ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу

Интеллектуальная деятельность человека-оператора при многосуточном стрессе на борту наземного имитатора межпланетного корабля
В начале 60-х гг. прошлого века в организации, руководимой СП. Королевым, началась подготовка полета людей на планету Марс. Предполагалось, что корабль будет непрерывно вращаться, чтобы центростремительная сила заменяла силу тяжести. Ответственным исполнителем подготовки межпланетного полета инициативно стал сотрудник этой организации Владимир Александрович Корсаков (далее по тексту — «К-ов»). Инициатором и ответственным испол-

нителем исследовании переносимости человеком длительного пребывания во вращающемся пространстве был автор этого текста Л.А. Китаев-Смык. Специальный, вращающийся стенд-квартира диаметром 20 м был сконструирован и построен в Летно-исследовательском институте (г. Жуковский Московской обл.) [Конюхов Е.М., Волоцких М.Е., Китаев-Смык Л.А. и др., 1965] (рис. 4, 5, 6). На протяжении нескольких лет, начиная с 1964 г., небольшой группой сотрудников Летно-исследовательского и Медико-биологического институтов были проведены обширные исследования малоизвестной тогда формы стресса (и дистресса), возникающего при жизни во вращающейся среде [Китаев-Смык Л.А., 1969, 1976, 1977а, 19776, 1978 а, 1978 6; Китаев-Смык Л.А., Галле P.P., Гаврилова Л.Н. и др., 1972; Китаев-Смык Л.А., Галле P.P., Клочков A.M. и др., 1969; Китаев-Смык Л.А., Крок И.С, Ощепков Н.А., 1974; Китаев-Смык Л.А., Чурсинов А.В., 1979; Котова Э.С., Китаев-Смык Л.А., Устюшин Б.В., 1971 и др.]. Ниже представлен фрагмент из монографии «Психология стресса» [Китаев-Смык Л.А.,1983]. В нем изложены типичные результаты исследования операторской деятельности в ходе одного из большой серии экспериментов с многосуточным вращением [Китаев-Смык Л.А., 1983, с. 219-223].



Некоторые результаты анализа операторской деятельности испытуемого Ко-ва в ходе эксперимента с 15-суточным стрессоген-ным вращением показаны на рис. 23. Исследование оперативной памяти обнаружило, что наряду с увеличением энграм, которые испытуемый вспомнил правильно, увеличилось количество ошибочных припоминаний (для запоминания предъявлялись цифровые ряды). Значимое увеличение ошибок памяти было при тяжелых формах дистресса [Китаев-Смык Л.А., 1976; Китаев-Смык Л.А., Захарова А.В., 1981 ]. Ошибки происходят по типу контаминации, что свидетельствует о расширении круга ассоциаций, привлекаемых при актуализации энграм, а также о снижении критичности выбора и идентификации нужной энграммы. Увеличение числа припоминаний (верных и ошибочных) свидетельствует о расширении при


