ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастании
нагрузки на нервную систему, психику человека. Информационный бум,
ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений
(замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие
патогенные особенности современной жизни приводят к формированию
эмоционального напряжения, которое выступает одним из факторов раз-
вития различных заболеваний.
Ситуация, связанная с переходом от одной ступени развития общества
к другой, как никогда, актуализирует проблемы здоровья. Жизнь в условиях
неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов поведе-
ния повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, за будущее
своих детей, родственников, что, в свою очередь, способствует развитию
нервно-психической и психосоматической патологии. Результаты анализа
современного положения населения страны свидетельствуют о том, что
уровень неопределенности для отдельного человека и для страны в целом
остается высоким. Неопределенность сама по себе не имеет знака— ни
«плюса», ни «минуса». Знак зависит от личностных особенностей человека,
заполняющего эту неопределенность собственными ожиданиями. Как из-
вестно, неопределенность — это дефицит информации в прогнозировании
своего будущего. Поэтому один человек видит в будущем угрозу, а для
другого, наоборот, — будущее исполнено множеством самых радужных на-
дежд и ожиданий. Исходя из исследования реакций нашего населения на
неопределенность, можно выделить две полярные группы: в 1-й группе 42%
населения реагируют страхом, усталостью, безразличием, растерянностью;
во 2-й— 41%, реагирующих озлобленностью, агрессивностью.
Наши исследования, проведенные в одном крупном научно-производс-
твенном объединении, показали, что 48% работников предприятия имеют те
или иные медико-психологические проблемы. У 10% обследованных выяв-
лены выраженные социально-психологические дезадаптации. Актуальными
проблемами для работников НПО явились: блок I — проблемы, связанные
с физическим здоровьем; блок II— проблемы, касающиеся психического
состояния, контроля эмоциональной сферы, регулирования настроения;60 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
блок III — проблемы общения, в том числе сексуального; блок IV— про-
блемы, связанные с семьей, взаимоотношениями с членами семьи; блок
V— проблемы, вызванные курением и злоупотреблением алкоголем.
Таким образом, на примере одного предприятия можно увидеть, что
большая часть работников в той или иной степени нуждается в помощи
специалистов-психологов, психотерапевтов, наркологов и др.
Современная жизнь характеризуется огромным потоком информа-
ции, ежедневно и ежечасно обрушивающимся на головы людей. Как
оказалось, многие, особенно чувствительные люди, не в состоянии
адекватно перерабатывать этот шквал столь разнообразной, а порой
чудовищной информации. Растет число лиц, страдающих от «синдрома
информационного изнурения», особенно среди тех, кто либо вплотную
занят бизнесом, либо озабочен состоянием своего здоровья (так много
рецептов, как стать здоровым, «аж голова кружится»).
Разрушение идеологической базы повлекло за собой разрушение
индивидуальной картины мира. Большинство населения России сумело
перестроить мировоззренческую картину, оперевшись при этом либо на
религиозные догматы, либо на собственную философскую модель опи-
сания действительности. Однако около 8% населения сегодня не имеет
никакой системы описания, что представляет собой явную опасность,
ибо заполнение этого мировоззренческого вакуума экстремистскими,
например шовинистическими, идеями может спровоцировать социаль-
ные катаклизмы.
Церковь всегда указывала человеку на семь смертных грехов: гордыню,
сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, зависть, уныние. И не напрасно. Все
они в современной терминологии могут в полной мере рассматриваться в
качестве факторов риска различных заболеваний. Не зря народная молва
по поводу зависти замечала: «Брюхо заболело — чужого захотело».
Снижение уровня социальной поддержки приводит к пережива-
нию стрессовых ситуаций в одиночку, что явно ослабляет толерантные
возможности человека. Б. Г. Ананьев отмечал, что стресс-толерантность
личности и выносливость по отношению стрессорам зависит от поддерж-
ки, моральной помощи, солидарности группы, соучастия, сочувствия
других людей. Как известно, социальная поддержка (social support) может
быть институциональной, то есть исходящей от государственных структур;
корпоративной, исходящей от администрации, профсоюзов; межличност-
ной, исходящей от отдельных людей. Социальная поддержка выступает в
качестве барьера между стрессом и его физиологическими и психологи-
ческими последствиями. Сама по себе социальная поддержка как специ-
альная переменная, смягчающая патогенное действие стресса, является
независимым фактором, оказывающим влияние на здоровье. Некоторые
авторы используют понятия «социальная поддержка» и «межличностные
отношения и связи» (social network) в качестве взаимозаменяющих, делая
Актуальность проблем психологииздоровья 61
при этом два допущения: 1) чем больше количество социальных связей,
тем лучше; 2) наличие какой-либо социальной связи (брак, друзья и т. п.)
эквивалентно социальной поддержке. Большинство исследователей со-
циальной поддержки считают, что для здоровья и чувства благополучия
важнее не столько количество контактов, сколько качество эмоциональ-
ной поддержки и ощущение близости отношений.
Ощущение благополучия человека основывается на таких парамет-
рах социальных отношений, как социальная интеграция, привязанность,
возможность кого-либо воспитывать и растить, получение подтверждения
своей значимости, чувство надежности партнеров по общению, полу-
чение руководства. Фактически при изучении социальной поддержки
особое значение придается привязанности и аффилиативной функции
взаимодействия (аффилиация— потребность в общении, эмоционально
теплых отношениях, проявляется в стремлении взаимодействовать с
окружающими, оказывать помощь и принимать ее от других).
В отдельных странах можно наблюдать влияние социальной поддерж-
ки на снижение уровня заболеваемости. Например, среди японцев, жи-
вущих в США и поддерживающих общинно традиции своей культуры,
уровень сердечно-сосудистых заболеваний значительно ниже, чем в аме-
риканской популяции, причем все остальные факторы риска совпадают.
Если такой человек переживает горе, то его сородичи стекаются к нему
и помогают преодолеть этот стресс, если же переживает радость — снова
собираются соотечественники, чтобы порадоваться вместе.
Л. Беркман и Л. Сайм в течение девяти лет изучали взаимосвя-
зи межличностных отношений со смертностью почти на 7-тысячной
популяции в штате Калифорния. Подсчет показателей относительного
риска выявил повышение уровня риска у лиц с самым низким числом
межличностных связей. В этом исследовании учитывались четыре источ-
ника межличностных связей: 1) брак; 2) отношения с близкими друзьями
и родственниками; 3) посещение церкви; 4) участие в формальных и
неформальных общественных группах. Надо отметить, что социальная
поддержка со стороны членов семьи и начальника оказалась более эф-
фективной в смягчении влияния на здоровье испытываемого стресса,
чем поддержка со стороны сослуживцев и родственников.
Рассмотрим результаты, полученные нами (совместно с Л. И. Уткиной)
на выборке учителей-гуманитариев сельских школ Новгородской области.
Прежде всего, надо отметить, что 90% учителей удовлетворены своими
контактами с другими людьми. Обнаруживается динамика удовлетворен-
ности от прошлого к настоящему, то есть если прошлыми отношениями
были удовлетворены только 71%, то настоящими уже 90%, тем не менее
10% остаются неудовлетворенными настоящими взаимоотношениями
с другими людьми. Еще 16% учителей пребывают в определенной со-
циальной депривации, так как у них нет кого-либо, с кем они могли62 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
разделить свои психологические или другие трудности. У 84% учителей в
окружении есть конкретные люди, от которых они могут всегда получить
психологическую помощь.
Более детальный анализ выявил референтные группы людей, которые
оказывают учителям реальную помощь (стоит учитывать, что исследуемая
выборка на 98% представлена женщинами): мать — 53%; супруг — 53%;
друзья— 51%; сестра— 31%; сын— 24%; коллеги— 24%; дочь— 18%.
На вопрос «Обращаетесь ли вы за поддержкой к церкви?» 49%
учителей ответило утвердительно. Поиск поддержки в традиционной
сфере христианской религии проявляется у них эпизодически, чаще
всего в наиболее трудных случаях. Выполнение тех или иных ритуалов
способствует смягчению переживания стресса.
Для сельских школ характерна соборность; тесное общение на
работе и за пределами школы отражается и на ощущении поддержки
со стороны администрации. Такую поддержку чувствуют 69% учителей.
