Понятия нормы и патологии возникли не случайно. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что существует неправомерное смеши- вание понятий «патология» и «болезнь», «норма» и «здоровье». Следует признать существующую точку зрения, что патология и болезнь не синонимы, а понятия разного уровня. Болезнь и здоровье как понятия находятся на более высоком логическом уровне, а значит, включают в себя биологическую или психическую патологию, в первом случае, и норму— во втором, однако ни патология не сводится к болезни, ни норма не сводится к здоровью. «Здоровье» и «болезнь» скорее явления социальные. Определение нормы и патологии считается в психологии и меди- цине одной из сложнейших проблем. Еще 300 лет назад Томас Браун так писал о психической «норме» человека: «В людях поражает то, что среди столь многих миллионов человеческих лиц не встретишь двух одинаковых». Это понятие многогранно, и идеальной модели человека вообще и его «нормальной» психической деятельности в частности, по-видимому, принципиально существовать не может. Возможно, это объясняется уникальной способностью человека использовать неогра- ниченные стратегии адаптации, и особенно компенсации. Это означает, что нарушение функций отдельных биологических или психических структур во многих случаях не является препятствием для полноценной социальной деятельности благодаря общественной компенсации функций36 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья этих структур. И все же общепринятой, всесторонне удовлетворяющей концепции психического здоровья нет. Среди существующих можно выделить три группы концепций: панпсихиатрическую, антипсихиатри- ческую и клиническую. Основной тезис первой: все люди психически ненормальны и все страдают психопатологическими состояниями. То есть нормальных лю- дей вообще не существует, а каждый человек — отклонение от нормы в той или иной степени. Доказательством этого тезиса служит харак- теристика современного общества, отмечающая такие его особенности, как отчужденность от себя, от других, от мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобаль- ного самоуничтожения. Статистика свидетельствует: на одного человека сегодня приходится 10 тонн заряда тротила — это 4 тонны на человека в ядерном эквиваленте. Человечество ведет себя по пути самодеструк- ции. Как нетрудно догадаться, все это и составляет феномен всеобщей психопатологии. Основная идея антипсихиатрической группы концепций прямо противоположна первой: она отрицает правомерность самой постановки вопроса о психической норме и патологии. По мнению антипсихиат- ров, все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негативные отношения между людьми также нормальны, ибо такова природа людей. Таким образом, психиатрия оказывается лженаукой, слу- жащей средством подавления нестандартных личностей. В высказываниях антипсихиатров больше звучат социальные ноты. Психически больные люди рассматриваются ими в качестве жертвы плохого, патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписаниями религии и государства. Сторонники этой группы кон- цепций требуют отмены больничных порядков и даже отмены самого термина «психиатрия», постоянно подчеркивая, что «каста» врачей беспрепятственно творит насилие над беззащитной «кастой» больных. В настоящее время наблюдается тенденция к резкому снижению числа сторонников подобных взглядов. Своеобразным синтезом этих двух крайних точек зрения является клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму и патологию. В подходе к психической норме в медицине можно выде- лить два аспекта: негативный и позитивный (Карвасарский, 1982). При первом подходе неспецифическим, сквозным признаком психопатоло- гии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Практически в психиатрии руководствуются четырьмя положениями К. Ясперса, определяющими границу между нормой и патологией. Это способность к концентрации внимания на предмете, удержание информации в памяти, способность Нормальная и патологическая личность 37 к ее логической обработке и адекватная ориентация в пространстве и времени. Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями. Патология же предполагает нарушение по несколь- ким признакам одновременно. Гельвеций считал, что отличительный признак здорового ума заклю- чается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между разными предметами. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) предприняли попытку в самом первом приближении собрать критерии психического здоровья воедино. К их числу авторы относят: детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующую возрасту индивида зрелость чувств; постоянство (константность) места обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индиви- дуума к ней; адекватность его реакций на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и час- тоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношения с ними; умение уживаться с иными лицами и самим собою; критический подход к обстоятельствам жизни; способ- ность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обсто- ятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в кол- лективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. В. Н. Мясищев считал, что основным в оценке психического здо- ровья является нарушение способности адекватно решать жизненные задачи и адекватно вести себя в социальной среде. Теоретическим обоснованием психологии здоровья выступает по- нимание психического здоровья не негативным образом как отсутствие Дезадаптации, а с точки зрения позитивного аспекта — как способность к постоянному развитию и обогащению личности. Иными словами, психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недо- статков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности. Новые «позитивные» концепции психического здоровья предусматри- вают тенденции к развитию, росту, самореализации, самоосуществлению38 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих. «Самостоянье че- ловека— залог величия его» (А. С. Пушкин).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОРМАЛЬНАЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»