рис. 24. Корреляция между качеством деятельности (Р) и экс-ремальностью действующего фактора (Э) при различных ложностях деятельности:
А- простая деятельность; В — деятельность средней сложности; С — сложная деятельность; I — нормальное состояние человека; II — начинающийся стресс; III — выраженный дистресс; а — первый; б — второй уравнительные уровни экстремальности (см. [Китаев-Смык Л.А., 1983, с. 31-39])
I — латентный период ответа на цифровой сигнал; 2 — время движения при ответе на цифровой сигнал; 3 — время движения при ответе на световрй сигнал; 4 — латентный период ответа на световой сигнал; 5 — число ошибочных ответов на цифровой сигнал; 6 — число правильных ответов при исследовании кратковременной памяти; 7 — число ошибочных ответов при исследовании кратковременной памяти; 8 — изменение времени операции после реакции на ♦запрещающий» сигнал (в %); 9 — изменение времени реакции после перестройки стереотипа задачи (в %); 10 — показатели самочувствия в условных единицах; п — число энграмм стрессе, условно говоря, круга поисков «выхода» из стрессогенной ситуации, что имеет адаптационное значение. В данном случае отрицательной стороной такого расширения явилось снижение контролируемости результатов этих «поисков».
Сходные изменения памяти обнаружил И.М. Фейгенберг при некоторых формах шизофрении [Фейгенберг И.М., 1972, 1973]. Это свидетельствует, вероятно, о том, что сходные адаптационные мнестические механизмы активируются как при предклинических проявлениях дистресса, так и при клинической психопатологии, в возникновении которой «стресс жизни» может играть немалую роль [Moore N.C., 1976; Schwarz В.М., 1979 и др.].
Исследования операторской деятельности показали, что в ее структуре могут одновременно находить отражение как элементы стрессовой активизации поведения, так и проявления стрессового пассивного реагирования. В первые трое суток стрессогенного вращения, т. е. в период тяжелых дистрессовых ухудшений самочувствия, у испытуемого Ко-ва уменьшились латентные периоды движения при ответах на сигналы средней и малой сложности. Это говорит об активизации в этом состоянии деятельности при выполнении относительно простых заданий.
Заметно уменьшение латентных периодов возникло при дистрессе в ответах на сигналы средней сложности. Данный факт подтверждает сделанные мной дополнения к закону Йёркса—Додсона [Китаев-Смык Л.А., Крок И.С, Ощепков Н.А., 1974]. При возрастании экстремальности стрессора первоначально качество деятельности возрастает пропорционально ее сложности. Далее качество деятельности средней сложности может стать более высоким, чем качество простой деятельности (рис. 24). При значительном возрастании экстремальности стресс-факторов ухудшается качество всех видов деятельности: первоначально сложной, затем средней и, наконец, простой.
На рис. 25 видно, что при дистрессе время движений испытуемого Ко-ва при простой сенсомоторной реакции практически не изменялось, тогда как время двигательного компонента ответа на относительно более сложный цифровой сигнал в первые трое суток стрессогенного вращения возрастало. Учитывая факт сокращения латентных периодов обоих видов реакций, можно предположить, что стресс по-разному сказался на «пусковых» и моторных механизмах ответа на оперативный сигнал. Возможно, в структуре «запуска» движения проявлялась стрессовая активизация поведения, а в структуре движения — стрессовая пассивность реагирования. Можно предположить, что активизация запуска движений испытуемого Ко-ва «вытеснила» процедуру принятия (уточнения) решений из латентного периода в период совершения ответного действия.
Особенности стрессовой перестройки перцептивно-когнитивных процессов нашли отражение в изменениях показателей относительно сложной операторской деятельности. При нормальном функциональном состоянии испытуемых время ответа на сигнал к действию, следующий после отмененного действия (при наличии двух сигналов: к действию и запрещающего действие), было меньше, чем время ответа на сигнал к действию в ряду других таких сигналов («условный тормоз»). При дистрессе время ответа на сигнал при действии «условного тормоза» становилось большим, чем время ответа без «условного тормоза». Такое влияние «условного тормоза» сохранялось на период, пока функциональное состояние испытуемого Ко-ва оставалось ухудшенным и пока у него были симптомы стрессовой пассивности поведения. Указанный факт можно интерпретировать как результат застойности, инертности тормозных тенденций при стрессовой пассивности поведения либо как возрастание значимости тормозных установок при пассивной форме реагирования на стрессор и т. д.
Перестройка задания оператору (без изменения характера и сложности задания) в исходных условиях при нормальном состоянии испытуемого Ко-ва, так же как и «условный тормоз», сокращала время выполнения задания по сравнению со временем многократно выполнявшегося одинакового задания. Иными словами, «новизна» активизирует деятельность, протекающую на фоне монотонии. В начале развития дистресса, когда мобилизованы «поверхностные» адаптационные резервы и начата мобилизация «глубоких», «новизна» оперативного задания еще более активизирует выполнение этого задания. Следует сказать, что эта активизация происходит, когда поведение испытуемого пассивно по сравнению с исходным (нормальным) поведением (увеличено время движения на цифровой сигнал, имеется тормозящее действие «условного тормоза» и др.). Вероятно, в начальной стадии развития дистресса фактор новизны сохраняет и даже усиливает свое активизирующее, «пробуждающее» свойство.
В ходе развития дистресса, на четвертые сутки вращения, фактор новизны задания оказывает тормозной эффект вместо «пробуждающего». Этот феномен можно интерпретировать как возникающее на стадии предельной мобилизации всех адаптационных резервов затруднение перестройки стереотипа деятельности, иными словами, «переучивание» затрудняет деятельность. Это свидетельствует, что при изнурительной стрессовой перестройке ментальных систем в ходе адаптации к долгому стрессу дополнительное требование к предельно мобилизованным адаптационным резервам «срывает» установившийся режим их расходования.
Изменения показателей операторской деятельности при стрессе в условиях вращения имели индивидуальные различия. Но общие тенденции изменений были сходны с теми, которые показаны на примере Ко-ва.
В ходе развития стресса, к десятым суткам вращения, рассмотренные выше показатели операторской деятельности в значительной мере нормализовались. Их изменения непосредственно перед окончанием стрессогенного вращения обусловлены психологическим напряжением так называемого «конечного порыва» [Медведев В.И., 1979], «феноменом окончания рейса» [Стенько Ю.М., 1978, 1981; Ткаченко В.Д., 1980 и др.]. Изменения рассмотренных выше показателей после прекращения вращения связаны с новым усилением стресса (уже без стрессора) из-за реадаптации испытуемого Ко-ва в стабильной (без вращения) пространственной среде.
Изложенные выше сведения о проявлениях когнитивного субсиндрома стресса позволяли высказывать некоторые соображения [Китаев-Смык Л.А., 1983; Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С., 1988] о подготовке операторов к работе в экстремальных условиях и об «управлении» их состоянием и активностью деятельности в таких условиях.
Следует развивать умение человека-оператора использовать при необходимости в экстремальных ситуациях как активную, так и пассивно-выжидательную тактику операторской деятельности.
При конструировании тренажеров следует «редуцировать» воспроизведение в системах отображения информации (СОИ) и программах операторской деятельности тех моделирующих среду и технические средства элементов, знание которых и пользование которыми является обыденным для человека-оператора.
Напротив, в тренажере должно быть воспроизведено во всем многообразии и полноте все новое, неожиданное и трудно усвояемое, с чем человек-оператор может встретиться при профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
~ Особое внимание следует уделять формированию у оператора навыков и умения управлять своими эмоциональными реакциями при стрессогенных ситуациях, купируя неблагоприятные проявления эмоций и используя их для оптимизации своей деятельности.
Групповые тренажеры и реальные системы, в которых сопряжены «операторская группа» и «машина», должны способствовать не только совершенствованию профессиональных качеств человека, но и его способности в экстремальных условиях выполнять ту или иную социальную роль.
- Для оперативного влияния на состояние и деловую активность человека-оператора (группы операторов) при стрессе должна использоваться подача информации, формирующей у оператора (у операторов) представление о «субъективной возможности» или о «субъективной невозможности» экстремальной ситуации, тем способствуя проявлениям нужной стрессовой активности или стрессовой пассивности. Инженерно-психологические исследование влияния длительного дистресса на эффективность операторской деятельности, проведенной в многонедельных на непрерывно вращающемся наземном имитаторе межпланетного корабля, сделали возможным создание ряда систем управления космическими кораблями [Бойко Н.И., Даревский С.Г., Завьялов Е.С., Китаев-Смык Л.А., Макаров ПС, Марченко С.Г., Сажин СТ., Шилова Н.В., Элькснин В., 1965: Волков А.А., Даревский С.Г., Завьялов Е.С, Китаев-Смык Л.А., Кремнев О.Г., Макаров Г.С, Мельников С.Г., Ощепков Н.А., Тищенко А.Г., Трелина Е.Г., Шилова Н.В., 1965, с. 62-64; Китаев Смык Л.А., Котова Э.С, Устюшин Б.В., 1969, с. 324-326; Китаев-Смык Л. А., 1974 а, с. 153-156; Китаев-Смык Л. А., 1974 б, с. 26-28; Китаев-Смык Л.А., Крок И.С, Ощепков Н.А., 1974, с. 28-32: Гордеева Н.Д., Зинченко В.П., 1982 и др.].
В последующем результаты этих экспериментов и работ многих других исследователей легли в основу теоретических обобщений и обширных внедрений в эргономику (Зинченко В.П., Мунипов В М 1995; Пономаренко В.А., 2006; Магазанник В.Д., 2007 и др.].
Обширные исследования, проведенные под руководством академика К.В. Судакова, выявили циклические периоды в производственной деятельности (и в жизнедеятельности), названные «системоквантами». «Полезные для организма приспособительные результаты, — пишет К.В. Судаков, — по принципу саморегуляции организуют функциональные системы различного уровня метаболического до социального. Для достижения значимых для человека социальных результатов функциональные системы метаболического и гомеостатического уровней объединяются в сложные иерархические, мультипараметрические и в последовательные вза имодействия... В соответствии с этой концепцией континуум жизнедеятельности расчленяется отдельными потребностями субъектов на дискретные «системокванты», включающие формирующуюся на основе потребностей доминирующую мотивацию, поведение, направленное на достижение промежуточных и конечных результатов, и постоянную оценку достигнутых результатов с помощью обратной афферентации» [Судаков К.В., 1998, с. 82]. Исследования реальной рабочей деятельности, проводимые профессором Н.А. Фудиным с соавторами, показали возможность создания и внедрения в систему организации производства оптимальных «системоквантов», т. е. чередования циклов деятельности и рекреации. Это было сделано с учетом напряженности, характера работы и индивидуальных особенностей людей, работающих в условиях производственного стресса [Фудин Н.А., Альбер В.О., Тараканов О.П., 1998, с. 83]. Продуктивным является коплексная диагностика функционального состояния и операторской деятельности человека при напряженной монотонности в процессе выполнения ответсвенных заданий [Машин В.А., 2007 и др.].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Интеллектуальная деятельность человека-оператора при многосуточном стрессе на борту наземного имитатора межпланетного корабля» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на формування основного стада
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Змінні грошові потоки
WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...


Категорія: Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 599 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП