Многие зарубежные психологи гуманистического и экзистенциального направлений выделяют сходные характеристики самоактуализирующейся, психологически здоровой или зрелой личности. А.Маслоу предложил модель психологически здоровой личности (комплекс характеристик СА) из 15 ее характеристик: эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность; свежий взгляд на вещи; мистические и высшие переживания; чувство общности; глубокие межличностные отношения; демократичность; умение отличать средство от цели, добро от зла; философское чувство юмора; креативность; изменения в системе ценностей, руководство широкими универсальными, бытийными ценностями [133,134]. К.Роджерс бессистемно описывает отличительные характеристики полноценно функционирующих людей [172, 173, 174, 175]. В одной из своих работ он выделяет пять основных личностных характеристик этих людей: открытость к переживанию (способность слышать себя, весь спектр своих переживаний, чувств и мыслей, осознавать и не пытаться подавить их), экзистенциальный образ жизни (тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования), организмическое доверие (способность принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их, а не внешние силы, как основу для выбора поведения), эмпирическая свобода (способность делать свободный и ответственный выбор и руководить собой), креативность [227, с.548-549]. Р.Нельсон-Джоунс на основе работ К.Роджерса и А.Маслоу выделяет шесть ключевых характеристик полноценно функционирующих или самоактуализирующихся людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, самоуважение, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведение этичного образа жизни [148]. Дж.Бьюдженталь рассматривает три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор [249]. Р.Мэй анализирует четыре составляющие устойчивой личности: свобода личности, индивидуальность (умение быть самим собой, понять собственную природу, принять себя), социальная интегрированность, духовность [143]. Самоактуализирующийся человек Маслоу в работах Э.Шострома назван актуализатором. Актуализатор отличается прежде всего осознанностью, жизне-наполненностью; честностью в самопредъявлении другим; свободой, спонтанностью, открытостью; доверием к себе и к другим, а также внутренним руководством, самобытностью и уникальностью, осознанием самоценности, взаимодополнением противоположностей; адекватностью жизни в настоящем, наличием истинных, глубоких контактов с людьми, любовью к ним и к себе, а не манипулированием надлюдьми [235]. Г.Олпорт выделяет ключевое качество психологически зрелого человека -функциональная автономия и осознанность мотивов поведения, а также такие его черты как широкие границы «Я» (активное участие в значимых отношениях с подлинной увлеченностью и любовью к себе; способность к теплым, сердечным социальным отношениям без собственнических чувств и к сочувствию (терпимость к различиям в ценностях, установках, глубокое уважение, общность со всеми людьми); эмоциональная неозабоченность и самопринятие (положительный образ себя, терпимость к фрустрациям и своим недостаткам, выражение своего мнения и чувств, считаясь с другими людьми); реалистичность восприятия, опыта, притязаний и стремление к достижению лично значимых и реалистичных целей; способность к самопознанию и чувство юмора (четкие представления о своих сильных сторонах и слабостях, способность посмеяться над последними); цельная жизненная философия (доминирующая ценностная ориентация, придающая смысл жизни, предполагает систематическое и последовательное выделение значимого в своей жизни и системе ценностей) [227, с. 288-290; 247]. Итак, в работах рассмотренных авторов выделяются сходные, но не идентичные характеристики С А, самоактуализирующейся, зрелой личности. Впервые понятие СА было операционализировано за рубежом в 60-е годы [227]. Сведение СА к одному показателю вызывало серьёзные сомнения, связанные с многозначностью и противоречивостью этого конструкта. Широкую известность получил опросник личностных ориентации (РОІ) Э.Шострома, измеряющий СА как многомерную, синтетическую величину и разработанный на основе теории СА А.Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии (К.Роджерс, Ф.Перлз, Р.Мэй, В.Франкл и др.) [50]. В нашей стране для измерения СА используются различные варианты адаптации методики POI [50, 86, 125 и др.]. В методике POI Э.Шострома выделяется 12 характеристик или параметров СА [227, с. 509-512]. При адаптации POI в самоактуализационном тесте (CAT) Л.Я.Гозмана, М.В.Кроза, М.В.Латинской представлены 14 характеристик СА -компетентность во времени, внутренняя поддержка, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, самоуважение, самопринятие, восприятие природы человека в целом как положительной, синергия, принятие собственной агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность [50]. Этим операциональным определением СА мы будем пользоваться в экспериментальной части работы. Поэтому ниже более подробно на основе работ разных авторов проанализируем характеристики СА в терминологии, предложенной в тесте CAT. Внутренняя поддержка. Ф.Перлз связывает психологическое здоровье, зрелость, СР с «переходом от опоры на окружающих к опоре на самого себя» [153, с.31]. Невротическое поведение при опоре не на себя, а на среду лишает человека возможности жить, реализуя максимум своих способностей. «Невротик потерял свободу выбора», т.к., во-первых, плохо знает себя и свои потребности, дает обществу побуждать, формировать себя, перегружать своими требованиями и в то же время, отчуждать от общественной жизни, во-вторых, невротик «не может выбрать подходящие средства для своих целей, не умеет видеть возможности, которые перед ним открываются». Хорошо интегрированный зрелый человек опирается на себя самого, способен жить в заинтересованном контакте со своим обществом, «не будучи поглощен им, но и не отчуждаясь от него», осуществляет экзистенциальный выбор [154, с.39-46, 135]. Ответственности и свободе Ф.Перлз придавал исключительное значение, неразрывно связывал их [148]. Ответственность - это «способность отвечать», способность выбирать собственные реакции» [154, с. 100]. Опора на себя, как можно обобщить мысли Перлза, - способность самостоятельно, без поддержки других людей, на основе свободных и ответственных выборов выстраивать контакты со средой, от которых человек получает реальное удовлетворение, что совпадает по своему психологическому смыслу с определениями автономности у других авторов. Э.Шостром отмечает, что актуализатор - внутренне направляемая личность, то есть независимая (менее зависимая) в ориентации - имеющая более автономную и самоподдерживающуюся бытийную ориентацию, но не впадающая в крайности внутреннего руководства [235]. Автономность в работах большинства гуманистических психологов предстает главным критерием С А, психологического здоровья, зрелости [86], для ее обозначения разные авторы используют разную терминологию. А.Маслоу пользуется понятием «автономность» и определяет ее как «относительную независимость от физической и социальной среды» [133, с.236], отстраненность, независимость, самостоятельность характера людей, склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими, а не обществом (если, конечно, они различаются), способность самостоятельно формировать свои мнения и суждения, активно искать и принимать решения и отвечать за них, определять и прокладывать свою дорогу в жизни [134, с.223]. Таким образом, автономность - «это не только независимость, но также самоопределение, самоуправление, способность к принятию ответственности..» [133, с.234]. Позднее Маслоу назвал качество автономности «психологической свободой» и отмечал, что самоактуализирующиеся люди обладают большей «свободой воли» и в меньшей степени «детерминированы», чем среднестатистический человек [133, с.235]. Итак, А.Маслоу в связи с автономностью, по сути, развивает представления о самодетерминации, самостоятельных законах и динамике внутреннего мира индивидуальности, и чем человек более зрелый, тем более существенное влияние оказывает этот фактор [134]. Относительная независимость означает не «отсутствие уважения к «требовательному характеру» внешнего мира», а что эти контакты определяются прежде всего желаниями и планами самореализующейся личности, а не давлением окружения [134, с.61]. Кроме того, в соответствии с принципом природной обусловленныости СА свободный зрелый человек, «всем сердцем принимает детерминизм бытия, соглашается и желает предначертанного ему природой» [141, с.350]. Делая акцент на автономности, автор рассматривает ее в единстве с внешне противоположной тенденцией - не менее сильной и также заложенной в человеке от природы - «тенденцией отказа от свободы, самодостаточности, самоуправления и автономии» или «тенденцией к гомономности». С точки зрения Маслоу, у зрелых людей автономность и гомономность скорее взаимосвязаны, чем противостоят друг другу, находятся в высшем единстве, а дихотомия между ними - свидетельство неполной зрелости [132, с. 175]. Понятия «автономия» и «гомономия» ввел в науку видный представитель организмического направления в психологии А.Ангьял [220]. Тенденция автономии, по Ангьялу, синонимична «самодетерминации» и состоит в овладении средой, подчинении среды потребностям организма. Тенденция к гомономии («отказа от себя») мотивирует человека соответствовать среде и участвовать в чем-то большем, чем индивидуальное Я, «топить» собственную индивидуальность, формируя гармоничный союз с социальной группой, природой или сверхъестественным существом. Автономия и гомономия одновременно нарастают и объединяются в тенденции саморазвития [220, с.215]. Итак, автономность А.Маслоу связывает с самодетерминацией, свободой, ответственностью, способностью совершать выбор. Связь этих понятий прослеживается и в работах других зарубежных психологов. Согласно К.Роджерсу благодаря стремлению к актуализации люди движутся к автономности, избавлению от контроля со стороны внешних сил [148, 172], а также две характеристики полноценно функционирующей личности близки по своему содержанию к понятию «автономность». Так, организмическое доверие понимается как вера в собственный авторитет, способность принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения, а не внешние силы (социальные нормы, суждения других людей) [148]. Эмпирическая или субъективная свобода - способность делать свободный и ответственный выбор, руководить собой [227, с.548]. Свобода, по Р.Мэю, означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды», ее оборотная сторона -ответственность [143, с. 18]. В процессе становления личность, по Г.Олпорту, приобретает все большую автономность, которая позволяет ей сохранять и реализовывать свою индивидуальность [247]. Автономность - ключевое качество зрелой личности. Собственная функциональная автономия - устойчивая мотивация (интересы, ценности, установки, намерения), обеспечивает постоянство стремления человека к соответствию с внутренним образом себя, достижению более высокого уровня зрелости, личностного роста; это стремление к целям и ценностям и чувство ответственности за свою жизнь [227, с.287]. По Э.Фромму, жить в модусе бытия (предпосылки которого - независимость, свобода, критический разум) - быть активным, когда человек ощущает себя «как субъекта своей деятельности» и реализует свои способности, потенции (это продуктивная, спонтанная, неотчужденная активность [214, с. 272-289]. В терминах Э.Фромма автономность - это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от», она есть в том случае, если «сознание и идеалы индивида будут не интериоризацией внешних требований, а станут действительно его собственными, будут выражать стремления, вырастающие из особенностей его собственного «Я» [213, с.225]. Можно обобщить, что сущность автономности как «свободы для», по Фромму - самодетерминация. В теории К.Юнга в ходе индивидуации (или СР) происходит замена супер-эго в его негативной форме слепого следования коллективным нормам -моральным арбитром, при этом самость действует как внутренний проводник и происходит принятие ответственности за себя [187, 241, 242, 244]. В.Франкл впервые четко отмечает, что свобода проявляется и по отношению к внешней среде, и по отношению к влечениям, наследственности и выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную внутреннюю позицию [121]. В.Франкл утверждает роль ценностей в самодетерминации: человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется ценностями и смыслами, локализованными в высшем, ноэтическом или духовном измерении [210]. Р.Мэй также определяет свободу как способность трансцендировать свою природу, управлять своим развитием, тесно связанную с самосознанием, благодаря которому человек может прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу для осуществления сознательного выбора последующей реакции. Противоположность свободы - автоматический конформизм [263]. А.Бандура одним из проявлений субъектной детерминации считает способность людей воздействовать на самих себя, действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения [121]. С.Мадди ввел представления о двух путях развития личности -индивидуалистическом, основанном на самодетерминации, и конформистском -при доминированием биологических и социальных потребностей [262]. Понятию автономности также близки представления А.Рейсмана об «изнутри» направляемой личности (цит. по [134]) - больше в части связи со свободой, и представления о «внутреннем локусе контроля» Дж.Роттера [227, с.419] - в части связи с ответственностью. В современной многоуровневой теории субъектности Р.Харре требованием к человеку как к субъекту является обладание определенной степенью автономии, предполагающей возможность дистанцирования от воздействий окружения, и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента [257]. В теории Э.Деси и Р.Райана самодетерминация означает ощущение свободы по отношению к силам внешнего окружения, и к силам внутри личности, человек автономен, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Количественной мерой автономии является степень, в которой люди живут в согласии со своим истинным Я [252]. Э.Деси и Р.Райан развивают представления о постепенном формировании автономии в онтогенезе путем интернализации мотивации и переживания контроля над поведением: от чисто внешней (через этапы интроекции, идентификации, интеграции) к внутренней мотивации и автономии. Автономия - универсальный критерий и механизм нормального развития [там же]. У.Тейджсон в своем синтетическом варианте гуманистической психологии определяет свободу как переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием, психологическим здоровьем или аутентичностью [266]. Дж.Ричлак также отмечает роль самосознания (саморефлексии) для «свободы воли» [121]. Главной целью трансактного анализа, по Э.Бэрну, является достижение автономии через развитие интегрированного Взрослого [148, с.87], которая подразумевает способность к несценарному поведению, неподверженность влиянию родителей, активное развитие личного и социального контроля, таким образом, что выбор поведения становится свободным [248]. На основании рассмотренных выше представлений разных зарубежных авторов можно сделать обобщение, что сущностью автономности является самодетерминация, интеграция свободы и ответственности - понятия автономности, самодетерминации, субъектности, свободы, ответственности, выбора неразрывно связаны. В методике CAT нет шкалы «автономность», но определение автономности совпадает с содержанием шкалы Поддержки в этой методике. Понятия «автономность» и «внутренняя поддержка» - синонимичны. Аналогичная шкала в другом варианте адаптации POI называется «Автономность» [227, с.511]. Проведенный анализ обосновывает также возможность рассмотрения шкалы поддержка как базовой [50]. Б.С.Братусь среди условий нормального развития (согласующегося с самоосуществлением) близко отмечает потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению (в противовес пассивной зависимости), внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями [29]. Компетентность во времени. Компетентность во времени - важнейшее, а по тесту CAT - базовое условие С А (наряду с автономностью). Особенно геш-тальтпсихологи делают акцент на способности здоровой личности «жить настоящим», в котором представлены прошлое и будущее. СР возможна лишь при высокой «пространственно-временной осведомленности», представляющей собой чувство действительности, понимание подлинности настоящего и окружающей реальности [154, с.271]. Для «сбалансированной личности» настоящее - единственная реальность, центр равновесия, постоянный ориентир, прошлое и будущее принимается в расчет только при соотношении с настоящим [48, 153, 155]. Низкую СА характеризует недостаточный контакт с реальностью «здесь и теперь», что приводит к бегству в прошлое или будущее и может совершенно подавить чувство настоящего [155]. Понятие «временной интегрированности личности» использовал А.Маслоу в отношении СА - это «приподнятость над мелочами», широкий горизонт, дальняя временняя перспектива [133,247]. Именно в связи с необратимостью жизни проблема СР встает особенно остро [2]. В современной отечественной психологии активно ведутся исследования времени как важнейшей характеристики психики. Временные параметры самосознания рассматриваются как условие интеграции индивидуальности человека, регуляции сознания, поведения, становления личности [15, 26, 51, 52, 53,147,152, 232], обобщенный показатель степени ее зрелости [11], уровня развития [178] и как важнейший фактор развития и СР [52, 178, 2, и др.]. В концепции личностной организации времени К.А.Абульхановой-Славской используется категория личностного времени. Личность развивает (или нет) способность оптимального использования объективного времени, способность быть адекватной, успевать, действовать своевременно ходу общественных и природных процессов [3]. Оказываясь несвоевременной, личность упускает и социальные возможности, и не может реализовать индивидуальные. Две характеристики человека как субъекта - активность и временные особенности - тесно связаны. Реальное умножение времени жизни через активность достигается как минимум тремя путями: оптимальным использованием природных возможностей; оптимальным темпом жизнедеятельности; своевременным включением в социальные процессы [3, с.290]. Способность к организации времени имеет индивидуально-типологический характер [3, 26, 147]. Эта способность была впервые возведена в обсуждаемой концепции в ранг «высшей жизненной способности» и понимается как согласование во времени разных форм активности, деятельности в соответствии с ценностями, природными возможностями человека и социальными требованиями [1, с.8]. Экспериментальное изучение жизненной перспективы показало важность для успешной СР адекватности и степени конкретности жизненных целей и планов [2, 52]. Установлено, что нереалистичная будущая временная перспектива в зрелом возрасте является одним из показателей инфантильности личности, неспособности сосредотачивать свои усилия на реальных направлениях эффективной CP [52]. При несогласованности перспективы (недостаточной связи будущего с прошлым и настоящим) возникает феномен «временной некомпетентности», выступающий как фактор дезадаптации личности. Перспектива, как омечает Е.И.Головаха - важнейший фактор СР личности [52, с. 19]. На связь СР и временной ориентации человека в общетеоретическом плане указывают и многие другие авторы [188, 41, 49 и др.]. Среди условий СА Р.К.Марамкулова рассматривает способность переживать каждое мгновение как ценность текущей человеческой жизни (при осознании вечных ценностей и ценности человеческой жизни) [130]. Ценностные ориентации. В зарубежной гуманистической психологии проблема СА рассматривается в тесной связи с ценностями человека в нескольких аспектах [134, 247, 250, 259]. Во-первых, личность в процессе СР утверждает свою индивидуальную систему ценностей [134, 247]. Во-вторых, устремлённость к высшим ценностям или метамотивация - качественная особенность мо-тивационной сферы самоактуализирующихся людей. Метамотивами, бытийными высшими ценностями самоактуализирующихся людей являются, по А.Маслоу: истина, добро, красота, единство, цельность, живость, приверженность к процессу, уникальность, совершенство, завершённость, справедливость, простота, богатство, тотальность, понятность, вольность, игривость, самодостаточность, осмысленность [132]. Эти люди испытывают особую любовь к высшим ценностям, получают «высшее удовольствие» от них. Дело, которому они себя посвящают, является прежде всего воплощением сущностных ценностей, а не средством достижения неких внешних по отношению к делу целей [132, 134, 214]. В поздних работах А.Маслоу приходит к утверждению - «духовное определяет меру вочеловеченности». При этом он выделяет два типа самоактуализирующихся людей. Первый тип - плохо осознающие высшие ценности и полностью идентифицирующие себя с работой. Второй тип - идентифицирующие себя с высшими ценностями, осознающие их как свои метапотребности и устремленные к их утверждению в жизни [132]. В-третьих, в процессе СА ведущей мотивацией личности является мотивация развития (роста, саморазвития, самосовершенствования), не зацикленность на «ликвидации дефицита» (отсутствие хронического недостатка в чём-либо), когда в достаточной степени (у каждого это своя степень) уже удовлетворены в прошлом или удовлетворяются в настоящем базовые потребности: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении, потребность в своих философских, религиозных или аксиологических убеждениях (или в определённой системе ценностей [213], в смысле жизни [209], устойчивых взглядах [247]). Мотивация развития позволяет поддержавать напряжение ради далёкой цели, что связано с временной компетентностью. Гибкость поведения (или экзистенциальность по методике ЛиО1). Гибкость поведения в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с людьми предполагает способность экзистенциально (ситуационно, быстро и адекватно) реагировать на изменяющуюся ситуацию без ригидной приверженности принципам до такой степени, что они становятся компульсивными или догматичными (ЛиО, CAT). Согласно К.Роджерсу и А.Маслоу, самоактуализирующиеся люди очень гибкие, легко адаптируются в любой среде и окружении [133, 172]. Эта особенность не выделяется как отдельная характеристика СА в работах авторов, но она раскрывается, например, в характеристиках «экзистенциальный образ жизни», «бытие здесь-и-теперь», «креативность», по К.Роджерсу [227, с.549-550; 172, с.24]. В самой автономности сегодня подчеркивается возможность дистанцирования от своих принципов [257]. С гибкостью поведения тесно связано творческое приспособление в гештальттерапии [171] (см. также К.Роджерс [227]) - это открытие нового, наилучшего решения в процессе взаимодействия потребностей организма с возможностями среды. 1 Здесь и далее сравниваются шкалы CAT с другим выриантом адаптации методики POI Э.Шострома -опросником личностной ориентации (ЛиО) в адаптации А.А.Рукавишникова (Опросник личностной ориентации (ЛиО). Руководство. Второе изд. НПЦ: Психодиагностика. Ярославль, 1996. - 13 с). Сензитивность к себе. Способность отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущать и рефлексировать их является целью многих направлений психотерапии. Психологическое здоровье, по А.Маслоу, предполагает осознание своей самости, своих биологических, конституциональных, характерологических особенностей, возможностей, желаний, потребностей, предназначения через интроспективное слушание себя [134]. К.Роджерс ведет речь об открытости к переживанию (внутреннему и внешнему) как способности слышать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных, когнитивных переживаний, не испытывая угрозы, осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, не пытаясь подавить их, часто действовать в соответствии с ними, и даже действуя не в соответствии с ними, способность хорошо осознавать их. Осознанность включает в себя и ведет к жизненаполненности, живому интересу к жизни [235]. Интересно, что осознанность, по Э.Шострому, предполагает способность хорошо видеть и слышать не только себя, но и других [235]. В методике CAT шкала сензитивности к себе измеряет чувствительность к своим переживаниям, а в методике POI и в методике ЛиО присутствуют подобные шкалы эмоциональной реактивности и реактивной чувствительности соответственно, которые измеряют сензитивность, отзывчивость на чувства и нужды других людей. Важным понятием в гештальттерапии является «осознание» («awareness») как немедленное, интегрирующее осознание всех показателей поля (т.е. не только себя), как чувствительность к процессу [48, 153, 171], и представления К.Роджерса о чувствительности к внешним переживаниям [172]. А.Маслоу не выделяет осознанность как отдельную характеристику СА, но подчеркивает, что другие характеристики СА (спонтанность, принятие себя) предполагают эту способность [133]. Важно, что осознанность предполагает способность к самоанализу, но отлична от склонности к самоанализу. Маслоу в характеристике СА «служение» отмечает, что самоактуализирующиеся люди не слишком склонны размышлять о себе и сосредоточены на проблемах внешнего порядка [133]. К.Роджерс отмечает рефлексивность полноценно функционирующего человека, но ее тесная связь с открытость опыту, спонтанностью [172] также показывают нетождественность рефлексивности и склонности к самоанализу. Рефлексивность - это «склонность проявлять высокое самосознание, когда это требуется» [148, с.49]. Спонтанность. Спонтанность включает в себя непосредственное выражение своих чувств, что не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а свидетельствует о возможности не рассчитанного заранее способа поведения; об отсутствии страха вести себя естественно, раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции [50]. Спонтанность в поведении означает натуральность, естественность, простоту, отсутствие желания произвести впечатление на людей, подразумевает отсутствие защитных реакций, масок, поз, хитрости, лицемерия и т.д. [133]. Она не предполагает обязательно последовательное неконвенциональное поведение личности. Самоактуализирующийся человек, по Маслоу, неконвенционален, спонтанен, скорее и главным образом, в своих побуждениях и мыслях, чем в поведении, предельно спонтанен в своей внутренней жизни - мыслях, побуждениях, желаниях, а через ритуалы условностей «часто проходит с добрым юмором и максимальным изяществом», т.к. отчетливо осознает, что мир полный условностей не в состоянии принять его спонтанность [133]. Однако он «сбрасывает» конвенциональность среди своих друзей, когда она мешает ему делать то, что он считает важным или когда хочет быть спонтанным [133, с.229]. Чистая спонтанность не возможна в мире, который подчиняется своим, не психическим законам, но возможна в сновидениях, фантазиях, любви, сексе, первых стадиях творчества и т.п. [134]. Сущностная спонтанность подразумевает отказ воспринимать своё поведение как инструмент воздействия на других людей, от манипуляций; это импульсы, идущие от лучшей части нашего «Я» (самости). Импульсивность - импульсы, идущие от больной части нашего «Я» [132, 235]. Э.Шостром, вслед за Маслоу, подчеркивает важность спонтанности в связи со свободным выражением своих потенциалов [235]. Э.Фромм придает большое значение спонтанности, утверждая, что только на основе спонтанности любви и творчества человек может выстраивать связи с миром без потери своей индивидуальности [213]. В концепции СА К.Роджерса спонтанность наряду с адаптивностью составляет содержание характеристики «экзистенциальный образ жизни» или «бытие «здесь-и-теперь»» [172]. Самоуважение. Способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них обозначена в методике CAT как отдельная характеристика С А. В работах гуманистических психологов эта характеристика практически не анализируется отдельно от самопринятия, за исключением положения о том, что при высокой СА удовлетворена потребность в самоуважении (как базовая), это обоснованное уважение себя, чувство собственной значимости [133]. Самоуважение - признак способности любить себя как сильную личность (по ЛиО). Понятие «самоуважение» в работах Э.Фромма приближается к «самопринятию», понимается как любовь к своему истинному «я», к конкретному человеческому существу в целом, со всеми его возможностями [213]. В концепции К.Роджерса «уровень самоуважения» и «уровень самопринятия» употребляются как синонимы и представляют собой «уровень самооценки», но они отличны от безусловного положительного отношения к себе, т.к. это оценка личного реального опыта [148, с.48]. Самопринятие. Самопринятие (наряду с принятием других, природы) - одна из характеристик СА, по А.Маслоу [133]. Самоактуализирующийся человек «живет в ладу с собой», принимает свою сущность со всеми недостатками», «не слишком огорчается по поводу своих недостатков», умеет мириться с ними, привыкает относиться к ним «уже не как к недостаткам, а как ко вполне нейтральным личностным характеристикам», что, однако, не означает абсолютной удовлетворенности собой. Высокое принятие себя - условие свободы от невротических чувств вины, стыда, печали, тревоги, самозащиты [133, с.227]. Безусловное принятие себя, по К.Роджерсу, означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое [172]. Если человек ценит только те свои достоинства, которые получили одобрение у других (популярны, пользуются рыночным успехом), то испытывает напряжение и тревогу, неполноценность, отсутствие уверенности в собственной ценности. Самопринятие связано с открытостью опыту, когда человек не боится, что осознание своих чувств, ощущений, мыслей скажется на его самоуважении [172, с. 13, 15; 213, с. 107]. По Э.Шосторому, сознание самоценности - исходная позиция актуализатора [235]. В современной гештальттерапии в соответствии с концепцией совершенства каждого человека здесь-и-сейчас «дурное качество» человека, по существу - полезное качество, которое человек приобрел в какой-то момент своей жизни, приспособившись наилучшим из возможных тогда способов [48]. Если самоуважение - отражение себя на основе социальной оценки, то самопринятие - способность принять себя таким как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним (ЛиО, CAT). Труднее достигнуть состояния принятия себя, чем самоуважения, хотя СА требует того и другого (ЛиО). Представления о природе человека в целом как о положительной. К.Роджерс наиболее убежденно и последовательно выдвигает положение о том, что в основе человеческой природы лежит добро. Негативные проявления человеческой природы - жестокость, антисоциальность, разрушительность, незрелость рассматриваются как результат защитных реакций и страха. При создании определенных условий каждый человек двигается в позитивном, конструктивном направлении к СА, зрелости, социальности [175, 172]. В работах А.Маслоу самость также предстает как позитивное начало или «старше и добра и зла» и является средоточием нравственных ценностей [134]. «Зло», враждебность, де-структивность и т.п. рассматриваются автором как реактивные (неинстинктивные) качества (реакция на плохое отношение), т.к. «обнажающая» терапия ослабляет их и превращает в «здоровое» самоутверждение, силу воли, избирательную враждебность, самозащиту, справедливое возмущение. Основные потребности, эмоции, качества человека либо нейтральны, вненравственны, либо позитивны. «Злость «сама по себе» не является злом», хотя может привести и приводит к злым поступкам, но не обязательно [134, с.26, 237]. Представления А.Маслоу и К.Роджерса о позитивности природы человека вызывают наибольшие возражения оппонентов, которые указывают, что в человеке заложены возможности как для хорошего, так и для плохого; что нет необходимости выдвигать предпосылку о природе человека, а следует принять рабочее положение о том, каковы мы в реальности и учитывать основополагающую тенденцию человека изменяться [144, 209, 213, 172]. В теории СА Маслоу представления о природе человека не выделены в отдельной характеристике СА, но нашли отражение в характеристике «принятие себя (других, природы)»: самоактуализирующийся человек умеет воспринимать, относиться к своей природе и к природе других людей так же просто, как к явлениям природы, мириться со своими недостатками и недостатками других людей и привыкает относиться к ним как к нейтральным характеристикам [133, с.227-228]. Это согласуется с содержанием шкалы Представлений о природе человека (по CAT), где отражена не только склонность воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры»), но и способность быть синергистом - не считать дихотомии добро-зло, мужественность-женственность, эгоистичность-бескорыстие, духовное-плотское в природе человека антогонистическими и несовместимыми. Э.Шостром определяет доверие актуализаторов как глубокую веру не только в себя, но и в других [235]. Итак, на основе проведенного выше анализа характеристика представлений о природе человека предстает не только как умозаключение о природе человека, но и как доверие и терпимость к людям в поведении. Синергия. Внутреннюю интегрированность как признак психического здоровья и зрелости выделяют многие зарубежные психологи [18, 59, 143, 155, 173, 221, 240, 244 и др.]. А.Маслоу использует понятие синергии для обозначения способности преодолевать склонность к дихотомии, разрешать полярности, конфликты, объединять разные части себя в одно мировосприятие, приводить их к изначальному единству [132, 134]. Актуализатор - многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, а манипулятор - с антогонистическими противоположностями [154, 235]. А.Маслоу выделяет различные линии интеграции самоактуализирующихся людей: интеграция бытийного и дефицитарного, конкретного и абстрактного мышления, первичных и вторичных процессов, внешнего и внутреннего мира (одинаковая успешность пребывать в них), «метажизни» и «обыденной» жизни, «высшей» и «низшей» природы человека, уникального и общечеловеческого в нем; подсознания (Ид), сознания (Эго) и Супер-Эго - основных составляющих личности, по Фрейду (конфликт между инстинктами и защитными механизмами становится менее острым, импульсы - более экспрессивными и менее контролируемыми), идеального и реального образа «Я» [см. также 172, 221], автономности и гомономности, эгоизма и альтруизма, скромности и гордости, работы и игры и др. Чем выше внутренняя синергия личности, тем более интегрированным выступает мир в восприятии человека, и наоборот [132, 133, 134]. Принятие агрессии. Ф.Перлз придает особое значение способности человека принимать свою агрессивность, рассматривает ее как функцию пищевого инстинкта. Только направив агрессию в правильное биологическое русло - «терпеливое, но энергичное пережевывание пищи для тела и для ума» - человек не будет ее накапливать, сублимировать, подавлять, преувеличивать, и агрессия как естественное проявление его природы придет в гармонию со всей личностью [155]. Самоактуализирующиеся люди дают выход своему обоснованному возмущению и неодобрению более откровенно и уверенно, они менее амбивалентны, стеснены и слабы в этих проявлениях [133]. При этом их гнев - это реакция на ту ситуацию, в которой они в данный момент находятся, а не «характерологический выброс накопившихся за определённое время эмоций», «это адекватный эффективный ответ на нечто реально существующее в настоящем времени» [134]. Зрелость не ликвидирует гнев, а придаёт ему другое качество справедливого возмущения, борьбы со злом и формы решительности, самоутверждения, самозащиты, когда человек способен более свободно выражать и лучше использовать свою агрессивность в конструктивных целях, но когда нет неудержимо растущей потребности в агрессии [172]. Контактность. Данная характеристика СА в CAT определяется как способность к быстрому установлению глубоких, эмоционально-насыщенных, тесных контактов с людьми или к субъект-субъектному общению, в методике ЛиО - как способность развивать широкие теплые, значимые межличностные взаимоотношения Я-Ты здесь и теперь, не обременяясь ожиданиями и обязательствами. Эта способность в работах А.Маслоу раскрывается в характеристиках «межличностные отношения» и «чувство общности» [133, с.240-242]. Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие, всеобъемлющие межличностные отношения, в которых они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации. При этом их глубокие межличностные отношения высоко избирательны - круг их друзей, чаще всего, невелик и с теми, кто приблизился к СА [133]. Избирательность в общении этих людей не вступает в противоречие с присущим им глубоким чувством общности со всем человечеством, а глубокие межличностные отношения не означают отсутствия проявлений враждебности, нетерпимости, жесткости, резкости. Гештальтпсихологи подчеркивают, что способность устанавливать глубокие межличностные контакты включает в себя способность уходить от поверхностных, ненужных контактов, на время прерывать контакты, когда они не продуктивны или вызывает болезненные ощущения, а также способность качественно выражать (не бояться показать) основные эмоции контакта - гнев, страх, обиду, доверие и любовь [235]. По Э.Шострому, глубина отношений с людьми противоположна манипулятивности, дистантности отношений, направленных на то, чтобы использовать других, иметь над ними власть, контролировать, заставлять делать, чувствовать, думать то, что человек хочет с целью получить от них необходимую поддержку, которую манипулятор не может себе обеспечить сам. Многие из манипуляторов легко и быстро вступают в отношения с окружающими, но эти контакты «поверхностны, не затрагивают душу» [235, с.45]. В методике CAT шкала контактности по анализу пунктов измеряет не столько теплоту отношений с другими людьми, сколько способность человека в контактах с ними быть собой, спонтанным, показывать свои истинные чувства. К.Роджерс считал, что эмпатия к другим людям - обязательное условие СР [171, 172, 175, 265], а Ф.Перлз - что в эмпатии нет истинного контакта [155]. Таким образом, вопрос о связи характеристик СА с эмпатией является открытым. Отечественные авторы также указываю на связь С А с неманимулятивно-стью [4, 29, 34, 178 и др], особенно подчеркивают в качестве условия нормального развития новый тип общения с людьми: доброжелательность, эмпатия, осознанная спонтанность как регулируемая непосредственность реакций на другого человека [130], способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации отношения к другому как к самоценности [29]. Возможно, такое отношение к людям в большей степени отражено в шкале положительных представлений о природе человека, чем в шкале контактности (шкала представлений о природе человека может рассматриваться как устойчивое основание для таких проявлений по отношению к людям). Креативность. К.Роджерс и А.Маслоу выделяют креативность как одну из важнейших характеристик СА. Творчество понимается как склонность ко всему подходить творчески, творческий образ жизни, «особое отношение к делу, особое настроение», фундаментальная характеристика природы человека [134; 227, с.550; 172, с.244]. Поэтому в методике CAT шкала креативности характеризует не степень творческости, а степень творческой направленности личности [50]. Творческость - универсальная характеристика для всех исследованных случаев СА, ее иногда представляют синонимом психического здоровья (Мускакас, 1956 [цит. по 134]). Творчество самоактуализирующихся людей является «первичным» (оно может сочетаться или нет со вторичным творчеством, требующим самоконтроля, упорного труда, достижений) - отлично от таланта, является эпифеноменом открытости глубинным психическим процессам, большей интегри-рованности, спонтанности, меньшей культуризованности. Итак, креативность -одна из главных характеристик СА, ее включение в методику CAT обоснованно (она отсутствует в методике POI). Отечественные авторы также выделяют в связи с СА творческое отношение к действительности [130], творческий характер жизнедеятельности [29]. Познавательные потребности. Потребность в знаниях анализируется в работах А.Маслоу как одна из высших потребностей человека, как «свобода от страха познания своего внутреннего мира и внешнего мира, от тревоги за себя», как «бескорыстная жажда нового», не связанная прямо с удовлетворением каких-либо других потребностей. «Страх познания, бегство от знания - есть бегство от ответственности» [134, с.90-99]. А.Маслоу также отмечает устремленность к познанию неоткрытых истин, когда неизвестность, неопределенность не пугают, а притягивают и есть готовность и желание учиться у каждого, кто может открыть что-то новое [133]. Отечественные авторы чаще всего рассматривают характеристики СА на основе работ зарубежных психологов [напр. 77], либо выделяют аналогичные, не противоречащие внутренние условия СА [62, 130] (различия больше терминологические). При этом в их работах чаще анализируются отдельные характеристики личности как условия ее СР - самоценность, позитивная Я-концепция в целом [2, 4, 34, 41], способность быть личностью (внести социально значимый вклад в культуру и в других людей) [118], творческий потенциал [78]. Очень мало работ, в которых ставилась бы специальная задача целостного выделения характеристик СА [62, 130]. Так, Р.К.Марамкулова выделяет качества личности, соотносимые с потребностью в СА [130], а Б.С.Братусь - условия нормального развития, положительно согласующегося с процессом самоосуществления [62], которые также не противоречат характеристикам СА, выделенным зарубежными психологами, некоторые из них имеют более обобщенные формулировки и отмечены выше при обсуждении отдельных характеристик СА. Д.А.Леонтьев предлагает новое условие СР: «реализовался объективно только тот, кто обогатил родовые способности» [118], т.е. условием СР, вероятно, является высокий уровень способностей. Это условие СР рассматривается впервые.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характеристики самоактуализации» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»