Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности
Среди характеристик СА (психологического здоровья, зрелости) зарубежные авторы (см. 1.4) особенно подчеркивают способность к самодетерминации, независимость от внешних воздействий в определении своих целей, ценностей, поведения, свободу, ответственность, способность совершать выбор. Эти способности синтезированы в определениях автономности (внутренней поддержки и др.), либо представлены самостоятельно. Отечественные психологи также связывают СР и СА с самодетерминацией, автономностью, свободой, ответственностью. Во-первых, СР рассматривают в единстве или отождествляют с самодетерминацией [41, 111, 125, 162]. Самодетерминацию связывают с понятиями «субъект» [1, 2, 14, 49, 87, 125, 159, 178], «субстанциональность» [41, 42], «субъективная реальность» [194, 196] или «индивидуальность» [41, 66, 126, 196], «развитая индивидуальность» [125]. Во-вторых, феномен СР упоминается или специально анализируется в связи с представлениями о различной степени развития личности, мере ее субъектности [1, 2, 14, 87, 120, 122, 145, 178] или мере индивидуализированности личности [36, 41, 196] (СА рассматривается как интегральный критерий, операциональный аналог уровня развития личности, личностной зрелости [8, 50]) или прямо связывается с понятием «субъект» [2, 125, 159, 162, 178], с высшим уровнем развития индивидуальности - «субъектной индивидуальностью» [41], «развитой индивидуальностью» [125]. В-третьих, свобода и ответственность обозначаются условиями СР [72, 87, 188, 228], параметрами субъектности и автономности [1, 87] (аналогично зарубежным тенденциям). Рассмотрим, как раскрывается теснейшая связь этих понятий в работах отечественных авторов более подробно. С.Л.Рубинштейн дополнил классическое понимание субъекта как имманентной активности определениями его самодетерминации [2, 178] и ввел категорию субъекта как определяющего свой жизненный путь. Сегодня идея субъектности человека означает свойство самодетерминации его бытия в мире [159], категория субъекта подразумевает выходящее за границы заданного, преодолевающего барьеры своей природной и социальной ограниченности, творческое, сознающее самое себя, целеполагающее, свободное начало [100]. Субъект (аналогично СА в зарубежной гуманистической психологии) - это своеобразный идеал, оптимальный способ осуществления жизни, но «не вершина совершенства, а постоянное движение к нему» [1, с.208]. Статус субъекта всегда обретается человеком, «не присущ как некая данность», и поддержание его требует определенных усилий [100, с.370-371]. Способность личности организовывать жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, смыслу составляет, по К.А.Абульхановой-Славской, оптимальное качество субъекта жизни, что соответствует высшему уровню личности [2]. Чем в большей степени личности в качестве субъекта удается организация своей жизни в соответствии со своим типом личности, чем больше она самовыражается в жизни, тем более совершенной становится [1]. Регулирующая роль субъекта заключается и в выборе, где применить свои силы, и в решении возникающих противоречий, определении путей СР, создании для этого условий, которых нет в наличии [2]. Л.А.Цырева отмечает, что «человеческое существо лишь в качестве индивида не-само-реализуемо, поскольку оказывается неспособным проявить собственную индивидуальность как личность», «реализовать себя - значит быть творцом собственной жизни на «материале» своей индивидуальности и социального содержания» [228, с. 18]. Личность в процессе СР выступает прежде всего в качестве субъекта - осознанно формирующей и проявляющей себя самости, а степень СР есть процесс ее самодетерминации [162]. Е.Б.Лисовская также считает, что в гуманистической психологии СА понимается как самодетерминация деятельности, ее индетерминированность внешними обстоятельствами. «В процессе СА достигается автономность, относительная независимость внутреннего мира человека, процессов и результатов его деятельности от социальных условий жизнедеятельности», «в независимости - сущность СА» [125, с.77]. Таким образом, мера СР определяется мерой самодетерминации, субъектности личности. По Е.Б.Весне, кроме базовых атрибутов индивидуальности есть свойства развитой (субъектной) индивидуальности - субъектная автономность, стремление к воплощению-объективации, экзистенциальная креативность [41], которые близки параметрам СА. Личность как субъекта конституирует активность и регуляция времени [2, 11, 14]. Активность определяется как способность, способ, форма СР личности [2, с. 114], при которой обеспечивается ее субъектность, целостность, автономность, индивидуальность [1, с. 17]. Еще более конкретно качество субъектности личности раскрывается через формы активности - инициативу и ответственность. Инициатива - свободная, отвечающая потребностям субъекта форма СР. Ответственность - форма внутреннего принятия, присвоения необходимости через превращение ее во внутреннюю детерминанту и добровольность ее реализации [1, 2]. Итак, характеристики субъектности - способность к регуляции времени и способность к активности (формами активности являются инициатива и ответственность) аналогичны основным характеристик СА (по CAT) — компетентности во времени и поддержке (в определении последней интегрированы свобода и ответственность). Многие авторы рассматривают понятия «свобода» и «ответственность» в единстве [29, 72, 87, 188 и др.]. Личность выступает субъектом целостного, автономного поведения при единстве высшего уровня ответственности и инициативы [1]. Инициатива (свобода) соединяется с ответственностью, когда субъект приступает на практике к реализации собственных инициатив [2], т.е. именно в связи с процессом СР, Свобода и ответственность служат основаниями для выделения трех уровней развития личности, соответствующих различной мере ее субъектности и самодетерминации [14]. «Суть свободы - в самодетерминации...», свобода, как и субъектность - «оптимальный способ существования» [97, с.48], не данное условие бытия, а условие, которое отстаивается самим человеком, это недетерминированное измерение бытия, в котором человек предстает как свободное и ответственное существо, личность, которая может пониматься как «я», самость [228]. Свобода - необходимое условие самодетерминации и СА и основное содержание процесса СА: СА личности - не просто актуализация способностей и исполнение социальных ролей, но осуществление свободы, ее противоположностью является не необходимость, но не свобода - не-бытие-самим-собой, отчуждение [228]. По О.П.Елисееву, свобода и необходимость (последняя связана с ответственностью) - взаимно координируемые условия самоосуществления субъектной активности личности [72]. Е.Р.Калитеевская понимает психологическое здоровье как функционирование личности на высшем, экзистенциальном уровне саморегуляции, связанном с самодетерминацией и соответствующем качеству субъектности. Параметры субъектности или самодетерминации - свобода, ответственность, духовность. Духовность через ценности опосредует свободу и ответственность и наполняет их содержанием. Свобода - осознанная (специфическая) форма активности и субъектность выбора, основанная на интересе к собственной жизни и подчинении Я ценностям, обеспечивающим направленность личности в мир («свобода для») [87, 120]. Ответственность - разновидность регуляции (экзистенциальная совесть), спецификой которой является ее внутренний характер (в результате интернализации регуляторных влияний), опосредованность ценностями, опосредование выбора личности [87]. Д.А.Леонтьев обозначает свободу и ответственность как ядерные механизмы высшего уровня личности и как способы, формы ее существования и самоосуществления [122]. Автономность также рассматривается как условие процесса СР, способность личности к целостной самодетерминации [162], когда дальнейшее развитие возможно без «навязчивого» давления социального мира за счет накопления внутренних резервов и сформированных устойчивых структур [78]. Обособление близко к автономности трактуется как процесс кристаллизации осознанной самостоятельной социальной позиции личности, переход от бессознательной идентификации к самоопределению, самодетерминации [28, 41, 99, 158]. Подобно рассмотрению свободы и ответственности [87,122] обособление характеризуется как процесс, не имеющий самостоятельной аксиологической значимости, как «опору на собственные силы», смысл которого заключается не в крайнем индивидуализме, а «в выходе личности из крута привычных норм и социальных значений, обесценивании его с тем, чтобы создать новые связи, имеющие субъективное, а в конечном счете, и объективное социальное значение». Осознанность делает обособление регулируемым [41, с.212]. Таким образом, внутренние условия процесса С А могут быть в целом обозначены как субъектность личности или «развитая, субъектная индивидуальность» [41, 42]. Феномены субъектности личности в отечественной психологии и самоактуализирующейся личности в зарубежной психологии при разности методологических оснований во многом совпадают. Различные уровни СА соответствуют различным уровням субъектности личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»