Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способ- ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь. Данная компетенция в большей степени связана с когнитивным уровнем организации личности, она содержит в себе основные уста- новки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида. Здесь сосредоточены формулировки модальных операторов: а) «операторов долженствования»: «должен», «обязан», «следует»; б) «операторов воз- можности»: «могу— не могу», «не имею способностей, возможностей». Все это убеждения, с которыми живет человек, относятся к системе так называемых «истинных верований», и человек делает все для их реализации. Развитие данной компетенции относится больше к умению пользо- ваться великим инструментом, данным человеку Богом, — интеллектом. Развитие только интеллектуальных способностей человека (в частности дискурсивного мышления, в ущерб интуитивному) деформирует его целость и приводит к формирования дискретного типа личности (см. типологию личности). Не случайно на Востоке говорят, что у западного человека интеллект запугал интуицию. Эго, по утверждению К. Юнга, — это только центр сознания, но не всего человека. Как говорят на Востоке: «Гордить- ся даже высоким интеллектом — это все равно что гордиться узнику в тюрьме размерами собственной камеры». Жизнь всегда «умнее» любого интеллекта, человеческого или искусственного. Основная задача человека и состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учиться приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования и совершенствования других.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потенциал разума» з дисципліни «Основи психології здоров'я»