Понимание интерролевых конфликтов в психодраме достаточно традици онно — как противоречие или даже несовместимость разных ролей человека. В психодрамотерапии подобного конфликта используется такая известная техника психодрамы, как множественное дублирование. Она представля ет собой сценическую материализацию внутреннего драматического диалога протагониста. Допустим, речь идет о женщине, которая оказывается в ситуа-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 3 ции интерролевого конфликта из-за того, что открывающиеся перед ней пер спективы профессиональной карьеры находятся в явном противоречии с ее семейными ролями жены и матери. В технике множественного дублирования женщина — протагонист — располагается на сцене, слева и справа от нее — два других участника игры, исполняющие вспомогательные роли. Сначала протагонист начинает рассказывать о своем конфликте. Когда женщина оста навливается, один дубль говорит о потребности в удовлетворении профес сиональных устремлений, аргументируя право протагониста на реализацию этой потребности, а то и необходимость ее реализации. Следует реакция про тагониста на эти слова, затем говорит второй дубль, который защищает роли жены и матери, также сопровождая свои высказывания соответствующими аргументами. Диалог разных «ролей» перемежается словами самого протаго ниста, комментирующего выступления «дублей», высказывающего свои пе реживания и возникающие у него по ходу диалога позитивные и негативные реакции. Этот прием позволяет носителю конфликта как бы со стороны на блюдать борьбу своих разных «Я», персонифицированных в противоречащих друг другу ролях. Он помогает ему более четко осознать реальность возник шего противоречия, его масштабы, возможные следствия и т. д. Разрешение конфликта может быть связано с тем, что в ходе такого обсуж дения проблемы протагонист постепенно начинает склоняться в пользу пози ции одного из «дублей», в отношении которой у него возникают позитивные реакции, тогда как на слова другого он начинает реагировать все более нега тивно. В приведенном нами примере это не означает, что женщина осуществ ляет выбор в пользу одной из ролей и отказывается от другой, но скорее под влиянием проживания ситуации этого диалога происходит сравнительная переоценка их значимости, и на смену их равнозначности приходит иерархия, в которой одна из этих ролей — по крайней мере, на какой-то жизненный пе риод — оказывается приоритетной. Лейтц в своей книге предостерегает, одна ко, от возникновения противоположного эффекта. В результате подобного обсуждения конфликта у клиента может возникнуть стойкая амбивалент ность, когда протагонист соглашается с аргументами и одной и другой сторо ны и в конце концов начинает чувствовать подавленность и невозможность разрешить эту ситуацию. В этом случае используется проигрывание кон фликтных ролей (в соответствии с психодраматическими представлениями, действие эффективнее слов), инсценировка проекций будущего (как клиент представляет себе свое желательное будущее через год, пять, десять лет) и дру гие приемы, которые должны помочь клиенту преодолеть эту амбивалент ность. Еще раз подчеркнем, что эффективный результат этого диалога может выражаться не только — и возможно, не столько — в предпочтении одной ро ли, потому что за этим предпочтением может стоять скрытое подавление про блемы, сколько в их интеграции в разных возможных формах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понимание интерролевых конфликтов» з дисципліни «Психологія конфлікту»