Обращение к описаниям конфликта и его феноменологии в психоаналитиче ской традиции требует известной осторожности. Как уже отмечалось, специ фичность используемых ею понятий, методов диагностики и интерпретации конфликтной феноменологии сужает возможности корректного соотнесения психоаналитического материала с иными психологическими концепциями и построениями. В основе психоаналитической работы в ее классическом ва рианте лежит то, что может быть названо общемедицинской моделью работы 3 7 8 Часть Hi. Разрешение конфликтов с пациентом. Под ней мы имеем в виду ту ситуацию, когда врач, обследуя больного, выслушивая его жалобы, задавая вопросы и т. д., на основе извест ных симптомов ставит диагноз (который он может сообщить пациенту, а мо жет и не сообщать, если считает это травмирующим), определяет схему лече ния, которая должна привести к ясному для него результату (идеальный вариант которого может быть заранее обозначен как полное выздоровление). Далее врач реализует эту схему в виде соответствующих процедур. Идея не обходимости активности самого пациента, его сотрудничества с врачом, его собственной «работы» по преодолению своей болезни принципиально ничего не меняет в этой модели. Психоаналитик, опираясь на «симптомы», которые по Фрейду понимаются как «образующиеся под давлением психического кон фликта бесполезные или вредные акты, часто составляющие предмет отвра щения и жалоб страдающего ими лица и связанные для него с неприятностя ми и мучениями» (цит. по: Овчаренко, 1994, с. 216), «ставит диагноз», исходя из известных ему схем возникновения патологии, и далее использует отрабо танные в психоанализе методики и техники для ее преодоления. Терапевти ческое воздействие психоанализа состоит в том, что «приближая бессозна тельное к сознательному, мы уничтожаем вытеснение, устраняем условия для образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение» (Фрейд, 1989, с. 278). «Уничтожение» (Фрейд) вытеснения требует преодоления сопротивле ния, которое поддерживает вытеснение. Именно сопротивление приводит к тому, что в процессе психоаналитической терапии имеет место неосознавае мое противодействие пациента врачу и выздоровлению. По Фрейду, «вся психоаналитическая теория, собственно, построена на признании сопротив ления, которое оказывает нам пациент при попытке сделать сознательным его бессознательное» (с. 342). Описания практики работы психоанализа изо билуют примерами разных форм сопротивления пациента: от проявлений прямой враждебности в адрес аналитика до «быстрого выздоровления» и «бегства в здоровье», когда исчезновение симптомов есть всего лишь следст вие неосознанного желания пациента избежать дальнейшего психоаналити ческого исследования. Для преодоления сопротивления пациента психоаналитики предлагают использовать различные способы, например технику конфронтации. Исполь зуя конфронтацию, психоаналитик побуждает пациента к «встрече лицом к лицу» со своей проблемой. С помощью конфронтации внимание пациента привлекается «к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций, от ношений с внешним миром или чувств к терапевту без попытки их объясне ния или интерпретации» (Психоанализ, 1998, с. 240). В психоаналитической традиции конфронтация определяется как «одностороннее, директивное дей ствие терапевта, сообщение об объективном факте, о реальности, не меняю щейся от того, принимает ее пациент или нет» (там же). Даже само по себе взаимодействие пациента с аналитиком, сохраняющим душевное равновесие при столкновении с конфликтными и разрушительными тенденциями паци-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 7 9 ента, как считается в психоанализе, является конфронтацией, которая дает глубокий позитивный эффект. Оговаривается, что применение техники кон фронтации требует создания особых условий и соблюдения осторожности. (Очевидно, что конфронтационные приемы отличаются «жесткостью», «пси хохирургическим» характером, поэтому целесообразность их применения часто оспаривается психологами, которых, в свою очередь, «медико-ориенти рованные» психотерапевты упрекают в излишнем увлечении эмпатическими приемами, преувеличении значения «добрых» отношений с клиентами и да же в идентификации с их защитами [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 217]). Техника конфронтации является иллюстрацией «объективного» метода работы с «пациентом», используя который, аналитик исходит из своей вер сии «объективных фактов» и «реальности», независимо от отношения к ним самого пациента. Перемещая проблему субъекта в собственную, заданную психоаналитической теорией систему координат, психоаналитик превращает ее в нечто «внеположенное» субъекту. Психоаналитик лучше понимает суть проблемы пациента и сталкивает последнего со своим собственным понима нием этой проблемы. Тем самым психоаналитик становится своего рода по средником между человеком и его проблемой, которую он заставляет звучать, «говорить» (вспомним Лакана: «Бессознательное субъекта — это речь Друго го»). При этом психоаналитик — не нейтральная фигура, способствующая их диалогу, это «судья», «арбитр», который «на стороне проблемы». Она «ис тинна», поскольку соответствует психоаналитическим представлениям о за конах психического и личности, а сам человек — «вытесняющий» проблему, «сопротивляющийся» ей и психоаналитику, репрезентирующему в своем лице объективную реальность. По Фрейду, человек должен «договориться с реаль ностью». В этом «треугольнике» — пациент — проблема — психоаналитик — все исполнено противоречий и даже противодействия: пациент сопротивля ется осознанию своей проблемы и противодействует стимулирующему этот процесс психоаналитику, психоаналитик борется с вытеснением проблемы пациентом и преодолевает его противодействие психоаналитическому про цессу и самому психоаналитику. Пациент «не в ладах» ни со своей пробле мой, ни с психоаналитиком. Тот, в свою очередь, сражается и с сопротивлени ем пациента психоаналитическому исследованию и с его отношением к своей проблеме. Единственное не подвергающееся сомнению отношение — это пони мание психоаналитиком проблемы пациента и вера в то, что интеграция лич ности возможна при полной власти Эго над Ид: «Где было Ид, там будет Эго». Предоставим слово самому Фрейду: Вскрытие и выяснение бессознательного происходит при постоянном сопротивле нии больного. Выявление этого бессознательного связано с неприятным чувством, и вследствие этого неприятного чувства оно всегда снова отвергается. В этот кон фликт в душевной жизни больного вы и вмешиваетесь: если вам удастся довести больного до того, что он, руководствуясь более правильными взглядами, примиря-3 8 0 Часть III. Разрешение конфликтов ется с тем, что, вследствие автоматического регулирования чувством неудовольст вия, он до того отгонял от себя (вытеснял), то вы совершили известную воспита- тельную работу над ним (Фрейд, 1923, с. 26). Фрейд даже предлагает некоторую аналогию между «психоаналитическим лечением» и «перевоспитанием для преодоления внутренних сопротивлений» (с. 26-27). В этом небольшом фрагменте обращает на себя внимание то, что психо аналитик берет на себя миссию «доведения» больного до «более правильного взгляда» и «перевоспитания». Психоаналитик (как, впрочем, и любой психо терапевт или психолог) занимает позицию «третьей стороны» в столкнове нии человека со своей проблемой. Функция психоаналика как «третьей сто роны» — помочь человеку в его «борьбе» с бессознательным, направленной на «уничтожение» вытеснения и победу Эго, а сам психоанализ — это «инст румент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Победа бессозна тельного сменяется победой сознательного. И в этой борьбе психоаналитик принимает на себя функции арбитра, которому принадлежит последнее слово и право окончательного суждения в этом противостоянии. Приведенное описание относится к классическому психоанализу. По сви детельству Хорни, для него характерно то, что «главное внимание уделялось не личности и ее оптимальному варианту развития; главной целью было по нимание и возможное устранение явных расстройств. При этом анализ харак тера человека был только средством их устранения. Если же в результате та кой работы общее направление развития человека становилось благоприят нее, то это было скорее случайным, побочным результатом анализа» (Хорни, 1993, с. 224). Такой подход связан прежде всего с позицией Фрейда, который ...не уделял этому вопросу особого внимания, о чем можно судить по его работам. Главным образом он интересовался устранением невротических симптомов; изме нения в личности его интересовали лишь в той мере, в какой они гарантировали полное устранение симптомов. Таким образом, цель Фрейда можно сформулиро вать через отрицание: достижение «свободы от»... Теоретически неверие Фрейда в стремлении к саморазвитию связано с его постулатом, что «Я» — слабый посред ник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием (там же, с. 234-235). Именно ориентация на поиск патологии, отклонений и избавление чело века от них становится объектом критики многих психотерапевтов. Однако следующие поколения психоаналитиков расширили цели психо анализа, он перестал быть просто методом терапии невротических расстройств и начал рассматриваться как средство общего развития личности. Хорни на зывает это «позитивной целью психоанализа»: «освобождая личность от внут ренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных возможностей» (с. 234). Эта «позитивная цель психоанализа» стала основой Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 1 возникших на базе психоанализа различных вариантов психоаналитической психотерапии, использующих теорию, методы и приемы пси хоанализа, но отличающихся по отдельным па раметрам процедуры (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 390-397), в том числе и в понимании взаимоотношений клиента и те рапевта. Главное, что объединяет эти подходы, — это «психодинамический способ мышления», который «означает учет влияния бессознатель ных психических сил, взаимодействующих ди намически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения при способляемости, большей или меньшей адаптации» (с. 391). Для психодина мических направлений характерны те же представления о существовании бессознательных конфликтов, необходимости разрешения этих конфликтов через усиление Эго и его власти над Ид, о возможности позитивных измене ний через достижение инсайта. Используются те же классические методы — свободные ассоциации, анализ сновидений, сопротивления, переноса. И во многом сохраняется приверженность той же директивной модели поведения психотерапевта, когда он занимает активную доминирующую позицию, на правляет ход беседы, осуществляет интерпретации, задает «острые» вопросы и т. д. и тем самым через оказываемое им влияние реализует процесс психоте рапевтического воздействия. Мы обучены быть психологами-ищейками. Инстинкт велит нам «найти и уничто жить» — обнаружить психологическое нарушение, прицепить к нему ярлык и ис коренить его. Мы — «специалисты». Мы — обученный персонал, заслуживший право на защиту нормы разработкой и поддержанием типологии, которая опреде ляет всякие отклонения как душевную болезнь. По иронии судьбы, это выслежи вание отклонений основывается на такой модели нормы, которая в лучшем случае туманна и недифференцирована. Словно ученики чародея, мы оперируем смесью мудрости, технологии и невежества. Связанные преобладающими культурными традициями своих институциональных контекстов, мы исследуем патологию, по добно врачу, который пытается идентифицировать вирус, — формулируя все но вые определения отклонений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психоаналитическая работа с конфликтом» з дисципліни «Психологія конфлікту»