Личный (индивидуальный) превентивный ресурс — это комплекс спо- собностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов; отлаженная работа данно- го комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации (Малыхина, 2004). Концептуальная основа личного (индивидуального) превентивного ресурса лежит в основе комплексной модели развития личности «Цве- ток потенциалов». В русле идей «гуманизации психологии» в основу микроуровня превентивной системы положено понятие «личного (но не «личностного») превентивного ресурса». Этим подчеркивается це- лостное рассмотрение развития человека, включающего как процесс социализации, так и процесс индивидуализации. Обобщая достижения психологической науки, А. Б. Орлов отмечает, что целостность человека подразумевает интеграцию различных психических инстанций — личности и сущности, где «личность живет в плане феноменов, существования; сущность неизменно пребывает в плане ноуменов, бытия» (Орлов, 2002, с. 70). Так как здоровье представляет собой прежде всего целостность, гармоничное равновесие физиологических, психических, социальных аспектов человеческого существа, то, рассматривая универсальный уро- вень обобщения индивидуальных предпосылок здоровья, целесообразно говорить о личном (то есть принадлежащем индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле), а не личностном (то есть только феноменаль- ном, социальном) превентивном ресурсе (Малыхина, 2004). В нашем понимании, ресурс — это адаптационная способность пси- хики человека усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состояниями относительного покоя. Под ресурсами сле- дует понимать те внутренние и внешние переменные (психологического, телесного и духовного порядка), которые способствуют устойчивости личности и ее продвижению в развитии. К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам, особенно в преодолении стресса, относятся, по мнению Л. В. Куликова (2004), следующие: 1) активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности лич- ностного роста; 2) сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, ощущение собст- венной значимости, «самодостаточность»; Нормальная и патологическая личность 47 3) активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях; 4) позитивность и рациональность мышления; 5) эмоционально-волевые качества; 6) достаточные физические ресурсы (состояние здоровья). К информационным и инструментальным ресурсам относятся: 1) способность контролировать ситуацию; 2) использование методов или способов достижения желаемой цели (мастерство, способность); 3) способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; 4) способность к когнитивной структуризации и осмыслению си- туации; 5) материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода, безопасность жизни. Психология здоровья в своей теории и практике ставит запредель- ные задачи. Если человек имеет те или иные психологические трудности (симптомы), то работа, естественно, должна быть направлена на их эли- минацию. Однако это только начальная фаза оказания психологической помощи, ибо цель находится далеко за конкретным симптомом. «Основ- ной интерес моей работы связан не с лечением неврозов, — говорил К. Юнг, — а скорее с приближением к непостижимому, но в действитель- ности приближение к непостижимому оказывается реальной терапией, и чем более вы приобщаетесь к опыту непостижимого, тем более вы освобождаетесь от пут патологии» (Jung, 1963, р. 37). Эта мысль Юнга как нельзя лучше определяет запредельные задачи трансметодического подхода в области психологии здоровья. В области запредельного обнаруживается тесная связь целей и задач психологии здоровья с трансперсональной психологией, которая, по вы- ражению основателя и первого редактора журнала «Трансперсональная психология» Энтони Сутича, занимается исследованием «предельных способностей и возможностей человека». Четвертая сила в психологии, трансперсональная психология (пси- хотерапия), имеет свои отличительные черты (Налимов, 1989). К ним относятся следующие: 1) экспериментальность в изучении внеличностного, трансперсональ- ного состояния сознания (то есть трансперсональная психология отличается минимальной умозрительностью); 2) выделение созерцания (самонаблюдения) как метода научного изучения;48 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья 3) определенная «губчатость»: трансперсональная психология впиты- вает в себя как прошлый опыт, достигнутый религиями (буддизм, суфизм, даосизм и т. п.), так и некоторые теоретические представ- ления современной физики, нейрофизиологии и т. д.; 4) признание высшей силы, то есть наличия непознанного сверх- сознания. Трансперсональная психология не замыкается на изучении только внутренних проблем человека, в ней широко представлена социально- ориентированная активность: поиск новых форм существования культуры, гармонизация отношений между людьми, человеком и природой, новый уровень устремлений в поисках смысла и существа жизни. Как и психология здоровья, трансперсональная психология пред- полагает изучение религий и религиозного опыта, особенно восточных традиций, где наблюдается больше психологический, чем теологический подход к природе человека. Здесь можно встретить проверенные опытом вековой практики технологии психологического и духовного развития. Религиозные традиции, описывая личностный рост, обращают вни- мание на способы приведения себя к гармонии с Вселенной, на способы жизни в согласии с космосом. Планка личностного роста, совершенства должна стоять крайне высоко, может быть, опять же за пределами достижимого для конкрет- ного человека, для конкретного времени. Л. Н. Толстой при обсуждении картины Н. К. Рериха «Гонец» сказал молодому тогда еще художнику: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда пра- вить выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Любопытно проиллюстрировать связь физического и психического здоровья на примере исследований, проведенных доктором Стивеном П. Джюэттом среди долгожителей. Он обследовал 79 здоровых американцев в возрасте старше 87 лет. Эти старые люди имели различный жизненный опыт, но отличались высокой приспособляемостью, умением противо- стоять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим чувством юмора. Они умели радоваться жизни, получать удовольствие от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались какой-либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали своих пристрастий, многие из них всю свою долгую жизнь курили, некото- рые любили приложиться к рюмочке. Эти исследования показывают, что наличие качеств психического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личный (индивидуальный) превентивный ресурс» з дисципліни «Основи психології здоров'я»