ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю

Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности
Зарубежные и отечественные авторы достаточно активно обсуждают вопрос связи С А с другими характеристиками индивидуальности. Большое внимание уделено вопросу связи СА с ценностями. Кроме того, что ценности представлены в системе характеристик СА (бытийные ценности, по А.Маслоу), связь СР и ценностей фиксируется через определение процесса СР как реализации ценностей человека [4, 49, 134, 162, 186, 217, 247] и через отведение ценностям особой функции в структуре личности в процессе СА.
Так, в модели самореализующейся личности главная роль отводится ценностно-смысловой сфере, подчиняющей себе потребности и имеющей интегра-тивное начало в самодетерминации личности [162]. Целостность, интегриро-ванность зрелой личность обеспечивается единством развивающихся, достаточно значительных жизненных целей, которые наполняют смыслом жизнь человека и осознаются как личностно-значимые и общественно важные [246]. Ценности зрелой личности подчиняют ее потребности [23] и порождают цели [140, 120, 122] и связаны с другими условиями процесса СР - субъектностью личности [34], свободой, ответственностью, автономностью, временной компетентностью [52, 87, 121, 194]. При этом ценности - «основа», «содержание», «ядро» перечисленных образований [2, 52, 120, 147].
Отмечается связь процесса СР именно с высшими ценностями: в основе деятельности, побуждаемой потребностью в СР, лежат высшие общечеловеческие ценности [62], и чем они более высокого духовного достоинства, тем менее человек зависим от внешних обстоятельств, а чем ближе к обыденно-житейским ценностям, тем больше человек вовлечен в зависимость от социальных условий [4, 1]. Система духовных интересов - одно из средств управления процессом СР, его интенсификации [141].
Обосновать особую роль ценностей в структуре именно самоактуализирующейся личности можно на основе предложенной Д.А.Леонтьевым психологической характеристики ценностей [122]. С одной стороны, личностные ценности практически не зависят от ситуативных факторов; в онтогенезе происходит движение от структуры мотивации, основанной исключительно на потребностях, к структуре личности автономного типа, где главенствующую роль играют ценности; смысловая регуляция занимает доминирующее положение по отношению к удовлетворению потребностей, реагированию на стимулы, применению выработанных стереотипов и реагированию на социальные ожидания [122]. С другой стороны, автономная личность в состоянии занять активную творческую позицию по отношению к собственным наличным смыслам благодаря возникновению еще одной регуляторной системы, основанной на логике свободного выбора, связанной с самодетерминацией, что дает возможность трансценденции смысловой регуляции [122]. Данная характеристика во многом разъясняет проблему устойчивости личности в процессе СР, ее относительной независимости от ситуативных, внешних факторов и одновременно ее готовности к изменениям.
Современные зарубежные исследования ведутся в том же направлении. Например, в эмпирическом исследовании установлено, что индивиды, достигшие идентичности (устойчивости) и открытые новым альтернативам (т.е. готовые к изменениям), получили более высокую оценку СА (по POI), чем закрытые индивиды [267]. Аналогично Р.Мэй отмечает, что предельная целостность человека не только невозможна, но и нежелательна, «личность динамична, а не статична» [143, с.30].
В литературе отмечается связь СА с волевыми качествам личности [134] -реализация способностей зависит от характера: целеустремленности, настойчивости, упорства в достижении цели и т.п. [181], от способности к мобилизующей вере в осуществимость намеченного [29].
Анализ литературы показал, что если в отношении многих свойств личности самоактуализирующихся людей авторы высказываются достаточно единодушно, то в отношении альтруизма-эгоизма приводятся различные точки зрения. В связи с дискуссионностью данного вопроса остановимся более подробном на его обсуждении. Анализ осложняется тем, что при обсуждении связи С А с альтруизмом-эгоизмом, обычно не приводятся определения понятий «альтруизм», «эгоизм». Понятие альтруизма чаще описывается как любовь к людям, бескорыстная забота об интересах других людей, внимательность к ним, способность поддержать, а эгоизм - как преследование собственных интересов («хотеть всего для себя», «желание обладать» [214, с. 196]), не считаясь с интересами других людей, забота о себе, чрезмерная озабоченность собой [71]. В работах разных авторов обозначены три основные точки зрения по рассматриваемому вопросу: СА связана с эгоизмом; с альтруизмом; и с эгоизмом, и альтруизмом одновременно. Рассмотрим их.
А.Маслоу критикует «непредвиденно и неоправданно» сложившееся мнение, что СА подразумевает скорее эгоизм, неспособность подняться над личными интересами, чем альтруизм. Согласно его наблюдениям, люди, достигшие СА, отличаются альтруизмом, способностью любить других людей, преданностью, самоотверженностью [134, 249], они получают такое же удовольствие от удовлетворения потребностей других людей, как от удовлетворения своих собственных желаний [134]. Они менее эгоистичны, поскольку мотивированы высшими потребностями, а «чем выше потребность, тем она менее эгоистична», т.к. ее удовлетворение меньше зависит от других людей [133, с.158]. И.Ялом также отмечает, что в теории А.Маслоу полностью актуализированная личность «не слишком занята «самовыражением» и скорее «заботится» о других, чем использует их в качестве средства самовыражения или для заполнения личной пустоты», посвящает себя трансцендентным по отношению к ней целям [245, с. 492]. Кроме того, чем выше ориентация личности на развитие к своей самости, тем парадоксально менее эгоцентричен человек и более проблемо-центрирован [134].
Однако, несмотря на эти утверждения, существует мнение, что в гуманистической психологии, с ее доминирующей направленностью на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма [169, 212, 29]. В.Франкл, Б.С.Братусь считают, что «самоактуализирующийся человек» А.Маслоу эгоистичен, реализация себя как жизненная цель - крайне эгоцентрична, СА направлена только «на самого себя» и отождествляется «со служением себе» [210, 29]. В своей теории смысла В.Франкл предлагает рассматривать С А как обязательное следствие самотрансценденции и связывать ее с альтруизмом: «Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, жертвуем себя миру... в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы восполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя» [210, с.36]. Б.С.Братусь в своей концепции психологического здоровья подчеривает связь СР с альтруистическими установками: благоприятным условием для нормального развития, согласующегося с процессом СР личности, является альтруистическая установка, а трудное, аномальное развитие нередко является прямым следствием эгоцентрической ориентации человека [29]. Альтруизм, по А.Ф.Лазурскому - форма, средство .и показатель наилучшей гармонии между личностью и средой [115].
В работах А.Адлера утверждается связь психологического здоровья с альтруизмом [5, 6]. Gemeinschaftsgeruhl (чувство общности, социальный интерес) -врожденный социальный инстинкт, который заставляет людей отказываться от эгоистических целей ради целей общества, подчинять свои личные потребности делу социальной пользы. Выраженность социального интереса, по Адлеру -критерий психического здоровья. Здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно, т.к. включает в себя стремление к благополучию всех людей. У плохо приспособленных людей социальный интерес выражен недостаточно, они эгоцентричны, стремятся к власти над людьми [227, с. 174-176]. Р.Мэй отмечает, что благодаря общественному интересу, по Адлеру, душевно здоровые люди находят социально-конструктивные способы самовыражения и способны успешно самореализоваться, «в то время как невротики своим эгоценрическим стремлением «спасти свою жизнь» практически разрушают ее» [143, с. 29].
Однако А.Маслоу, кроме заявлений об альтруизме самоактуализирующихся людей, неоднократно подчеркивал, что эти люди одновременно эгоистичны и бескорыстны, эгоисты в одном смысле и совершенно бескорыстны - в другом, обнаруживают в одних случаях редкий по самоотверженности альтруизм и редкий эгоизм - в других случаях, в каждом своем поступке одновременно и эгоистичны, и альтруистичны [132, с.222]. А.Маслоу выдвигает тезис о принципиальной преодоленности у самоактуализированных людей дихотомии эгоизма-альтруизма [133], о совместимости и слиянии этих двух аспектов в разумном, динамичном единстве или синтезе (подобно здоровому эгоизму и си-нергическим взаимоотношениям между любовью к себе и любовью к другим, по Э.Фромму [134, 133]). СА не может «не быть эгоистичной и не может не быть бескорыстной и, в принципе, становится возможной только потому, что другие люди позволяют и помогают ей произойти» [134, с.156, 159]. Дихотомия между эгоизмом и альтруизмом - свидетельство неполной зрелости личности
[132]. Однако позднее А.Маслоу выделял два типа самоактуализированных людей и преодоление эгоизма связывал только с одним из типов, когда присутствует опыт трансценденции [132].
Э.Фромм указывает на отрицательную связь между СР и эгоизмом как недостатком любви к своему истинному «Я», «жадностью, происходящей из фрустрации подлинной личности и направленной на утверждение личности социальной». Однако, полное отсутствие эгоизма - один из его признаков, зачастую самый существенный [213, с.105; 214, с.138]. В целом, людям свойственны две противоположные тенденции - иметь (обладать) и быть (отдавать, жертвовать собой). Тенденция быть основана на потребности преодоления одиночества посредством единения с другими и осуществляется через продуктивную активность человека, в которой он «реализует себя и вселяет жизнь в других людей и в вещи» [214, с. 273].
