У многих народов (алтайских, индейских, у древних англичан и др.) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Русский мат — это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность — парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни и с характеристиками конкретных людей. Матерная речь — не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, в опасных ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но, как показано выше (см. 3.2.5), и физиологическим действием. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы (ругательства) обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения — инцеста (у вайнахов). Объект, доминирующий в структуре ругани у конкретного этноса, весьма значим для него: у вайнахов, живших небольшими семейными общинами в горных ущельях, был важен запрет кровосмешения; у обитателей степей особенно значимым, сплачивающим был образ отца — прародителя; у восточных славян доминантой сексуальных инвектив стал образ оскверняемой матери. По мнению выдающегося мыслителя второй половины XX столетия В. И. Володковича, «это было последствием крушения "родового феминизма" амазонок, некогда существовавшего у народов, населявших Юго-Восточную Европу. С одной стороны. победы матриархального феминизма, с другой стороны, протест против засилья амазонок могли породить лексическую значимость "матери" в сексуальных инвективах» [Володкович В.И., 2007]. «Матерщинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадок-сальностями с дзен-буддистскими диалогами, в которых натренированный интеллект использует множественные озарения (микроинсайты) для постижения окрыляющей искомой истины. Но в дзенских парадоксах нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Скабрезная брань как этнический феномен общения» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»