ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми­ ром (абиотические и биотические факторы при­ роды → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество → Земля и кос­ мос). В системе тех или иных связей человек изу­ чается то как продукт биологической эволю­ ции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как есте­ ственный индивид с присущей ему генетиче­ ской программой развития и определенным диа­ пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос­ новной производительной силы общества, субъ­ екта труда и ведущего звена в системе «человекмашина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д. Подобного многообразия подходов к изу­ чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек­ тов человекознания — специфическое явление

Человек как предмет познания современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ ми к различным областям общественной практики. Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­ мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­ торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­ чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­ дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­ но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­ сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­ гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития. В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­ вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­ дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ ческих характеристик человеческого развития. Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­ единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­ знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.) Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­ рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физикоматематические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-

Глава 1. Проблема человека в современной науке

ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­ хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­ бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ ет развиваться теория программированного обучения. Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако-, ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки. «Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­ шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­ роды. Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­ никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­ менного моделирования в биологии. Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­ щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­ гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ ром. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ ственного развития. Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­ тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­ но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­ изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­ дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы

Человек как предмет познания

современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ ми к различным областям общественной практики. Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­ мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­ торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­ чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­ дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­ но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­ сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­ гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития. В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­ вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­ дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ ческих характеристик человеческого развития. Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­ единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­ знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.) Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­ рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физикоматематические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-

Глава 1. Проблема человека в современной науке

ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­ хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­ бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ ет развиваться теория программированного обучения. Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако­ ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки. «Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­ шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­ роды. Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­ никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­ менного моделирования в биологии. Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­ щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­ гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ ром. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ ственного развития. Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­ тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­ но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­ изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­ дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы

Человек как предмет познания

теории коммуникации, впоследствии не ограничившиеся акустико-слуховым каналом и включившие в коммуникационные системы оптико-зрительные (телевизионные) средства в сочетании с акустико-слуховыми. Другое направление «антропологизации» технических наук связано с автомати­ ческим регулированием машин и механизмов. Технический прогресс в наибольшей мере проявился в быстрых темпах развития средств автоматического регулирования. Благодаря этому в колоссальной мере возросла производительность оборудования, а управление производством получило новые неограниченные возможности. Человек как важнейшее звено системы управления машинами и механизмами при­ нимает сложнейшую информацию о ходе технологических процессов .и состоянии механизмов, осуществляя управление системой определенных действий и движений (дозировочных, следящих и т. д.) посредством так называемых органов управления. Положение человека в области материального производства, конечно, изменялось неоднократно. Было время, когда физическая сила человека была основным энерге­ тическим фактором производства. По мере использования все более мощных источ­ ников энергии природного окружения на смену энергетическим функциям человека пришли технологические функции — инструментальная и ручная работа на станках, машинах и других механизмах. С развитием машин и оборудования со сложными системами, с автоматическим управлением и технологические функции передаются техническим средствам, а человек корректирует и направляет их деятельность. Эта регулирующе-контрольная функция человеческого труда автоматизируется с помо­ щью кибернетических устройств, и, таким образом, вслед за автоматизацией физиче­ ского труда приходит автоматизация труда умственного. Однако в любых системах автоматического регулирования человек остается решающим звеном, а поэтому при проектировании самых совершенных машин учитываются критерии взаимосоответ­ ствия человека и машины. Таким образом, в технике коммуникации и автоматического регулирования про­ изводственных процессов, т. е. в сферах общения и труда, в двух решающих областях человеческой деятельности, произошла встреча технических и антропологических наук. Обе группы наук не только развиваются рядом, но и все глубже взаимопрони­ кают друг в друга. К ним присоединяется еще одна новейшая область техники — вы­ числительная в широком смысле слова, включающая разнообразные электронно-вы­ числительные устройства, «думающие» машины, автоматические средства экономи­ ческого управления, планирования и учета, научного исследования и моделирования творческой деятельности человека. Теперь технические науки входят в третью, главнейшую сферу человеческой дея­ тельности. Вслед за трудом (автоматизация производства) и общением (средства ком­ муникации) техника вплотную подошла к познанию, усиливая, таким образом, самые важные сущностные силы человека как субъекта труда, общения и познания. Обра­ зование этих новых связей между техническими и антропологическими науками — весьма примечательное явление современности. Вряд ли кто-либо из антропологов в начале нашего столетия допускал возможность таких связей. Даже сравнительно недавно антропология и другие специальные науки о человеке (психология, анатомия и физиология человека, гигиена и т. д.) представляли собой обособленную систему наук, располагавшуюся на периферии биологии и истории.

Глава 1. Проблема человека в современной науке

В середине нашего столетия изменилось, причем весьма существенно, положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего сле­ дует отметить формирование в качестве крупной антропологической науки теорети­ ческой медицины и синтезирование в ней важнейших достижений всех биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Можно сказать, что через теоретическую медицину и все медицинские науки биология в целом все более вовлекается в научное познание человека. Вместе с тем общебиологическая и антропологическая направленность медицинских наук приводит к некоторым сущест­ венным дополнениям ее предмета. Не только патология, соизмеряемая с эталонами нормы, но и сама норма, или природа здоровья, становятся предметом медикобиологических исследований, специализирующихся на анализе тех или иных пара­ метров'человеческого развития. Эволюционные и генетические концепции современ­ ной биологии применяются к изучению этих параметров при помощи ее аналитиче­ ских методов, глубоко проникающих в природные свойства человеческого развития. Особенно важно отметить прогресс биологических наук в изучении отдельных онто­ генетических свойств индивидуального развития, связанных с наследственной про­ граммой и структурой филогенетического развития. В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Достаточно сослаться на ряд научных дисциплин, возникших в на­ ше м столетии, каждая из которых точно соответствует одному из видов этих свойств. Первой из них является возрастная физиология и морфология, именуемая иногда возрастной биологией, онтофизиологией и т. д. В ее структуру включается серия уче­ ний о росте и созревании, зрелости, старении и старости (геронтология). Специальное изучение возрастных особенностей и основных фаз онтогенетического развития, как известно, составляет важную область современной психологии, подразделяющейся на «детскую», «возрастную», «генетическую». Углубленное биохимическое, биофизи­ ческое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида, обна­ руживаемые на всех уровнях жизнедеятельности, включая молекулярный. Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология, т. е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе — онтогенезе, вклю­ чая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у челове­ ка, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитани­ ем и т. д. Несомненно, на развитие сексологии сильно повлияла психоаналитическая концепция Фрейда. Однако было бы ошибочным полагать, что вся сексология содер-. жит гипертрофию либидо и состоит лишь из спекулятивных теорий. Благодаря успе­ хам экспериментальной генетики, эмбриологии, эндокринологии, биохимии и других наук механизм образования пола, периодизация полового диморфизма и его влияние на общесоматическое и нервно-психическое развитие человека раскрываются с боль­ шой глубиной. Имеются основания считать, что эти свойства индивида непосред­ ственно связаны с его генотипической организацией и проявляются на всех уровнях жизнедеятельности и поведения. Третья научная дисциплина новейшего времени — соматология, учение о целост­ ности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения и т. д. В отличие от прежних учений о конституциональных типах, в

Человек как предмет познания которых преобладало психоморфологическое параллелистическое представление, конституциональную структуру телосложения человека ныне рассматривают как со­ единение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела. Все большее значение придается корреляции между общесоматическими и нейропсихическими особенностями человека, ведущей роли центральной нервной систе­ мы в общей системе нейрогуморального регулирования. В связи с развитием комп­ лексных подходов к изучению человечества соматология, как и сексология, несо­ мненно займет надлежащее место в системе изучения человека и законов его онтогенетического развития. Четвертая научная дисциплина — типология высшей нервной деятельности — пол­ ностью обязана своим возникновением и развитием советской науке. Физиологиче­ ские и психологические исследования нейродинамических свойств человека открыли эпоху в познании природных особенностей личности. Без преувеличения можно ска­ зать, что типология высшей нервной деятельности составляет самую общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Имеются основания считать, что объекты онтофизиологии и возрастной психоло­ гии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности — опре­ деленные свойства индивида — являются исходными, первичными особенностями человеческой природы. Поэтому комплексное изучение природы человека располага­ ет сводом знаний, накопленных каждой из этих дисциплин. Однако при комплексном изучении человека как индивида нельзя ограничиться суммированием сводных дан­ ных, взятых из каждой дисциплины порознь. Основная и самая сложная задача — об­ наружить взаимосвязи между первичными природными свойствами. Эта задача яв­ ляется одной из очередных для современной прикладной антропологии, поскольку исследования разнородных взаимосвязей между первичными природными свойства­ ми открывают пути для управления ими в процессе воспитания, лечения и охраны здоровья человека, а также в целях обеспечения необходимой структуры потребления в системах массового обслуживания населения. Особенно важно знать, какие из связей (и между какими именно свойствами) су­ щественны для образования сенситивных состояний развития, благоприятствующих эффективности воспитания и обучения. Использование в современных исследовани­ ях разнообразных приемов корреляционного и факториального анализа позволяет довольно точно определить меру и тенденцию внутренних взаимосвязей между онто­ генетическими свойствами, влияющими на психическое развитие. Несомненно, количественное описание и определение взаимосвязей между раз­ личными сторонами и компонентами человеческого развития имеют исключительное значение для современного человекознания, так как такое определение способствует пониманию целостности человеческого развития. Применяемые в человекознании методы современной математики следует полнее использовать для интеграции всех знаний о человеке и их приложений в системе единой и общей теории, охватывающей все возможные аспекты изучения человека. Современная наука еще не располагает такой теорией, хотя, несомненно, находится на пути к ее созданию. Решающее значе­ ние в этом смысле имеет сближение естествознания и общественных наук на почве диалектического материализма.

Глава 1. Проблема человека в современной науке

Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с прин­ ципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей. Общественно-исторические законы человеческого развития, опосредствующие его природу, механизмы и динамику функций, все больше учитываются естество­ испытателями. Социальные факторы индивидуального развития человека не только дополняют абиотические и биотические факторы в их воздействии на это развитие, но и регулируют их взаимодействие. Для характеристики положения проблемы человека в современной науке весьма важны изменения, происходящие в структуре гуманитар­ ного знания. Возникают многие новые научные дисциплины, дополняющие уже суще­ ствующие общественные науки (например, социологию, этику, педагогику и др.). Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы опре­ делить как специальную науку о трудовой деятельности человека. Поскольку эта дея­ тельность не может быть определена только характеристиками свойств человека как организма и субъекта, требуется исследование техники и технологии, составляющих социальный и вещественный аппарат трудовой деятельности. Поэтому эргономика представляет собой и особый подход к этой технике как к совокупности усилителей, преобразователей и ускорителей психофизиологических функций человека. Наконец, важный аспект эргономики составляет экономическая организация производства и социальные функции работы человека. Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых сис­ темах (как языковых, так и неязыковых) — семиотики. Для изучения механизмов культурного развития человека эта дисциплина имеет столь же важное значение, как эргономика для понимания его трудовой деятельности. Из новых дисциплин следует особо отметить аксиологию — науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. Се­ миотика и аксиология, будучи философскими дисциплинами, приобретают вместе с тем черты конкретных специальных наук в системе познания человека как субъекта и личности. На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиоло­ гии и биофизики — с другой, складывается эвристика — общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с нею развивается наукове­ дение как общественно-историческая дисциплина, а также более специальные психо­ логические дисциплины (психология науки, психология искусства и т. д.) как иссле­ дования видов творческой деятельности. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией язы­ ка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии (инженерная, экономическая, юридиче­ ская, педагогическая и т. д.). Некоторые из перечисленных дисциплин носят не только специализированный, но и комплексный характер, объединяющий на изучении тех или иных характеристик человека отдельные части наук, относящихся к различным областям познания.

Человек как предмет познания

Для развития современной науки, как известно, характерно совмещение двух про­ тивоположных тенденций — все более возрастающей дифференциации и все более мощ­ ной интеграции различных наук. Возникновение в последние десятилетия специаль­ ных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом ана­ литических методов науки. Однако в области человекознания эта тенденция теснейшим образом переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным, или слож­ ным, видам человеческой деятельности. Поэтому специализация знания в этой области чаще всего сочетается с комплексным объединением отдельных частных учений в об­ щую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку имен­ но психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании. Однако интеграция этих наук, сочетающаяся с дальнейшим развитием их специализации, определяется прежде всего прогрессом философского учения о человеке. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Стремление преодолеть частичность и односторонность в практической работе с людьми, связать воедино различные виды этой работы становится все более харак­ терным для жизни нашего общества. Оптимизация производства в современных условиях связана с оптимизацией управления и рациональной организацией труда. Проблемы научной организации труда решаются на всех уровнях хозяйства и управления. В подавляющем большин­ стве эти проблемы касаются человеческих факторов производства. Эти факторы осо­ бенно важны для структуры потребления, являющегося своего рода обратной связью в производстве. Организация обслуживания в соответствии со структурой потребно­ стей человека и требованиями современности имеет огромное значение для общей си­ стемы управления экономической жизнью общества. В настоящее время с человекознанием соприкасаются политическая экономия и конкретные экономические науки, все чаще связывающиеся с антрополого-психологическими, социологическими, педаго­ гическими и медико-биологическими аспектами исследования человека. Существенные сдвиги происходят в структуре здравоохранения, для которого ха­ рактерны тенденции сближения с общей организацией образа жизни людей и воспи­ танием в широком смысле слова. Для современной медицины характерно сочетание хирургии и терапии с профи­ лактикой и гигиеной. Все большее внимание наряду с познанием природы болезней уделяется здоровью и комплексу факторов, повышающих жизнеспособность, жизне­ стойкость и долголетие человека. Отсюда преодоление биологической и патофизио­ логической ограниченности старой медицины, ее чисто соматического направления, все возрастающее внимание к социально-экономическим, технико-культурным, мо­ рально-психологическим условиям жизни людей, определяющим нормальное функ­ ционирование организма человека. Сближение медицины с экономикой и техникой (например, в индустриальной медицине), особенно с педагогикой, — одна из тенден­ ций в развитии современного здравоохранения.

Глава 1. Проблема человека в современной науке

В развитии педагогики и народного образования преобладает идея системы вос­ питания как направленного воздействия общества на формирование индивида, систе­ мы, в которой умственное образование и обучение неразрывно связаны с нравствен­ ным, эстетическим и физическим воспитанием, с одной стороны, и производственнополитехническим — с другой. В современных условиях возросло значение педагогической организации образа и режима жизни подрастающего поколения, а также различных средств физического воспитания. Все это говорит о существенном сближении воспитания с гигиеной и про­ филактикой, со всей системой охраны и укрепления здоровья и обеспечения долго­ летия. Таков объективный ход развития практики, наиболее интенсивный и быстрый в условиях социалистического общества. Этот ход связывает различные виды общественной жизни и управления, сближая науки, ранее далекие друг от друга. Итак, не только наука, но и практика испытывает потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека и ру­ ководства его развитием. Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Теорія інвестиційного портфеля
Аудит збереження запасів
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
Оцінка і управління кредитним ризиком


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 2010 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП