ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Науки о Homo sapiens
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антро­ пология. По сравнению с прошлым столетием, когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, современная антропология значительно огра­ ничила свой предмет проблемами антропогенеза, расогенеза и изучением «вариации физического типа человека во времени и пространстве»1. Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин подчеркивают, что в советской науке принято строгое разделение этнографии и архео­ логии, являющихся отраслями истории, и антропологии как области биологии. «Антропология есть отрасль естествознания, — пишут эти авторы, — которая изу­ чает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным...»2 Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин отмечают, впрочем, что такое строгое отграничение не является общепринятым в других странах (Англии, Франции, США и т. д.). Мно­ гие зарубежные ученые включают в состав антропологии разделы этнологии, соци­ ального и культурного развития человечества. В отношении человеческого поведения, рассматриваемого некоторыми зарубежными учеными как область антропологии, применяется термин «антропономия»3. «По поводу этого термина надо заметить, — пишет М. Г. Левин, — что К. Бэр впервые применил его для обозначения особого раз­ дела антропологии, занимающегося сравнением человека с животными и определени­ ем места человека в системе животного царства. Антропономия следовала, по концеп­ ции К. Бэра, за антропографией (основами анатомии и физиологии человека) и пред­ шествовала антропоистории»4. Термин «антропономия» в более широком смысле употребляется и нами для обо­ значения всей системы наук о человеке в отличие от термина «антропология», став­ шего обозначением морфологии и эволюционного учения о человеке. В структуру современной антропологии включаются три основных раздела: мор­ фология человека5 (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возра1 2 3 4 5

Рвгинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: Высшая школа, 1963. — С. 5. Там же. - С. 6. DreverJ. A Dictionary Psychology. Penguin Reference Books. — L., 1963. Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России. - М.: Изд. АН СССР, 1960. - С. 18. Бунак В. В. Мерология, соматология // Антропология. — М.: Изд. МГУ, 1941; Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков. — Медгиз, 1963; Шевкуненко В. Н., Геселевич А. М. Типовая анатомия чело­ века. — Биомедгиз, 1935; Быстрое А. П. Прошлое, настоящее и будущее человека. — Медгиз, 1957.

Глава 2. Становление системы человекознания

стных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменений физического развития человека под влиянием раз­ личных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении при­ роды ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного перио­ да), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеонатропологии (изучающей ископаемые формы человека), и расоведение7. Среди многих проблем каждого из этих разделов антропологии выделяются некоторые, имеющие центральное значение для своей области. Так, например, для морфологии человека это факты и проявления изменчивости физического типа у современного человека, т. е. механизмы формообразования, которые изучаются обоими подразделами: мор­ фологией, исследующей вариации отдельных органов и тканей, их взаимную связь, и соматологией, исследующей структуру человеческого тела как целого — конституцию, или телосложение. Анализ состояния каждого из подразделов морфологии человека показывает, что в современных условиях исследование физической (анатомо-морфологической) струк­ туры человеческого тела или его отдельных органов невозможно без физиологическо­ го, биохимического и биофизического изучения их динамики, функционирования в тех или иных жизненных условиях. Поэтому известная искусственность обособле­ ния структуры от динамики признается многими антропологами, изучающими сома­ тическую организацию современного человека. Физический тип как общую соматическую организацию человека изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, на которые опирается морфологическая часть антропологии. Предыстория человека как биологического вида охватывает период, измеряемый всем процессом биологической эволюции на Земле. Поэтому последовательный эво­ люционный подход к анализу биологических корней антропогенеза требует сравни­ тельно-анатомических, сравнительно-физиологических и сравнительно-психологи­ ческих сопоставлений человека с многими другими животными организмами, особен­ но позвоночными. Палеонтология, с одной стороны, эмбриология, с другой, являются важнейшими средствами построения филогенетической системы, в которой опреде­ ленное место занимают высшие позвоночные, а среди них млекопитающие, один из отрядов которых составляют приматы. Поэтому в биологическом плане исследование эволюционных предпосылок антропогенеза захватывает большую группу естествен­ ных наук (общую биологию, зоологию позвоночных; териологию, приматологию), рас­ полагающихся в той или иной последовательности по мере специализации предмета изучения. Антропологию можно расположить за приматологией, но возможны и дру­ гие решения: включение антропологии как специфической части в приматологию в целях генетического анализа или, напротив, включение приматоведения в антропо­ логический цикл дисциплин в целях сравнительного анализа. Эти сложные разнород­ ные связи определяются не только соединением природы и общества в исторической природе человека, но и самой задачей антропологического исследования — изучением человека как биологического вида Homo sapiens. Соотношение между различными
6 7

Нестурх М. Ф. Происхождение человека. — М.: Изд. АН СССР, 1958. Плисецкий М. С. Человек и его расы. — М: Изд. АН СССР, 1956.

Человек как предмет познания

науками, относящимися к проблеме филогении и антропогенеза, определяется объек­ тивными связями в общем процессе филогении. Природу человека невозможно понять вне общей и последовательно развиваю­ щейся картины эволюции животного мира. В такой же мере невозможно построить эту картину без человека, являющегося высшим звеном и последней ступенью биоло­ гической эволюции8. Эти банальные положения приходится упомянуть вследствие того, что еще нередко встречаются попытки изолировать антропологию от общей био­ логии, зоологии позвоночных и других биологических дисциплин и рассматривать антропологические проблемы лишь в плоскости смены биологических законов соци­ альными. Еще чаще приходится сталкиваться с тенденцией биологов либо исключать антропологию и даже приматологию из системы наук о животном царстве, либо ра­ створять их в териологии. Особое место среди более общих биологических наук (биологии, зоологии, терио­ логии и приматологии), изучающих филогению и те или иные систематические груп­ пы в целом, с одной стороны, и частных дисциплин, изучающих определенные аспек­ ты их развития (сравнительная анатомия и морфология, сравнительная физиология и биохимия, сравнительная психология и др.), с другой, занимает общая генетика. Что касается приматологии, то ее многосторонние связи с антропологией позво­ ляют полагать, что приматологические исследования в целом, равно как сравнитель­ ные исследования структуры, функций и психического развития приматов, имеют исключительное значение для решения проблемы антропогенеза. Приматологические исследования общего (зоологического) характера основаны на выделении из класса млекопитающих отряда приматов и расчленении этого отряда на подотряды лемуров, долгопятов, антропоидов; в состав последнего входят семейства обезьяноподобных приматов и людей9. Естественно, что приматологические исследования, проводимые в целях антропологического анализа, сосредоточились на изучении узконосых обезь­ ян, особенно на семействе собственно, антропоидов. В этом плане наиболее удачным надо признать определение М. Ф. Нестурха, который писал, что «специфические анатомо-физиологические особенности современного человека, являющегося с точки зре­ ния зоологии высокоразвитым гаплориновым питекоидным узконосым двуногим при­ матом, могут быть глубоко познаны прежде всего как следствия эволюции. Примато­ логия знакомит нас с обезьянами и полуобезьянами, позволяет правильно понять место человека среди млекопитающих, помогает разработке и усвоению правильного материалистического взгляда на положение человека в мире живых существ, на место человека в природе»10. Современная приматология обладает достаточным знанием об эволюции прима­ тов и человека в связи с эволюцией самой Земли. Что касается специального генеало­ гического вопроса об отношениях человека к современным антропоидам, то в совре­ менной науке имеется несколько гипотез, которые Я. Дембовский представил в виде четырех возможных генеалогических схем11. Аргументация и конечное решение генеНаиболее полно эта картина представлена в труде А. П. Быстрова «Прошлое, настоящее и будущее чело­ века». 9 Вебер, Макс. Приматы. — М.: Биомедгиз, 1936. 10 Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез. — М.: Медгиз, 1960. — С. 3. 111 Дембовский Я. Психология обезьян. - М.: ИЛ, 1963. - С. 33.
8

Глава

2.

Становление системы человекознания

алогических проблем приматологии определяются, однако, не только приматологией, но и совокупностью сравнительно-биологических дисциплин. До настоящего време­ ни наиболее разработанными из этих дисциплин (применительно к области примато­ логии) являются сравнительная анатомия и сравнительная психология, опередившие в своем развитии сравнительную физиологию и сравнительную биохимию. Сравнительная анатомия приматов в настоящее время разделяется на общую срав­ нительную анатомию приматов12, сравнительную анатомию центральной нервной си­ стемы приматов13 и сравнительную анатомию отдельных органов и структур, особо важных для становления физического типа человека (например, руки14, лица15, артикуляционно-голосового аппарата). Сравнительная физиология и особенно сравнительная биохимия приматов нахо­ дятся еще в первоначальной стадии развития. Что касается сравнительной физиоло­ гии приматов, то благодаря И. П. Павлову, проявившему большой интерес к некото­ рым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировав­ шимся ее отделом стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов. Среди многих исследований на эту тему следует выделить работы Э. Г. Вацуро16, Л. Г. Воронина17, Ф. П. Майорова18, Л. А. Фирсова19 и др. Нужно, однако, отметить, что физиология высшей нервной деятельности низших и высших обезьян еще не приоб­ рела полностью характера сравнительно-генетической дисциплины вследствие недо­ статочной изученности специфических закономерностей высшей нервной деятель­ ности человека. В значительно большей степени такой дисциплиной стала сравнитель­ ная психология, объединяющая зоопсихологию с общей психологией человека в единой генетической системе, основы которой были заложены еще самим Ч. Дарвином. Начало экспериментально-психологической приматологии положили исследо­ вания В. Келера20, Н. Н. Ладыгиной-Коте21, Н. Ю. Войтониса22, Г. 3. Рогинского23,
12 13