Впервые Р.Бенедикт в социально-психологическом плане указала на возможность слияния эгоизма и альтруизма, введя понятие «синергизм» [132, с. 152]. По Э.Шострому, актуализатор любит людей, как и любит себя [235]. Ф.Перлз отмечает, что душевное равновесие обретается только при «равновесии между эгоизмом и альтруизмом - между отождествлением со своими запросами и с желаниями других людей». Гармоничное функционирование индивида и общества возможно при любви к другим не меньше и не больше, чем к себе [155, с.296]. Две противоположные тенденции, по А.Ангьялу - стремление к эгоизму (автономия) и стремление к любви (гомономия) - взаимосвязанно объединяются в более объемлющей тенденции саморазвития [220, с.215].
К.А.Абульханова-Славская также считает, что противопоставление эгоизма и альтруизма в прямолинейном выражении себя исчерпало, т.к. нельзя выработать ценностное, доверительное, уважительное, возвышающее отношение к другому, считая себя ничтожным, отрицая самоценность, и предлагает говорить о разумного рода компромиссах эгоизма и альтруизма [4]. А.Н.Славская с позиций интерпретационной теории показывает, что личность, становясь альтруистической в своем отношении к другим или другому в любви и ответственности, одновременно переживает эти чувства как экзистенциальные и укрепляет свое «Я» - уже не просто выражает, но осуществляет себя, чем снимается всякое противоречие между эгоцентризмом и альтруизмом в экзистенциальном пространстве личности [193]. Н.И.Непомнящая в своих экспериментальных исследованиях показывает возможность соединения эгоизма и альтруизма уже в дошкольном возрасте [150].
О.В.Немеринский отмечает, что любовь к себе, служение своему личностному развитию через безусловное принятие своей ценности обогащает и наполняет душу человека, естественным образом сподвигает ее к выходу за пределы своего Я, способствует возрастанию любви к Я других людей, к «окружающему миру», приводит к потребности в служении людям. Лишь внешне человек будто жертвует своим Я, на самом деле, индивидуальность реализует себя в любви в наиболее высокой степени, выходит за свои рамки и таким образом обогащает себя. Любовь к себе и к окружающей жизни образуют «добродетельный круг». Любовь к себе возможна только при развитой способности бескорыстно любить вполне конкретных людей, а любовь к другим людям возникает только при развитой способности к автономии, свободе, ответственности [149, с.84-90]. Автономность одни зарубежные авторы связывают с эгоизмом [220], другие - с альтруизмом [148], а третьи - допускают возможность различных сочетаний между ними [213, 132].
В литературе имеются эпирические данные о факторной структуре самих характеристик СА, измеренных с помощью первого варианта адаптации методики POI Э.Шострома в нашей стране (Е.Б.Лисовская, 1981 [125]). По этим данным в структуре СА все субшкалы POI составили один фактор с максимальным весом шкалы «Ориентация на себя». Шкала «Понимание ценности СА» как статистически независимая от основной шкалы оценочная тенденция составила второй фактор и была интерпретирована как мотив на СА. При факторизации пунктов теста было выделено 12 факторов, интерпретировались 6 из них как жизненные стратегии (ориентации): внутренний-внешний контроль; эгоизм-социоцентризм; ориентация на нормы-принятие себя; эгоизм-альтруизм; принятие-непринятие противоречий; чувство собственного достоинства-неверие в себя [125]. В подобном исследовании Л.Я.Гозмана и сотр. (1995) эмпирическая структура теста CAT состоит из 4 или 5 основных факторов, обозначенных как уровень психического здоровья, эмоциональная уравновешенность; степень принятия социальных норм; сила «супер-эго»; сила «эго» (степень выраженности волевых качеств); степень творческой направленности личности [50]. В последнем исследовании структура характеристик СА не исследовалась и иных данных о ней в литературе не встречается.
Имеются немногочисленные данные на предмет связи характеристик СА с другими свойствами личности. В зарубежных исследованиях установлены положительные связи шкал POI с данными самоотчетов по автономии (M.Grossack et al., 1966), творческим способностям (J.Braun, P.Asta, 1968), эмоциональной адаптации (A.Mattocks, C.Jew, 1974) и об отрицательных связях - с депрессией и ипохондрией (E.Shostrom, R.Knapp, 1966), невротичностью (R.Knapp, 1965) (цит. по [227]). В нашей стране выявлены наиболее тесные положительные связи параметров СА (по CAT) с уверенностью в себе и высокой самооценкой (по MMPI), а отрицательные - с депрессией, психастенией, социальной интраверси-ей, эмоциональным стрессом (по MMPI) [50]. В эмпирическом исследовании творческой СР (с учетом критерия творческой продуктивности) установлено, что она зависит от мотивационной сферы и определенного комплекса свойств личности, которые стимулируют творческий процесс - от доминирующего положения мотивов творчества над остальными мотивами, самостоятельности, критичности [182].
Имеются данные о корреляции параметров СА с факторами личности по Р.Кеттеллу. В исследовании Л.Я.Гозмана и др. (п=30) наиболее тесно характеристики СА связаны с мягкосердечностью (I) и расслабленностью (Q4) [50]. По результатам нашего дипломного исследования на выборке учащихся раннего юношеского возраста (п=112), по сравнению с данными исследования Л.Я.Гозмана, обнаружено в два раза большее количество значимых связей характеристик СА со свойствами личности по Кеттеллу, и наиболее тесно характеристики СА связаны с другими свойствами личности - экспрессивностью (F), смелостью (Н), силой Я (С), уверенностью в себе (О), расслабленностью (Q4) (совпадение касается только фактора Q4) [53]. В аналогичном исследовании
Э.Шострома с POI в наибольшей степени с показателями СА коррелировали факторы Е, F, Н (цит. по [50]), то есть наши результаты ближе к результатам Э.Шострома, но различия между ними касаются фактора Е (доминирование). В исследованиях Л.Я.Гозмана и Э.Шострома отсутствуют данные о возрастных характеристиках выборки, что осложняет сравнение результатов. Мы предположили [54], что тесные связи характеристик СА с силой Я, экспрессивностью, смелостью, уверенностью в себе являются специфическими для ранней юности и менее характерны в более позднем возрасте - согласно мнению о возможности уменьшения с возрастом связи силы Я и СА [132] и в связи с «главной задачей юности» - обретением Эго-идентичности [240] и силы Эго [242].
В исследовании Е.Б.Лисовской на мужской выборке установлена положительная корреляционная связь СА с интеллектом, более тесно со способностью к обобщению (по методике Векслера) и не обнаружена связь СА с социальной продуктивностью (производственными успехами) и с удовлетворенностью в работе и в семье [125]. Однако имеются данные зарубежных исследований о позитивной связи параметров СА (по POI) с академической успеваемостью (M.LeMay, V.Damm, 1968; R.Stewart, 1968) (цит. по [227]).
Итак, в литературе рассматривается связь СА только со свойствами личности. Исключением является историко-праксиграфическое исследование творческой СР, в котором установлена связь творческой продуктивности с полифункциональностью и динамичностью переключения с одной области деятельности на другую, которые, вероятно, следует отнести к психодинамическим свойствам [182].
А.Маслоу, Ш.Бюлер отмечают необходимость изучения возрастных особенностей СР [132,250], однако эмпирических фактов о них нам не известно. В исследовании Е.Б.Лисовской установлена отрицательная корреляционная связь С А с показателем возраста [125]. В исследовании творческой СР получены данные о том, что в позднем онтогенезе наиболее выдающиеся деятели науки и искусства характеризуются высокой сохранностью продуктивности, которая у менее знаменитых деятелей снижается сравнительно чаще, делается вывод - чем выше уровень творческой активности личности, тем в меньшей степени ее СР связана с фактором возраста [182]. В исследованиях по профессиональному самоопределению выделяется стадия, которая соотносится с СР в профессии и периодом зрелости (от 30 лет) в возрастном развитии [74].
POI активно используется сегодня за рубежом, в том числе, для проверки валидности новых методик (G.Valde, 1996 [267]). Эмпирические исследования СА с помощью HPLP2 показали, что мужчины чаще, чем женщины демонстрируют поведение, связанное с СА (на выборке (п=400) научных сотрудников крупного государственного университета) (J.O'Quinn, 1995 [260]), чернокожие и белые студентки колледжей (п=124) обладают сходным уровнем СА (G.Felton et al., 1997 [253]). Эти данные позволяют предполагать о наличии тендерных и отсутствии расовых различий в выраженности СА.
Итак, в литературе в основном рассматривается связь характеристик СА со свойствами личности, что согласуется с имеющимися представлениями об интеграции различных свойств личности в результате процесса СА в более обобщенных характеристиках С А (см. 1.З.З.). С учетом выдвинутого предположения о том, что в характеристиках СА проявляется интеграция не только свойств личности, но и других свойств индивидуальности, встает задача изучения связи характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Постаудит
Задача о железном пруте
Мотивація інвестиційної діяльності
Інвестиційні можливості
Теорія інвестиційного портфеля


Категорія: Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 1089 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП