Психологический план процесса посредничества состоит в создании и под держании конструктивной атмосферы, усилении согласия сторон, ослабле нии их конфронтации, их объединении в работе над общей проблемой. Мно гочисленные зарубежные исследования показали значение «кооперативного контекста» для успешного разрешения конфликтов (Johnson, Jonson, 1994). Основой для объединения участников конфликта считается их общая заинте ресованность в решении возникшей проблемы. Как уже указывалось, деятельность посредника в конфликте (особенно в психологическом плане), направленная на создание новой коммуникатив ной ситуации, — это процесс организации диалога или диалогического обще ния между участниками конфликта. Диалог как со-бытие человека с челове ком, как основа субъект-субъектного общения создает возможность перехода конфликта в новое измерение. «Именно межличностный диалог является 4 7 0 Часть III. Разрешение конфликтов наиболее адекватным способом бытия человека как его со-бытия с другими, и именно диалог обладает наибольшей конфликторазрешающей силой» (Брат- ченко, 1990, с. 29). Остановимся на используемых посредником приемах, направленных на создание и усиление атмосферы диалога. Одним из них является получение посредником согласия участников по отдельным вопросам, фиксация всех моментов общности их позиций и инте ресов, акцент на этих моментах. По ходу процесса посредник опирается на уже достигнутые договоренности и принятые соглашения. Часто в начале об суждения устанавливается соглашение об общих принципах или о критери ях, которым должно удовлетворять решение (например, «решение должно отвечать интересам ребенка, которые состоят в том, чтобы...»), что также да лее используется как опорный момент в поддержании климата сотрудничест ва. И напротив, не подчеркивается то, что разделяет переговаривающиеся стороны, не делается акцента на различиях их позиций и разногласиях между ними. Широко применяется «да-техника», состоящая в постановке вопросов, направленных на получение положительных ответов, используемых посред ником для достижения согласия между сторонами. Приведем примеры из нашей работы. Первый из них относится к тому, как посредник старается акцентировать внимание участников на моментах их со гласия. Это фрагмент диалога между недавно назначенным завучем школы (первый участник) и учительницей, которая в течение долгого времени зани мала эту должность (второй участник).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологический план процесса посредничества» з дисципліни «Психологія конфлікту»