Жеденов В. Н. Сравнительная анатомия приматов. — М.: Высшая школа, 1962. Сепп Е. К. История развития нервной системы позвоночных. — М.: Медгиз, 1959; Блинков С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. — М.: Медицина, 1964. 14 Астанин Л. П. Пропорции кисти приматов // Вопросы антропологии. — 1962. — № 10; Данилова Я. И. Эволюция руки в связи с вопросами антропогенеза. — Киев: НауКова думка, 1965. 15 Грегори В. К. Эволюция лица от рыбы до человека. — М.: Биомедгиз, 1934. 16 Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида. — М.: Изд. АН СССР, 1948. " Воронин Л. Г. Некоторые итоги изучения в. н. д. низших обезьян // Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. — Т. 2. — Вып. 1.— 1952; Его же. Сравнительная физиология в. и. д. — М.: Изд. МГУ, 1957. 18 Майоров Ф. П. Условные следовые рефлексы у обезьян резуса и лапундера // Архив биол. наук. — Т. 33. — Вып. 5-6. — 1953; Его же. Материалы по сравнительному изучению высших и низших обезьян // Физиол. журн. им. Сеченова. — Т. 19. — Вып. 4. — 1935. 19 Фирсов Л. А. Условное торможение у приматов // Тр. Ин-та физиол. им. Павлова. — Т. 2. — М.: Изд. АН СССР, 1953; Его же. Условные следовые рефлексы у шимпанзе // 18-е совещание в. н. д. — М.; Л., 1958. 20 Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян / Пер. под ред. Л. С. Выготского. — М.: ГИЗ, 1930. 21 Ладыгина-Коте Н. Н. Отчет о деятельности зоопсихологической лаборатории при Дарвинском музее. — ОГИЗ, 1921; Ее же. Исследование познавательных особенностей шимпанзе. — М.: ГИЗ, 1923; Ее же. При­ способительные моторные навыки макаки. — М., 1929; Ее же. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М.: Сов. наука, 1958; Ее же. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезь­ ян. - М.: Изд. АН СССР, 1959. 22 Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. — М.: Изд. АН СССР, 1949. 23 Рогинский Г. 3. Навыки и задатки интеллектуальных действий у антропоидов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1948.

Человек как предмет познания

Н. А. Тих24 и др. Наиболее интересным обзором этих работ является труд польского зоопсихолога Яна Дембовского25. Несомненно, что в приматологическом аспекте про­ блемы антропогенеза сравнительная психология занимает ведущее положение. Мы задержались на рассмотрении состава научных дисциплин, изучающих толь­ ко одну проблему человека как Homo sapiens — проблему антропогенеза, и лишь со стороны биологической эволюции. Мы убедились в том, что даже один аспект одной проблемы — антропогенетика — рассматривается целым рядом биологических дис­ циплин. К ним в самые последние годы присоединяется новая медико-биологическая дисциплина — папеопатология. На основании анатомо-антропологического и рентге­ нографического изучения ископаемых костей человека ученые пришли к выводу о наличии патологических изменений в них в разные эпохи, начиная с раннего палеоли­ та. Эти изменения были классифицированы по нозологическим группам и сопостав­ лены с основными типами костной патологии современных людей. Один из зачинателей и крупнейших специалистов в области папеопатологии Д. Г. Рох­ лин, обобщая свои многолетние исследования, писал, что «обнаруженные разнообраз­ ные патологические изменения характеризуются теми же признаками, которые мож­ но проследить на мацерированных костях недавно умершего человека... Однако неко­ торые патологические изменения наблюдались чаще, чем теперь, и были выражены резче. Это, в частности, относится к травматическим изменениям и дегенератив­ но-дистрофическим поражениям. Зато адаптационно-компенсаторные признаки на­ блюдались в некоторых ископаемых костях значительно чаще, чем теперь, и были вы­ ражены отчетливее»26. Подобные сопоставления обогащают наши представления о нор­ мальной жизнедеятельности наших предков и об эволюции адаптационно-компенса­ торных возможностей человеческого организма. Антропогенез как исходный момент эволюционно-исторического исследования Homo sapiens может быть понят лишь с помощью соединения комплекса биологиче­ ских дисциплин, который мы рассмотрели, с комплексом социально-исторических дисциплин, изучающих Homo sapiens с точки зрения социогенеза, происхождения че­ ловечества. К этим дисциплинам прежде всего относится археология. Именно потому, что становление человека как Homo sapiens было обусловлено употреблением и из­ готовлением орудий, материальным производством средств потребления и средств производства, о стадиях становления человека можно судить по объединенным пока­ зателям — палеоантропологическим и палеотехническим, с которыми имеет дело ар­ хеология. Путем изучения древнейшей обработки камня (оббивки, ретуши, расщепления, то­ чечно-ударной обработки, шлифования, пиления, сверления и т. д.), определения функ­ ций каменных орудий в эпоху палеолита и анализа использования трубчатых костей в древней технике установлены закономерности развития основных орудий каменного века.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Науки о Homo sapiens» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандарти ISDN
Аудит збереження запасів
Аудиторський висновок та його види
Частини мови
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1096 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП