Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 79_ здоровья США (2000); Центра психиатрического обслуживания США (1996): • дети, подверженные стрессу, пережившие потерю или испытывающие недостаток внимания, имеющие проблемы в обучении, нарушения поведения, находятся в зоне риска повышенной депрессии; • депрессивный фон настроения в детстве может перейти в более серьезное депрессивное заболевание в зрелом возрасте; • существует жесткая связь депрессии и суицидальных поступ- ков. Депрессия в детском и подростковом возрасте связана с повышением риска суицидального поведения. Суицид является третьей ведущей причиной смерти людей в возрасте 15—24 лет и шестой ведущей причиной смерти людей в возрасте 5—14 лет. Число попыток самоубийств еще выше; • девушки-подростки более подвержены депрессии, чем юноши; • школьники, в особенности младшие школьники, малолетние дети, у которых имеются проблемы в семье, чаще подвержены депрессии; • четыре ребенка из пяти, совершивших побег из дому, страдают депрессией: • если молодой человек пережил депрессию, повышается вероят- ность, что в течение следующих пяти лет у него может быть еще один приступ депрессии; • около 33% детей и 12,5% подростков подвержены депрессии; • у одного из пяти детей есть диагностируемые умственное, эмоцио- нальное или поведенческое нарушение; примерно один из десяти может страдать от серьезного эмоционального расстройства, но 70% детей не получают психологической помощи; • нарушение внимания и гиперактивность — наиболее распро- страненные психические отклонения у детей, они встречаются у 3—5% школьников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ДЕПРЕССИИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»