Методики исследования свойств интегральной индивидуальности
Для измерения психодинамических свойств индивидуальности (темперамента) использовался тест-опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) В.М.Русалова [184]. ОФДСИ может применяться в возрасте от 18 до 60 лет, состоит из 150 вопросов, позволяет оценить 12 формально-динамические свойств индивидуальности - эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность в трех сферах поведения - психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной [184]. Для измерения свойств личности применялось несколько различных методик, в выборе которых учитывались три момента - необходимость разностороннего рассмотрения личности (по Кеттеллу), обращение особого внимания на свойства и установки личности, характеризующие отношение к людям (в связи с СА в литературе разные точки зрения о них) и на потребности и ценности (в литературе им отводится особая функция и важное значение в процессе СА). Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF форма А) [183]. Опросник предназначен для измерения свойств (черт) личности - 16 биполярных факторов личности, которые объединяют группу тесно связанных признаков. Опросник содержит 187 вопросов. Измерялись факторы А (шизотимия -аффектотимия), В (конкретность - абстрактность мышления), С (слабость - сила Я), Е (покорность - доминантность), F (озабоченность - беспечность), G (слабость - сила сверх-Я), Н (робость - смелость), I (жесткость - мягкость), L (доверчивость - подозрительность), М (практичность - мечтательность), N (наивность - проницательность), О (адекватность - чувство вины), Qi (консерватизм - радикализм), СЬ (зависимость - самодостаточность), Q3 (низкий - высокий контроль Я), Q4 (расслабленность - напряженность). Методика межличностных отношений Т.Лири [164, с. 408-418] - использовалась для измерения 8 типов отношений к людям в самооценке испытуемых - авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Методика содержит 128 суждений, каждый из типов отношений представлен в 16 пунктах, расположенных не подряд, а по 4 через равное количество определений. Испытуемые отмечали определения, которые соответствовали их представлению и себе. Методика «Макиавеллизм - 2» [31] - измеряет степень выраженности установки на манипулирование, т.е. готовности манипулировать другими людьми, использовать их в своих интересах, для достижения своих целей, скрывая свои намерения, противоположна установке субъект-субъектных отношений. Адаптирована С.Л.Братченко, состоит из 50 пунктов - суждений, которые оценивались испытуемыми по степени своего согласия с ними, используя 4 варианта ответа: «согласен», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь», «скорее нет, чем да», «не согласен». Методика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [164, с.486-490] - измеряет общий суммарный показатель уровня эмпатии и показатели шести каналов эмпатии: рационального (спонтанный интерес, направленность внимания, мышления на состояние другого человека), эмоционального (способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать), интуитивного (способность понимать поведение партнеров в условиях дефицита исходной информации о них, на основе опыта, хранящегося в подсознании и интуитивных обобщений), установок, способствующих эмпатии (отсутствие мнения неуместности проявлять любопытство к другим людям и необходимости спокойно относиться к их переживаниям, проблемам), проникающую способность в эмпатии (способность создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности). Общий показатель эмпатии - сумма показателей шкал. Методика включает 36 пунктов (по 6 на каждый канал), испытуемые отмечали согласие или несогласие с каждым из них. Методика социально-психологических установок личности в мотива-ционно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [164, с.641-649] - использовалась первая часть методики, которая измеряет социально-психологические установки, направленные на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат». Испытуемые отвечали на 40 (по 10 на каждую установку) вопросов - «да» или «нет», в зависимости от соответствия своему поведению. Показатели: ориентация на процесс - интерес к делу, склонность не задумываться над достижением результата, что может препятствовать его достижению, трудность преодоления негативного отношения к рутинной работе; ориентация на результат - способность достигать результат в своей деятельности, вопреки суете, помехам и неудачам; ориентация на альтруизм - стремление заботиться и помогать другим, даже в ущерб себе; ориентация на эгоизм - стремление заботиться, прежде всего, о себе, не считаясь с интересами других людей. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина [189] - использовался для измерения степени выраженности 8-ми терминальных ценностей - жизненных целей (на основе теории Рокича), которые человек пытается реализовать в своей жизни (см. в прилож. 