Почти у каждого учителя имеется человек («жилетка»), которому мож-
но довериться, в трудную минуту «поплакаться» (91%). Для учителей-
гуманитариев также характерен в трудные минуты поиск поддержки в
книгах, как специальных, так и в художественных. Так помогают себе
53% учителей. Любопытно отметить, что появление в школах психологов
открывает новые возможности в плане самопомощи в решении трудных
жизненных задач учителей. Об этом свидетельствует то, что 25% учителей
находят поддержку в общении с психологом или участвуя в тренингах
общения. Помимо «стандартных» источников социальной поддержки,
учителя используют некоторые необычные источники, например, до-
машних животных (7%), опыт других коллег (3%). Из всей выборки
только один человек находит поддержку в самом себе.
В перечне вопросов анкеты требовалось оценить свое характерное
самочувствие. Оценку предлагалось осуществить по принятой в школе
пятибалльной шкале. 89% учителей оценили свое самочувствие на «4»
и 11% — на «3». Такое положение, возможно, еще одно отражение того,
что это сельские учителя, живущие и работающие на природе.
Гипотезу «Чем больше контактов, тем лучше себя чувствую» под-
твердили 69% обследованных. Однако обратную гипотезу «Чем меньше
контактов, тем хуже себя чувствую» подтвердили лишь 9%, 18% учителей
же не ощущают такой связи.
Обобщенным ответом на вопрос «Откуда я наиболее часто получаю
социально-психологическую поддержку?» 62% учителей-гуманитариев
отметили семью, такая же тенденция отмечена и в американской выбор-
ке. Второе место уверенно занимают друзья — 49%. Третье место среди
источников социально-психологической поддержки разделили «группы
по интересам» — 22% и «родственники» — 20%. Затем 7% отметили, что
ощущают поддержку со стороны начальника и только 2% — от церкви.
Актуальность проблем психологии здоровья 63
Итак, общение с другими людьми выступает значимым ресурсным
фактором (источники социальной поддержки — это «источники силы») в
повышении качества жизни человека.
Изучение стрессогенных проблемных ситуаций, оказывающих повсе-
дневное воздействие на подростков, свидетельствует об их обилии. В иссле-
довании О. Б. Нестеренко под нашим руководством в 2004 г. получено
представление лишь о субъективно осознаваемых и предъявляемых про-
блемных ситуациях. Результаты анкетирования представлены в табл. 1.
Таблица 7
Проблемные ситуации подростков и источники их преодоления
Группа
1. Здоро-
вые под-
ростки
2. Под-
ростки
с психо-
сомати-
ческими
заболева-
ниями
Проблемы,
вызывающие
напряжение
за последние полгода
Поступление в учебные
заведения — 60%.
Пробные и грядущие
ЕГЭ — 46,7%.
Материальные пробле-
мы — 40%.
Выпускной вечер —
33%.
Общение с окружаю-
щими — 33,3%.
Взаимоотношения
с родителями — 12%.
Нет проблем — 30%
Семейные пробле-
мы — 64%.
Экзамены (ЕГЭ) — 60%.
Материальные пробле-
мы — 30%.
Проблемы с одноклас-
сниками — 14%.
Личностные проблемы
(здоровье, усталость и
др.) — 12%.
Нет проблем — 11%
Трудности обучения
в выпускном классе
Трудно даются
предметы — 40%.
Страх перед
ЕГЭ — 40%.
Усталость после
уроков — 26,7%.
Не хватает времени на
выполнение домашних
заданий — 26,7%.
Загруженность олимпиа-
дами — 33,3%.
Тяжело вставать
утром— 13,3%
Страх перед ЕГЭ — 43%.
Обучение
по отдельным предме-
там —12%.
Большой обьем домаш-
них заданий — 15%.
Общение с преподава-
телями — 12%.
Некомфортные условия
обучения — 12%
Что помогает
преодолевать
трудности
Сила воли и др.
личностные качест-
ва — 70%.
Учителя — 46,7%.
Родители — 46,7%.
Стремление учиться
дальше — 33,3%
Личные качества
(ответственность,
сила воли, харак-
тер) — 38,64%.
Родители, учите-
л я — 19,23%.
Стремление учиться
дальше — 8%.
Друзья — 8%.
Не знаю — 34,62%64 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
Как видно из таблицы, для обследованных подростков характерны
проблемы, связанные с предстоящими экзаменами в форме Единого
государственного экзамена (ЕГЭ), взаимоотношениями со сверстника-
ми, с родителями и учителями; проблемы, связанные с недостатком
материальных средств; трудности с учебой и предстоящим окончанием
школы, продолжением своего образования и др. Однако соотношение
этих проблем у выпускников в разных группах различно. Если у здоро-
вых подростков главные трудности связаны с предстоящей деятельнос-
тью (сдача экзаменов и поступление в вузы), то у больных подростков
на первое место выходит проблема отношений с родителями. В группе
здоровых подростков 30% выпускников не имеют (читай — не осознают)
проблем, вызывающих состояние стресса, в то же время в группах боль-
ных подростков этот показатель равен 11—14%. Следовательно, можно
сделать вывод, что переживание стресса в группах больных подростков
более выражено, чем у здоровых. В группах больных подростков выде-
ляются в качестве стрессогенного фактора нарушенные отношения с
родителями.
Характер школьных трудностей одинаково представлен во всех
группах испытуемых подростков. Все выпускники жалуются на большой
объем нагрузки, в том числе в виде домашних заданий, на сложность
освоения отдельных предметов, взаимоотношения с учителями, а также
страх, усталость и переутомление. Полученные данные подтверждают за-
ключение валеологов о перегруженности учебных программ фактической
информацией и чрезмерной интенсификации образовательного процесса,
вызывающих у учащихся переутомление и дистресс (в старших классах,
вместе с приготовлением домашнего задания, рабочий день школьника
составляет 13-15 часов, что на 20—40% превышает гигиенические и
физиологические нормативы). Поэтому обучение в выпускном классе
можно рассматривать как мощный стрессогенный фактор.
На основании анализа ответов на третий вопрос анкеты «Что вам
помогает разрешать возникающие проблемы?» можно определить главный
опосредующий фактор со стороны индивида в отношении стрессового
события. Это характер его оценки, представляющий собой суждение о
событии с различных точек зрения (контролируемость, приписывание
причин и т. д.). Основное различие между представителями различных
групп заключается в первичной и вторичной когнитивной оценках про-
блемной ситуации и — на ее основании — в определении способов пре-
одоления трудностей. Если здоровые подростки чаще оценивают проблему
как вызов своим личностным ресурсам и демонстрируют готовность к
активному противостоянию среде и уверенность в состоятельности своих
личностных и средовых ресурсов, то подростки с психосоматическими
нарушениями воспринимают проблемные ситуации как прежде всего
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 65
угрожающие их благополучию, выказывая свою личностную беспомощ-
ность (около 60% опрошенных). Только 38,6% надеются на свои силы,
на помощь со стороны окружающих рассчитывают 19,2%, а 34,6% за-
трудняются ответить на этот вопрос. Следовательно, в данной группе
наблюдается отсутствие уверенности в состоятельности своих личностных
и средовых ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Таким образом, в структуре копинг-поведения здоровых подростков
имеются психологические факторы резистентности к стрессу. К позитив-
ным личностно-средовым ресурсам относятся: положительное восприятие
подростками социальной поддержки со стороны родителей, учителей и
сверстников, наличие интернального локуса контроля над средой.
В целом нарушение нервно-психического баланса (актуализация
общего девиантного синдрома адаптации), вызванное психотравмиру-
ющими ситуациями, может пойти по трем направлениям: 1) по пути
невротизации; 2) по пути соматизации; 3) по пути девиации поведения
(Мягер, 1985).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стремление к
совершенствованию человека в области психической культуры есть неспе-
цифический базисный фактор профилактики любого заболевания.
Интерес к психологической составляющей этиопатогенетических
факторов в развитии патологии на любом уровне связан с тем, что
именно она в большей степени поддается контролю и во многом зависит
от самого человека. Следовательно, одним из руководящих принципов
профилактической медицины (превентологии) должна быть установка
на поиск и коррекцию (аутокоррекцию) психологических состояний,
повышающих вероятность возникновения заболевания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит кредитних операцій
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Теорія інвестиційного портфеля
Что значит «преодолеть инерцию»
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 2850 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП