Рассмотрим основные направления психологии и психотерапии через призму оценки здоровья личности. Какова конечная цель психо- терапевтического вмешательства в различных школах? Психоанализ: движущей силой развития личности, по Фрейду, яв- ляется либидо, но не как конкретное половое влечение, а как некото- рая абстрактная обобщающая сила, трансформирующаяся в человеке в различные формы активности. Фрейд выделял в личности три компонента: «Оно» (Ид) — источник слепых внутренних желаний и потребностей, «Сверх-Я» (Супер-Эго) — отражение личностью норм и требований общества и «Я» (Эго) — сцена борьбы между «Оно» и «Сверх-Я». «Оно» говорит — хочу, «Сверх-Я» — не- льзя. На сцене «Я» внутренняя сексуальная энергия, идущая от «Оно», под влиянием запретов со стороны «Сверх-Я» трансформируется в различные виды деятельности. Трансформация может быть следующих видов: вытеснение, смеще- ние, конверсия, сублимация, ночной сон, дневной сон, проекция или перенос, идентификация, регрессия, образование симптомов, фиксация, образование реакций. Цель психоанализа — освободить психотравмирующий, вытесненный в бессознательное ранее недоступный материал, чтобы получить воз- можность оперировать им сознательно. Если человек освобождается от запрещений бессознательного, Эго устанавливает новый уровень удов- летворения потребностей человека во всех областях жизнедеятельности. Таким образом, устранив конфликт между сознанием и бессознательным, человек становится психически здоровым. Разрешение конфликтов — это победа Эго над Оно, то есть возрастание силы Эго есть свидетельство психического здоровья человека (Freud, 1952). Но поскольку всякий индивидуум будет в жизни постоянно сталкиваться со стимулами, про- воцирующими этот конфликт, то и психоанализ, по всей видимости, Основные представления о здоровой личности 31 необходимо проводить на протяжении всей жизни. Основным препятс- твием к психологическому росту, согласно психоаналитической теории, является тревожность. Аналитическая психология К. Юнга занимается в более расширенном варианте уравновешиванием сознательных и бессознательных процессов и улучшением динамического взаимодействия между ними. По Юнгу, каж- дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или саморазвитию. Индивидуация — это процесс «становления собой», или «самореализация», процесс, удовлетворяющий потребность быть «единым», «однородным» существом. Эта мысль, принадлежащая древним мудрецам Востока, в даль- нейшем обнаруживает себя почти во всех психотерапевтических школах. С точки зрения Эго рост и развитие состоит в интегрировании нового материала в сознании; это обретение знаний о мире и о себе. Рост для Эго — это, по существу, расширение сознательной осведомленности. Однако индивидуация — это развитие «самости», а с точки зрения «самости» цель состоит в единении сознания и бессознательного. Эго для Юнга — центр сознания, а «самость» — это центр целостности человека, то есть это окружность, охватывающая и сознание и бессознательное (Юнг, 1994). Аналитическая психология заявляет для человека необходимость стремления путем индивидуации к высочайшим образцам развития лич- ности, которые К. Юнг усматривал в Иисусе Христе и Будде. Однако для такого развития личности недостаточно знания об этих личностях, частичного подражания им и даже сознательного нравственного выбора: требуется бессознательное побуждение в виде «иррационального зова Самости» в сочетании с жестким давлением жизненных обстоятельств. Путь индивидуации — это «непременно духовное путешествие... только тот, кто внемлет сознательно силе внутреннего голоса, становится личностью» (Юнг, 1994). Такого рода символическое путешествие часто требует попутчика, помощника, каковым предстает в аналитической пси- хотерапии терапевт. Психические отклонения, неврозы рассматриваются аналитической психологией и как своеобразное «наказание» за уклонение от развития, обретения смысла жизни и его реализации: «Невроз — это страдание души, не нашедшей своего смысла». Одним из основателей холистической системы в индивидуальной психологии был А. Адлер, который рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Он полагал, что каждый человек мотивирован, прежде всего, целью превосходства в овладении средой. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к социально полезному развитию, задачам конструктивного овладения средой. Конструктивное стремление к32 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основ- ные черты здорового индивидуума.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»