1): собственный престиж (завоевание признания в обществе путем следования социальным требованиям), высокое материальное положение (обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу жизни), креативность (реализация творческих возможностей), активные социальные контакты (установление и расширение межличностных связей, реализация социальной роли), развитие себя (познание и постоянное развитие своих способностей), собственные достижения (как главные жизненные факторы), духовное удовлетворение (руководство морально-нравственными принципами, преобладание интереса к процессу чего-либо, чем к результату и духовных потребностей над материальными), сохранение собственной индивидуальности (преобладание собственных взглядов над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости). Методика состоит из 80 утверждений, каждое из них оценивалось испытуемым по 5-бальной шкале: 1-«не имеет никакого значения», 2-«имеет небольшое значение», 3- «имеет определенное значение», 4-«важно», 5-«очень важно». Измерялась степень выраженности терминальных ценностей (без учета различных жизненных сфер). Методика степени удовлетворенности основных потребностей [164, с.624-626] - измеряет 15 потребностей и на основе них - 5 основных потребностей. Испытуемые на специальном бланке сравнивали 15 потребностей попарно (их названия см. в приложении 1), выбирая наиболее предпочтительные для себя. Показателем каждой потребности является количество - сколько раз она выбрана при сравнении. Показатели 5-ти основных потребностей вычислялись суммированием показателей 15 потребностей по пяти различным секциям - 1) материальные потребности; 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (в межличностных контактах с другими людьми); 4) потребности в признании; 5) потребности в самовыражении. Чем выше показатель потребности, тем более она значима и тем в меньшей степени удовлетворена. Методика направленности личности Б.Басса (ориентационная анкета) [164, с.563-569] - использована для выявления трех видов направленности личности: направленность на себя (склонность к соперничеству, агрессивность в достижении статуса, раздражительность, тревожность, интровертирован-ность), направленность на общение (ориентация на социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми), направленность на дело (заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение). Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности. Испытуемые выбирали и в специальном бланке отмечали один ответ, который в наибольшей степени выражает их мнение или соответствует реальному поведению, и второй ответ, который наиболее далек от их мнения. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Сумма баллов для каждого вида направленности - их показатели. Тест смысложизненных ориентации Д.А.Леонтьева [124] - использовался для измерения показателя общей осмысленности жизни и показателей конкретных смысложизненных ориентации: цели в жизни (наличие или отсутствие целей в будущем), процесс жизни (восприятие процесса своей жизни как наполненного смыслом), результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (оценка продуктивности и осмысленности прожитой части жизни), а также показателей локус контроля-Я (способность строить жизнь в соответствии со своими целями, вера в свои силы контролировать события своей жизни), локус контроля-жизнь (способность контролировать свою жизнь, свободно принимать и воплощать в жизни свои решения). Методика представляет собой 20 пар противоположных утверждений, которые испытуемые сравнивали и выбирали одно из них, наиболее соответствующее действительности, и по симметричной шкале оценивали степень уверенности своего выбора. Методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б.Фанталовой [206] - использовалась первая часть методики для измерения 12 ценностей. На стандартных бланках (в специальных матрицах) испытуемые попарно сравнивали 12 ценностей между собой по степени значимости, а затем по степени доступности (достижения). Показатели степени значимости и степени доступности каждой ценности определялись по частоте встречаемости ценности. Список ценностей см. в приложении 1, некоторые из них, согласно методике, кратко расшифровывались для испытуемых: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человекам), материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие), свобода (независимость в поступках и действиях), творчество (возможность творческой деятельности). Методика измерения самооценки потребности и степени самореализации, а также степени реализации смысла своей жизни (вариант методики Дембо-Рубинштейн, модифицированный нами применительно к целям данного исследования) [177]. Испытуемые получали разработанные стандартные бланки, где на трех вертикальных линиях высотой 100 мм крестиком отмечали уровень самооценки своей потребности реализовать свою индивидуальность, степень реализации своей индивидуальности, а также степень реализации смысла своей жизни. При этом верхняя точка трех линий соответствовала самому высокому (максимальному) уровню потребности реализовать себя, степени СР и степени реализации смысла своей жизни соответственно, а нижняя - самому низкому их уровню. Материалы: стандартный бланк, представляющий собой лист с инструкцией и тремя вертикальными линиями длиной 100 мм (приложение 11). Показателями трех указанных самооценок являются измерения в миллиметрах от нулевой (нижней) точки каждой линии до крестика. Вычислялся также четвертый показатель разницы (РАЗН) самооценки потребности в самореализации (СП) и самооценки степени самореализации (СУ) по формуле: v (РАЗН) = v (СП) - v (СУ), где v - значение переменной. Общее количество методик исследования - 13, первичных переменных исследования - 131
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методики исследования свойств интегральной индивидуальности» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»