ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу

Смерть «легкая» и «тяжелая»
Из многих протоколов моих наблюдений за умирающими, из записей рассказов о поведении людей перед смертью здесь представлены два, наиболее полно и корректно описывающие психологические проявления смерти. Одно свидетельство от представителя клира, другое — от ветерана современной медицины:
а) «Наблюдения за умирающими во время молитвенного общения с ними свидетельствуют о том, что смерть, как и рождение, —
это всегда боль душевная и телесная... Но грешники телесно страдают мучительнее праведников и покаявшихся... Тяжко грешившие
люди умирают с болями и душевно мучаясь ужасом, как будто видя, уже заглянув, в мир загробных мучений своих...
Кончина праведных спокойна. Но и в их глазах перед смертью — смятение и боль... Они мирно, будто засыпающие, уходят в мир иной, теряя силы и мышц, и тела своего, и языка; но, судя по выражениям и по виду их глаз, поверить можно, что дольше своих телесных сил сохраняют они ощущения и чувственность; сохраняют свое, уже особое осознание окружающего, земного пространства живых людей...
Самое поразительное для присутствующих при смерти — это глаза умирающего. Незадолго до кончины в них вдруг обостренно пробуждается обращенность к присутствующим: мольба, либо горечь прощания, либо душевные боль и страх. Но непременно в какой-то момент в глазах уже есть отстраненность от всех окружающих его, будто взгляд обращен в мир иной с отрешенностью от мира земного. И еще замечено в последние годы, что с усилением у людей борения жизни, со все более нарастающим преодолением невзгод, усилилось борение смерти у людей, кончающих земной путь. Заметны стали трудность и труд ухода из жизни» (из бесед с архиепископом Амвросием) [Амвросий (фон Сивере), 2006].
б) Приведу сведения об умирании из другого источника, из отделения реаниматологии института им. Н.В. Склифосовского: «Глаза умирающего молят о помощи даже у человека, потерявшего силы двигаться, говорить, дышать (т. е. при искусственном дыхании). Если зов о помощи и страх исчезли из глаз, такие глаза называем "остекленевшими". Это значит— человек умирает необратимо. Его не спасти, не оживить. При таком состоянии не помогают даже современные (медикаментозные и инструментальные) методы интенсивной реанимации.
Человека с лишь начавшими "стекленеть" глазами еще можно вернуть к жизни, присовокупив к методам реанимации добрые проникновенные слова с просьбой:"Живи", "Не умирай!", "Ты нужна!" Либо даже с приказом: "Живи! Так тебя рас-так!" Такая вербальная (словесная) "реанимация" применима далеко не ко всем. Даже те, кто уже готов принять смерть как избавление от мучительных болей при хроническом (затяжном) неизлечимом заболевании, умирают, ощущая в последние мгновения растерянность, испуг. Это видно по их глазам, словам, поведению. Если человек сказал: "Я умираю..." — его не спасти, если тут же не применить методы интенсивной реанимации. Но в таких случаях — признания своей наступающей смерти, — реанимация далеко не всегда успешна» (из воспоминаний врача-ветерана реаниматологии Р.Н. Кокубава) [Кокубава Р.Н., 2006].
Итак, результаты наблюдений за умирающими при оказании им помощи у священнослужителей и врачей могут быть сходны. Заметим, что реаниматологам и клирикам известно особое состояние необратимого ухода из жизни. Это особый «труд» человека: его тела, его души, его психики.
Многое об умирании можно узнать от врачей, работающих в хосписах (в больничных приютах для неизлечимо больных). Ниже кратко изложены эти сведения, полученные мной в основном от профессора В.В. Миллионщиковой, главного врача Московского хосписа № 1 [Миллионщикова В.В., 2006].
Бывает момент неизлечимой болезни, когда опытные врачи понимают, что включились «биологические часы умирания» и неким таймером начат отсчет последних часов, минут жизни. Однако нередки случаи, когда вопреки врачебному прогнозу конца жизни смерть больного оказывается отсроченной. Причина такого продления жизни — психологическая установка умирающего — дожить до важного для него события: его дня рождения, рождения внука, до юбилейной даты и т. п.
Нужно учитывать, что в хосписе онкологические больные находятся на последней стадии болезни, многократно осознав ее неизлечимость, претерпев и продолжая терпеть боли и изнуряющее лечение. Тягость болезненной кончины постоянно поддерживается в их сознании болями телесными. Не абстрактно, как здоровые люди, больные хосписа осознают смерть, стоящую рядом, и знают «свой час». Многие умирающие отрешились от суеты будней. Они — стали сами собой, освобожденные от жизненных условностей и неурядиц.
Переживание кончины в хосписе, по словам В.В. Миллион-щиковой, зависит от характера человека, от того, как он прожил жизнь, и от его религиозности. Неуравновешенные, суетные люди и умирают суетно. Прожившие благую жизнь — умирают покойно. И даже испытывая боли, они не лишаются достоинства.
Бывает ли легкая смерть? Люди легкомысленные (в том смысле, что они в жизни легко воспринимали и радости и беды) могут легко, без тягостных раздумий умирать. Таких бывает в хосписе не более 2 %. Однако эйфории, тем более энтузиазма, сообщала В.В. Миллионщикова, уже после установления диагноза и тем более перед кончиной в хосписе № 1 не наблюдалось.
С позиции психоанализа понятна отрешенность умирающих от мирской суеты. Их «Я» при отсутствии Будущего освобождается от давления «сверх-Я», от гнета традиции, моральных обязательств. Возможно, «легкомысленные» (по классификации В.В. Миллионщиковой) и раньше жили с ослабленным «сверх-Я». Следует вспомнить, что современные исследования многоаспект-ности «Я» вышли далеко за пределы, представленные 3. Фрейдом в психоанализе [Дорфман Л.Я., 2002; Петровский В.А., 1997].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смерть «легкая» и «тяжелая»» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
Чергування голосних і приголосних
Інтелектуальні інвестиції
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 753 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП