ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Личный (индивидуальный) превентивный ресурс
Личный (индивидуальный) превентивный ресурс — это комплекс спо-
собностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс
адаптационно-компенсаторных механизмов; отлаженная работа данно-
го комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное
благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности,
создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и
последующей самореализации (Малыхина, 2004).
Концептуальная основа личного (индивидуального) превентивного
ресурса лежит в основе комплексной модели развития личности «Цве-
ток потенциалов». В русле идей «гуманизации психологии» в основу
микроуровня превентивной системы положено понятие «личного (но
не «личностного») превентивного ресурса». Этим подчеркивается це-
лостное рассмотрение развития человека, включающего как процесс
социализации, так и процесс индивидуализации. Обобщая достижения
психологической науки, А. Б. Орлов отмечает, что целостность человека
подразумевает интеграцию различных психических инстанций — личности
и сущности, где «личность живет в плане феноменов, существования;
сущность неизменно пребывает в плане ноуменов, бытия» (Орлов, 2002,
с. 70). Так как здоровье представляет собой прежде всего целостность,
гармоничное равновесие физиологических, психических, социальных
аспектов человеческого существа, то, рассматривая универсальный уро-
вень обобщения индивидуальных предпосылок здоровья, целесообразно
говорить о личном (то есть принадлежащем индивиду в феноменальном
и ноуменальном смысле), а не личностном (то есть только феноменаль-
ном, социальном) превентивном ресурсе (Малыхина, 2004).
В нашем понимании, ресурс — это адаптационная способность пси-
хики человека усиливать во много раз интенсивность своей деятельности
по сравнению с состояниями относительного покоя. Под ресурсами сле-
дует понимать те внутренние и внешние переменные (психологического,
телесного и духовного порядка), которые способствуют устойчивости
личности и ее продвижению в развитии.
К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам,
особенно в преодолении стресса, относятся, по мнению Л. В. Куликова
(2004), следующие:
1) активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к
возможности приобретения личного опыта и возможности лич-
ностного роста;
2) сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, ощущение собст-
венной значимости, «самодостаточность»;
Нормальная и патологическая личность 47
3) активная жизненная установка: чем активнее отношение к
жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых
ситуациях;
4) позитивность и рациональность мышления;
5) эмоционально-волевые качества;
6) достаточные физические ресурсы (состояние здоровья).
К информационным и инструментальным ресурсам относятся:
1) способность контролировать ситуацию;
2) использование методов или способов достижения желаемой цели
(мастерство, способность);
3) способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя
и окружающей ситуации;
4) способность к когнитивной структуризации и осмыслению си-
туации;
5) материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода,
безопасность жизни.
Психология здоровья в своей теории и практике ставит запредель-
ные задачи. Если человек имеет те или иные психологические трудности
(симптомы), то работа, естественно, должна быть направлена на их эли-
минацию. Однако это только начальная фаза оказания психологической
помощи, ибо цель находится далеко за конкретным симптомом. «Основ-
ной интерес моей работы связан не с лечением неврозов, — говорил
К. Юнг, — а скорее с приближением к непостижимому, но в действитель-
ности приближение к непостижимому оказывается реальной терапией,
и чем более вы приобщаетесь к опыту непостижимого, тем более вы
освобождаетесь от пут патологии» (Jung, 1963, р. 37). Эта мысль Юнга
как нельзя лучше определяет запредельные задачи трансметодического
подхода в области психологии здоровья.
В области запредельного обнаруживается тесная связь целей и задач
психологии здоровья с трансперсональной психологией, которая, по вы-
ражению основателя и первого редактора журнала «Трансперсональная
психология» Энтони Сутича, занимается исследованием «предельных
способностей и возможностей человека».
Четвертая сила в психологии, трансперсональная психология (пси-
хотерапия), имеет свои отличительные черты (Налимов, 1989). К ним
относятся следующие:
1) экспериментальность в изучении внеличностного, трансперсональ-
ного состояния сознания (то есть трансперсональная психология
отличается минимальной умозрительностью);
2) выделение созерцания (самонаблюдения) как метода научного
изучения;48 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
3) определенная «губчатость»: трансперсональная психология впиты-
вает в себя как прошлый опыт, достигнутый религиями (буддизм,
суфизм, даосизм и т. п.), так и некоторые теоретические представ-
ления современной физики, нейрофизиологии и т. д.;
4) признание высшей силы, то есть наличия непознанного сверх-
сознания.
Трансперсональная психология не замыкается на изучении только
внутренних проблем человека, в ней широко представлена социально-
ориентированная активность: поиск новых форм существования культуры,
гармонизация отношений между людьми, человеком и природой, новый
уровень устремлений в поисках смысла и существа жизни.
Как и психология здоровья, трансперсональная психология пред-
полагает изучение религий и религиозного опыта, особенно восточных
традиций, где наблюдается больше психологический, чем теологический
подход к природе человека. Здесь можно встретить проверенные опытом
вековой практики технологии психологического и духовного развития.
Религиозные традиции, описывая личностный рост, обращают вни-
мание на способы приведения себя к гармонии с Вселенной, на способы
жизни в согласии с космосом.
Планка личностного роста, совершенства должна стоять крайне
высоко, может быть, опять же за пределами достижимого для конкрет-
ного человека, для конкретного времени. Л. Н. Толстой при обсуждении
картины Н. К. Рериха «Гонец» сказал молодому тогда еще художнику:
«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда пра-
вить выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области
нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все снесет.
Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
Любопытно проиллюстрировать связь физического и психического
здоровья на примере исследований, проведенных доктором Стивеном П.
Джюэттом среди долгожителей. Он обследовал 79 здоровых американцев
в возрасте старше 87 лет. Эти старые люди имели различный жизненный
опыт, но отличались высокой приспособляемостью, умением противо-
стоять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим
чувством юмора. Они умели радоваться жизни, получать удовольствие
от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались
какой-либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали своих
пристрастий, многие из них всю свою долгую жизнь курили, некото-
рые любили приложиться к рюмочке. Эти исследования показывают,
что наличие качеств психического здоровья зачастую становится более
прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о
физическом здоровье.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личный (индивидуальный) превентивный ресурс» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Розвиток телекомунікаційних мереж
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Аудит збереження запасів


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1521 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП