Под этим названием объединяются те направления психотерапевтической помощи, которые фокусируются на работе с поведением человека. В класси ческой традиции бихевиоризма поведение понималось как наблюдаемое реа гирование на внешние воздействия. Сегодня — по крайней мере в рамках по веденческих направлений в психотерапии — в понятие поведения включают-3 8 2 Часть III. Разрешение конфликтов ся и мотивационные, и эмоциональные, и когнитивные компоненты; поэтому в настоящее время чаще говорят о когнитивно-бихевиористских подходах. Фейдимен и Фрейгер выделили наиболее существенные характеристики по веденческого направления с точки зрения целей и принципов практической работы с клиентом. Поведенческая психотерапия, по их мнению, отличается следующими особенностями: 1) она стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потен циала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или ис ключению нежелательных способов реагирования; 2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности; 3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточ ное условие эффективной психотерапии; 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проб лемы; 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях тера пии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 352). Специфичной для данного направления психотерапии является работа с улучшением «реагирования» человека, акцентированная на трудностях, за явленных им самим. В отличие от психоаналитической традиции эти трудно сти не воспринимаются как симптом глубинной проблемы, нуждающейся в расшифровке. Современные поведенческие подходы, конечно, не исключа ют из сферы своего внимания мир внутренних переживаний, как этого требо вал в свое время их предшественник — бихевиоризм, но явно ориентированы на решение задач более эффективной адаптации человека к социальному ок ружению и — лишь как следствие этого — на достижение большей внутрен ней гармонии. Наиболее успешными в поведенческой терапии оказались варианты со единения «чистых» бихевиористских постулатов о реагировании человека с когнитивными представлениями, давшие начало разнообразным когнитив но-бихевиористским подходам. Один из самых известных из них — рацио нально-эмоциональная (или эмотивная) психотерапия А. Эллиса (Эллис, Ландж, 1997; Эллис, 1999). Суть рассуждений Эллиса и его сторонников сво дится к следующему. Внешние события окружающего мира интерпретиру ются людьми как нейтральные, негативные или позитивные, и именно эта интерпретация, наша оценка происходящего вызывает у нас соответствую щие чувства. Эллис при описании этой взаимосвязи пользуется схемой ABC. А — это активизирующие события, то, с чем мы сталкиваемся и что оказывает на нас влияние; С — то, как мы реагируем на них, наши чувства и поведение; Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 3 В, по Эллису, — это то, что реально управляет нашим поведением и нашими чувствами, а именно — наши мысли по поводу А, наша собственная оценка происходящих событий. «Чувствовать и действовать соответствующим обра зом (С) нас заставляет на самом деле не то, что происходит (А), а то, что мы думаем и как относимся к этому (В)» (Эллис, Ландж, 1997, с. 24). Наше отно шение к происходящему может быть достаточно объективным и рациональ ным. Однако человек может иметь и то, что Эллис называет иррациональны ми установками («неразумными убеждениями»), которые не соответствуют реальности и, вмешиваясь в его отношения с окружающим миром, порожда ют иррациональные переживания и неадекватное поведение. Пользуясь пре жде использованным нами концептом «определение ситуации», можно ска зать, что оно предопределено существующими у человека иррациональными представлениями, которые «срабатывают» в отношении конкретных собы тий. Это и делает поведение человека неадекватным, поскольку его реакции зависят не столько от особенностей реальной ситуации, сколько от его собст венных установок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поведенческая психотерапия» з дисципліни «Психологія конфлікту»