Дальнейшее изложение будет посвящено описанию процесса психологиче ского посредничества в конфликтах, в значительной степени основанного на нашем собственном опыте подобной работы (подробнее см.: Гришина, 1993). Отметим, что в отечественной литературе только начинает складываться тра диция описания процесса практической работы психолога, и изложение прак тических процедур связано с немалыми трудностями формализации иногда трудноуловимых нюансов подобной работы. Работа психолога с конфликтом начинается с обращения одного или обо их участников конфликта к психологу. (Психолог, работающий в организа ции, может оказаться в ситуации, когда к нему обращается руководитель, пе ред которым встала задача урегулирования конфликта.) На этой стадии психологу после выслушивания проблемы человека необ ходимо принять решение о типе работы, релевантной данной проблеме, — идет ли речь о психотерапевтической работе, индивидуальном консультиро вании или процессе работы с обоими участниками конфликта (при этом не подразумевается, что психолог должен лично быть в состоянии реализовать любой из необходимых видов психологической помощи). Сразу отметим, что посредничество (как и любая другая форма вмешательства третьей стороны в конфликт) основано на добровольном согласии обеих сторон на участие в этом процессе, а потому, независимо от позиции психолога, оно может ока заться неприемлемым из-за отказа кого-либо из участников конфликта от участия в совместном обсуждении. Основанием для принятия решения в пользу того или иного вида работы психолога с конфликтом является знакомство с клиентом и его проблемой. С этого начинается любая психологическая работа с клиентом, и на этом эта пе психолог может принять решение о целесообразности работы с данной проблемой не в режиме индивидуальной работы с клиентом, но в рамках по средничества. Упрощая ситуацию, можно сказать, что в процессе психологического по средничества выделяются три стадии: беседа с первой стороной конфлик та, беседа со второй стороной конфликта, совместное обсуждение пробле мы участниками конфликта и посредником. Упрощение состоит, во-первых, в предположении однонаправленного характера процесса (тогда как в дейст вительности встречи с каждым из участников конфликта могут иметь неодно кратный характер и после встречи со второй стороной конфликта может воз-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 3 никнуть необходимость повторной встречи с первой и т. д.) и, во-вторых, в ог раничении числа участников двумя сторонами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс психологического посредничества» з дисципліни «Психологія конфлікту»