В зарубежных словарях CP определяется как «осуществление возможностей развития «Я»», «реализация собственных усилий человека», «сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей». Термины «self-aktualization» и «self-realisation» используются за рубежом чаще всего как синонимы, а близкий термин «self-fulfillment» («самоосуществление») для обозначения результата CP -полной реализации возможностей (цит. по [105]). Понятие СА впервые стали активно использовать в психологии в 30-е годы XX столетия в рамках организмического направления, когда К.Гольдштейн ввел понятие само-актуализация или само-реализация как постоянное стремление реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами [255, 220]. В работах автора СА рассматривается как «главная сила жизни», единственный, универсальный мотив, стоящий за всеми потребностями, но цели, к которым стремятся разные люди, специфичны, поскольку они обладают различными внутренними потенциями. С А как выравнивает, так и создает определенный уровень здорового напряжения, определяющий возможность упорядоченной деятельности. СА, по К.Гольдштейну - это еще и процесс удовлетворения потребностей, восполнение дефицита, собственной неполноты организма [220]. В литературе встречается точка зрения, что идеи CP восходят к А.Адлеру, который для обозначения универсального стремления человека использовал термины «стремление к превосходству» и «стремление к самосовершенству» как взаимозаменяемые [62]. Однако стремление, открытое А.Адлером, чаще относят к самоутверждению [25, 146]. Идея СА, CP человека стала центральной в зарубежной гуманистической психологии 50-70 гг. Понятие СА как одно из основных использовали в своих работах К.Роджерс и А.Маслоу [132,133,134,172, 174,175, 265]. В трудах А.Маслоу не содержится чёткого определения понятия СА, что связано со стремлением автора открывать различные грани этого явления и установкой давать «функциональные» определения СА (через описание характеристик самоактуализирующихся, здоровых людей на основе наблюдений). Автор первоначально намеревался пользоваться узким определением СА как стремления человека к самовоплощению, актуализации заложенных в нем потенций или «стать все более и более тем, кем он способен стать» [133, с.90]. В более поздних трудах А.Маслоу дает множество других определений СА, и это понятие становится гораздо шире, чем у К.Гольдштейна [132]. Даже в своем итоговом труде автор отмечает отсутствие ясного определения: «Понятие С А все больше напоминает мне тест Роршаха» [132, с.53]. Понятия CP, СА употребляются в работах автора также как синонимы [133,134]. Исследователям творчества А.Маслоу приходится выстраивать целые классификации одного понятия СА (Б.М.Смит, Д.А.Леонтьев [123]). По мере перехода от одних аспектов к другим, изменялся и обогащался смысл, вкладываемый А.Маслоу в понятие СА. На наш взгляд, основными аспектами СА в работах А.Маслоу, являются: С А как потребность; процесс выражения внутренней природы человека (самости), проявления его Я; реализации возможностей и способностей; реализации ценностей; полноценного развития; саморазвития; самопознания; самосовершенствования; психическое здоровье; особое психическое состояние («пиковое переживание») [132,133,134]. В силу широты понятие СА оказывается синонимичным многим другим понятиям у разных авторов (А.Маслоу неоднократно приводит некоторые из них в своих работах как синонимы или близкие понятия СА, не анализируя различия между ними) - например, «полноценное функционирование» [172], «аутентичность» [249], «индивидуация» [244, 187], «стремление к смыслу» [210], «аутентичное личное бытие» [228], «личностный рост» [32], «социальная зрелость» [51], «личностная зрелость» [246] и др. По оценке Д.А.Леонтьева, понятие СА в теории А.Маслоу включает в себя самостоятельные процессы самовыражения, самоутверждения, саморазвития, игнорируя существенные различия между ними, а теоретическая аморфность понятия СА является одним из самых существенных недостатков этой теории и осложняет операционализацию С А [118, с. 171]. Представляется, что основной заслугой А.Маслоу является создание теоретико-эмпирической модели «психологически здоровой личности», в которую автор пытался ввести позитивный аспект - СА, но не было выявлено четкого критерия СА. Во-первых, в работах автора термины «СА» и «психологическое здоровье» употребляются как синонимы [132]. Во-вторых, А.Маслоу эмпирически выделил ряд характеристик личности, который обозначил как «синдром здоровья» (или СА) [134, с.85], однако, утверждение, что эти характеристики являются параметрами именно процесса СА является и остается только гипотезой. Анализ информации о методе отбора испытуемых для исследования СА [132, 134] показал, что если показатели «негативного критерия СА» (отсутствия неврозов, психозов, тревог, страхов, чувств вины и т.п.) указываются автором, то конкретные показатели «позитивного критерий СА» отмечаются только относительно удовлетворенности базовых потребностей и отсутствуют относительно реализации своих талантов, способностей, потенций [133, с.221-224]. Уже после выделения характеристик СА А.Маслоу вносил новые признаки в определение СА - «позитивное использование своих возможностей» [132, с.315], что отличается от первоначального критерия полноты, максимальной реализации потенциала; «частота и уровень проявлений пиковых переживаний» [134, с. 132]; устремленность к «высшим ценностям» (метамотивация) [132, с.315], т.к. автор постепенно пришел к выводу, что неверно рассуждать о СА как о последствии удовлетворения базовых потребностей (чувств безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважения) [133]. Введение новых признаков СА также не сопровождалось обозначением конкретных эмпирических показателей СА. Поздние определения СА автора касались не только очень немногих людей (не ранее 60-летнего возраста), а всех людей в определенные моменты «прорывов», когда человек «становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности» [134, с.132-133] А.Маслоу использует выражение «степень СА», раскрывающее насколько полно человек реализует свои способности, возможности [132, с. 19]. СА, по А.Маслоу - целостный синдром одновременно проявляющихся свойств, отдельные составляющие которого должны коррелировать друг с другом, но в различной степени тесноты, т.к. все лучшие качества человека связаны положительно, но только у самоактуализирующихся людей [133]. Хотя предложенный А.Маслоу «синдром» гипотетически является «синдромом СА», однако многие другие авторы выделяют в связи с СА, CP подобные характеристики, поддерживая гипотезу о их значимости для процесса СА человека (о них речь пойдет в 1.4., 1.5 ). В современной психологии К.Роджерса принято считать автором еще одной теории С А [148]. Психологическое здоровье, идеальный образ человека К.Роджерс, как и А.Маслоу, связывает с СР. «Полноценно функционирующие люди», по Роджерсу, используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний [165]. К.Роджерс различает две тенденции - актуализации и СА. Тенденция актуализации - единственный основной универсальный врожденный мотив, стоящий за всеми остальными потребностями и мотивами, «субстрат всего, что можно назвать словом мотивация» [148, 265]. Даже цель у всех людей одинакова - актуализировать себя. Актуализация как мотивационная сила или стремление действует не только в жизни человек, но и во Вселенной, и включает в себя несколько аспектов, описанных автором в разных работах бессистемно [172, 173, 174, 265 и др.]. Обобщенно можно выделить следующие основные аспекты актуализации: стремление к расширению своих (своего Я) границ; к большему упорядочиванию, цельности; взаимосвязанному усложнению; врожденная тенденция к развитию своих способностей; стремление к полной реализации (или наиболее полному выявлению) имеющегося потенциала, возможностей, способностей; движение к автономности. Если наиболее глубокая потребность, тенденция актуализации - это стремление актуализировать организмическое «Я», то СА - это стремление актуализировать Эго, представления о самом себе на основе интериоризованных оценок других людей. Актуализация организма и СА могут совпадать (полноценное функционирование), а могут вступать в конфликт друг с другом, т.е. стремление к актуализации относится к СА только в идеале, когда «Я» и Я-концепция конгруэнтны, если этого нет, то СА может препятствовать удовлетворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я» [148]. Одним из фундаментальным предположением К.Роджерса является: неконгруэнтность Я-концепции организму приводит к дезадаптации - неумению человека приспособиться к окружающей обстановке [254]. Близкие идеи высказывает К.Хорни: при благоприятных условиях человек естественным образом раскрывает свой врожденный потенциал, а при неблагоприятных - теряет образ своего потенциального «Я» и формирует образ идеального «Я», что препятствует развитию и осуществлению заложенного потенциала. Однако человек ощущает существование своего потенциального «Я» и на бессознательном уровне непрерывно сравнивает его со своим актуальным «Я», что является причиной развития психопатологии [221, 222]. Зрелые работы К.Хорни опираются на идею об устремлении к CP и полной реализации подлинных возможностей в процессе развития [245]. О CP как об основном жизненном мотиве рассуждает также В.Шуте [236]. Ф.Перлз подчеркивает, что СА - «истинное самовыражение», то есть выражение своей самости, соответствующих идентификаций и отчуждений, выражение того, каким человек является на самом деле, а не того, каким он должен быть. Поэтому для нормального функционирования человека необходима как идентификация с формирующейся органической самостью, так и отчуждение того, что не присуще индивидууму организмически. Автор рассматривает СА как особую потребность организма - врожденную, доминирующую, и как единственную врожденную цель - актуализировать себя в том виде, в каком существуешь (индивид, животное, растение), как внутреннюю активную тенденцию развития себя [264, 148]. Ш.Бюлер, отталкиваясь от теории СА А.Маслоу, развивает представления о стремлении к самоосуществлению как о коренном, врожденном свойстве человеческой природы, и течение жизни личности подчинено закону развития этого свойства [251]. Каждый человек имеет свой жизненный путь и свое предназначение, которые проявляются в стремлении к самоосуществлению. Самоосуществление служит итогом CP человека в различных сферах деятельности [250]. Таким образом, деятельность рассматривается автором как способ выявления индивидуальности. Ш.Бюлер критикует концепцию А.Маслоу в односторонности, уточняя, что осуществление себя у разных людей и в разные моменты времени происходит не только через «удовлетворение потребностей», но и путем «адаптивного самоограничения» и через «творческую экспансию», и через «поддержание внутренней гармонии» [251]. Ш.Бюлер высказывает также новые мысли о том, что процесс самоосуществления в разные периоды возрастного развития человека выступает по-разному. В раннем детстве это хорошее самочувствие, не препятствующее полноценному развитию; в подростковом периоде - переживание закончившегося детства и направленность на самостоятельное развитие; в зрелости - это именно CP, выявление себя; а в старости - исполненность своей человеческой задачи [251]. А.Маслоу первоначально настаивал, что выявленные характеристики С А присущи только пожилым людям, затем ставил специальную задачу изучения СА в молодом возрасте [132]. Э.Фромм также считает, что «человеческой жизни присуща внутренняя тенденция к развитию, проявлению способностей» [213, с.223-224], но больше использует понятие «психологическое здоровье». Здоровье Э.Фромм связывает с позитивной свободой, которая означает полную реализацию способностей индивида, реализацию своей свободной воли, индивидуальной сущности, и такая CP составляет наивысшую радость индивида [213]. В концепции смысла И.Ялома СА предстает как один из типов смысла в соответствии с древней идеи Аристотеля о внутренней обусловленности, согласно которой надлежащая цель или задача каждого объекта и существа заключается в том, чтобы осуществиться, реализовать собственное бытие [245]. С точки зрения И.Ялома, А.Маслоу предложил свой ответ на вопрос «Для чего мы живем?» - для того, чтобы осуществить свой потенциал. А.Ангьял (1965) в своей теории биосферы также утверждает, что у жизни есть свое внутреннее предназначение, состоящее в стремлении оформить существование человека в осмысленное, полностью развитое целое [148]. В работах Г.Олпорта ведется речь о реализации уникальной индивидуальности [247, 227] в процессе непрерывного, продолжающегося всю жизнь созревания и становления, что близко к СА. При этом автор пользуется понятием «зрелая личность» [227, с.288]. К.Г.Юнг, описывая индивидуацию как становление единого гомогенного бытия, самости, отождествляет ее с процессом CP как реализации потенциала [187, 233]. Современные зарубежные психологи проводят параллель между «здоровой, жизнеспособной личностью» Э.Эриксона [240] и «самоактуализирующейся личностью» А.Маслоу [267]. В целом, анализ литературы по общей характеристике явления СА показал, что основной особенностью понятия СА в зарубежной психологии, с одной стороны, является его многомерность, синтетичность, а с другой - теоретическая аморфность. При этом в работах разных зарубежных психологов достаточно отчетливо выделяются три основных аспекта СА: СА как интенция (потребность, стремление, мотив, цель, тип смысла), как процесс и как результат. Кроме того, в работах А.Маслоу выделены «характеристики СА» или «характеристики самоактуализирующейся личности» - употребляются как синонимы. В последнем случае СА предстает как комплексная, интегральная характеристика личности (см. 1.5.). Ниже обобщим накопленные зарубежными психологами представления о СА в трех аспектах, а затем перейдем к анализу характеристик СА (1.4.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика самоактулизации» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»