Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми ром (абиотические и биотические факторы при роды → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество → Земля и кос мос). В системе тех или иных связей человек изу чается то как продукт биологической эволю ции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как есте ственный индивид с присущей ему генетиче ской программой развития и определенным диа пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос новной производительной силы общества, субъ екта труда и ведущего звена в системе «человекмашина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д. Подобного многообразия подходов к изу чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек тов человекознания — специфическое явление
Человек как предмет познания современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения ми к различным областям общественной практики. Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития. В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети ческих характеристик человеческого развития. Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.) Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физикоматематические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-
Глава 1. Проблема человека в современной науке
ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина ет развиваться теория программированного обучения. Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако-, ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки. «Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при роды. Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре менного моделирования в биологии. Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми ром. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб ственного развития. Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы
Человек как предмет познания
современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения ми к различным областям общественной практики. Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития. В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети ческих характеристик человеческого развития. Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.) Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физикоматематические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-
Глава 1. Проблема человека в современной науке
ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина ет развиваться теория программированного обучения. Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки. «Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при роды. Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре менного моделирования в биологии. Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми ром. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб ственного развития. Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы
Человек как предмет познания
теории коммуникации, впоследствии не ограничившиеся акустико-слуховым каналом и включившие в коммуникационные системы оптико-зрительные (телевизионные) средства в сочетании с акустико-слуховыми. Другое направление «антропологизации» технических наук связано с автомати ческим регулированием машин и механизмов. Технический прогресс в наибольшей мере проявился в быстрых темпах развития средств автоматического регулирования. Благодаря этому в колоссальной мере возросла производительность оборудования, а управление производством получило новые неограниченные возможности. Человек как важнейшее звено системы управления машинами и механизмами при нимает сложнейшую информацию о ходе технологических процессов .и состоянии механизмов, осуществляя управление системой определенных действий и движений (дозировочных, следящих и т. д.) посредством так называемых органов управления. Положение человека в области материального производства, конечно, изменялось неоднократно. Было время, когда физическая сила человека была основным энерге тическим фактором производства. По мере использования все более мощных источ ников энергии природного окружения на смену энергетическим функциям человека пришли технологические функции — инструментальная и ручная работа на станках, машинах и других механизмах. С развитием машин и оборудования со сложными системами, с автоматическим управлением и технологические функции передаются техническим средствам, а человек корректирует и направляет их деятельность. Эта регулирующе-контрольная функция человеческого труда автоматизируется с помо щью кибернетических устройств, и, таким образом, вслед за автоматизацией физиче ского труда приходит автоматизация труда умственного. Однако в любых системах автоматического регулирования человек остается решающим звеном, а поэтому при проектировании самых совершенных машин учитываются критерии взаимосоответ ствия человека и машины. Таким образом, в технике коммуникации и автоматического регулирования про изводственных процессов, т. е. в сферах общения и труда, в двух решающих областях человеческой деятельности, произошла встреча технических и антропологических наук. Обе группы наук не только развиваются рядом, но и все глубже взаимопрони кают друг в друга. К ним присоединяется еще одна новейшая область техники — вы числительная в широком смысле слова, включающая разнообразные электронно-вы числительные устройства, «думающие» машины, автоматические средства экономи ческого управления, планирования и учета, научного исследования и моделирования творческой деятельности человека. Теперь технические науки входят в третью, главнейшую сферу человеческой дея тельности. Вслед за трудом (автоматизация производства) и общением (средства ком муникации) техника вплотную подошла к познанию, усиливая, таким образом, самые важные сущностные силы человека как субъекта труда, общения и познания. Обра зование этих новых связей между техническими и антропологическими науками — весьма примечательное явление современности. Вряд ли кто-либо из антропологов в начале нашего столетия допускал возможность таких связей. Даже сравнительно недавно антропология и другие специальные науки о человеке (психология, анатомия и физиология человека, гигиена и т. д.) представляли собой обособленную систему наук, располагавшуюся на периферии биологии и истории.
Глава 1. Проблема человека в современной науке
В середине нашего столетия изменилось, причем весьма существенно, положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего сле дует отметить формирование в качестве крупной антропологической науки теорети ческой медицины и синтезирование в ней важнейших достижений всех биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Можно сказать, что через теоретическую медицину и все медицинские науки биология в целом все более вовлекается в научное познание человека. Вместе с тем общебиологическая и антропологическая направленность медицинских наук приводит к некоторым сущест венным дополнениям ее предмета. Не только патология, соизмеряемая с эталонами нормы, но и сама норма, или природа здоровья, становятся предметом медикобиологических исследований, специализирующихся на анализе тех или иных пара метров'человеческого развития. Эволюционные и генетические концепции современ ной биологии применяются к изучению этих параметров при помощи ее аналитиче ских методов, глубоко проникающих в природные свойства человеческого развития. Особенно важно отметить прогресс биологических наук в изучении отдельных онто генетических свойств индивидуального развития, связанных с наследственной про граммой и структурой филогенетического развития. В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Достаточно сослаться на ряд научных дисциплин, возникших в на ше м столетии, каждая из которых точно соответствует одному из видов этих свойств. Первой из них является возрастная физиология и морфология, именуемая иногда возрастной биологией, онтофизиологией и т. д. В ее структуру включается серия уче ний о росте и созревании, зрелости, старении и старости (геронтология). Специальное изучение возрастных особенностей и основных фаз онтогенетического развития, как известно, составляет важную область современной психологии, подразделяющейся на «детскую», «возрастную», «генетическую». Углубленное биохимическое, биофизи ческое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида, обна руживаемые на всех уровнях жизнедеятельности, включая молекулярный. Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология, т. е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе — онтогенезе, вклю чая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у челове ка, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитани ем и т. д. Несомненно, на развитие сексологии сильно повлияла психоаналитическая концепция Фрейда. Однако было бы ошибочным полагать, что вся сексология содер-. жит гипертрофию либидо и состоит лишь из спекулятивных теорий. Благодаря успе хам экспериментальной генетики, эмбриологии, эндокринологии, биохимии и других наук механизм образования пола, периодизация полового диморфизма и его влияние на общесоматическое и нервно-психическое развитие человека раскрываются с боль шой глубиной. Имеются основания считать, что эти свойства индивида непосред ственно связаны с его генотипической организацией и проявляются на всех уровнях жизнедеятельности и поведения. Третья научная дисциплина новейшего времени — соматология, учение о целост ности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения и т. д. В отличие от прежних учений о конституциональных типах, в
Человек как предмет познания которых преобладало психоморфологическое параллелистическое представление, конституциональную структуру телосложения человека ныне рассматривают как со единение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела. Все большее значение придается корреляции между общесоматическими и нейропсихическими особенностями человека, ведущей роли центральной нервной систе мы в общей системе нейрогуморального регулирования. В связи с развитием комп лексных подходов к изучению человечества соматология, как и сексология, несо мненно займет надлежащее место в системе изучения человека и законов его онтогенетического развития. Четвертая научная дисциплина — типология высшей нервной деятельности — пол ностью обязана своим возникновением и развитием советской науке. Физиологиче ские и психологические исследования нейродинамических свойств человека открыли эпоху в познании природных особенностей личности. Без преувеличения можно ска зать, что типология высшей нервной деятельности составляет самую общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Имеются основания считать, что объекты онтофизиологии и возрастной психоло гии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности — опре деленные свойства индивида — являются исходными, первичными особенностями человеческой природы. Поэтому комплексное изучение природы человека располага ет сводом знаний, накопленных каждой из этих дисциплин. Однако при комплексном изучении человека как индивида нельзя ограничиться суммированием сводных дан ных, взятых из каждой дисциплины порознь. Основная и самая сложная задача — об наружить взаимосвязи между первичными природными свойствами. Эта задача яв ляется одной из очередных для современной прикладной антропологии, поскольку исследования разнородных взаимосвязей между первичными природными свойства ми открывают пути для управления ими в процессе воспитания, лечения и охраны здоровья человека, а также в целях обеспечения необходимой структуры потребления в системах массового обслуживания населения. Особенно важно знать, какие из связей (и между какими именно свойствами) су щественны для образования сенситивных состояний развития, благоприятствующих эффективности воспитания и обучения. Использование в современных исследовани ях разнообразных приемов корреляционного и факториального анализа позволяет довольно точно определить меру и тенденцию внутренних взаимосвязей между онто генетическими свойствами, влияющими на психическое развитие. Несомненно, количественное описание и определение взаимосвязей между раз личными сторонами и компонентами человеческого развития имеют исключительное значение для современного человекознания, так как такое определение способствует пониманию целостности человеческого развития. Применяемые в человекознании методы современной математики следует полнее использовать для интеграции всех знаний о человеке и их приложений в системе единой и общей теории, охватывающей все возможные аспекты изучения человека. Современная наука еще не располагает такой теорией, хотя, несомненно, находится на пути к ее созданию. Решающее значе ние в этом смысле имеет сближение естествознания и общественных наук на почве диалектического материализма.
Глава 1. Проблема человека в современной науке
Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с прин ципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей. Общественно-исторические законы человеческого развития, опосредствующие его природу, механизмы и динамику функций, все больше учитываются естество испытателями. Социальные факторы индивидуального развития человека не только дополняют абиотические и биотические факторы в их воздействии на это развитие, но и регулируют их взаимодействие. Для характеристики положения проблемы человека в современной науке весьма важны изменения, происходящие в структуре гуманитар ного знания. Возникают многие новые научные дисциплины, дополняющие уже суще ствующие общественные науки (например, социологию, этику, педагогику и др.). Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы опре делить как специальную науку о трудовой деятельности человека. Поскольку эта дея тельность не может быть определена только характеристиками свойств человека как организма и субъекта, требуется исследование техники и технологии, составляющих социальный и вещественный аппарат трудовой деятельности. Поэтому эргономика представляет собой и особый подход к этой технике как к совокупности усилителей, преобразователей и ускорителей психофизиологических функций человека. Наконец, важный аспект эргономики составляет экономическая организация производства и социальные функции работы человека. Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых сис темах (как языковых, так и неязыковых) — семиотики. Для изучения механизмов культурного развития человека эта дисциплина имеет столь же важное значение, как эргономика для понимания его трудовой деятельности. Из новых дисциплин следует особо отметить аксиологию — науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. Се миотика и аксиология, будучи философскими дисциплинами, приобретают вместе с тем черты конкретных специальных наук в системе познания человека как субъекта и личности. На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиоло гии и биофизики — с другой, складывается эвристика — общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с нею развивается наукове дение как общественно-историческая дисциплина, а также более специальные психо логические дисциплины (психология науки, психология искусства и т. д.) как иссле дования видов творческой деятельности. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией язы ка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии (инженерная, экономическая, юридиче ская, педагогическая и т. д.). Некоторые из перечисленных дисциплин носят не только специализированный, но и комплексный характер, объединяющий на изучении тех или иных характеристик человека отдельные части наук, относящихся к различным областям познания.
Человек как предмет познания
Для развития современной науки, как известно, характерно совмещение двух про тивоположных тенденций — все более возрастающей дифференциации и все более мощ ной интеграции различных наук. Возникновение в последние десятилетия специаль ных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом ана литических методов науки. Однако в области человекознания эта тенденция теснейшим образом переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным, или слож ным, видам человеческой деятельности. Поэтому специализация знания в этой области чаще всего сочетается с комплексным объединением отдельных частных учений в об щую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку имен но психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании. Однако интеграция этих наук, сочетающаяся с дальнейшим развитием их специализации, определяется прежде всего прогрессом философского учения о человеке. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Стремление преодолеть частичность и односторонность в практической работе с людьми, связать воедино различные виды этой работы становится все более харак терным для жизни нашего общества. Оптимизация производства в современных условиях связана с оптимизацией управления и рациональной организацией труда. Проблемы научной организации труда решаются на всех уровнях хозяйства и управления. В подавляющем большин стве эти проблемы касаются человеческих факторов производства. Эти факторы осо бенно важны для структуры потребления, являющегося своего рода обратной связью в производстве. Организация обслуживания в соответствии со структурой потребно стей человека и требованиями современности имеет огромное значение для общей си стемы управления экономической жизнью общества. В настоящее время с человекознанием соприкасаются политическая экономия и конкретные экономические науки, все чаще связывающиеся с антрополого-психологическими, социологическими, педаго гическими и медико-биологическими аспектами исследования человека. Существенные сдвиги происходят в структуре здравоохранения, для которого ха рактерны тенденции сближения с общей организацией образа жизни людей и воспи танием в широком смысле слова. Для современной медицины характерно сочетание хирургии и терапии с профи лактикой и гигиеной. Все большее внимание наряду с познанием природы болезней уделяется здоровью и комплексу факторов, повышающих жизнеспособность, жизне стойкость и долголетие человека. Отсюда преодоление биологической и патофизио логической ограниченности старой медицины, ее чисто соматического направления, все возрастающее внимание к социально-экономическим, технико-культурным, мо рально-психологическим условиям жизни людей, определяющим нормальное функ ционирование организма человека. Сближение медицины с экономикой и техникой (например, в индустриальной медицине), особенно с педагогикой, — одна из тенден ций в развитии современного здравоохранения.
Глава 1. Проблема человека в современной науке
В развитии педагогики и народного образования преобладает идея системы вос питания как направленного воздействия общества на формирование индивида, систе мы, в которой умственное образование и обучение неразрывно связаны с нравствен ным, эстетическим и физическим воспитанием, с одной стороны, и производственнополитехническим — с другой. В современных условиях возросло значение педагогической организации образа и режима жизни подрастающего поколения, а также различных средств физического воспитания. Все это говорит о существенном сближении воспитания с гигиеной и про филактикой, со всей системой охраны и укрепления здоровья и обеспечения долго летия. Таков объективный ход развития практики, наиболее интенсивный и быстрый в условиях социалистического общества. Этот ход связывает различные виды общественной жизни и управления, сближая науки, ранее далекие друг от друга. Итак, не только наука, но и практика испытывает потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека и ру ководства его развитием. Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»