ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Психоаналитическая работа с конфликтом
Обращение к описаниям конфликта и его феноменологии в психоаналитиче­
ской традиции требует известной осторожности. Как уже отмечалось, специ­
фичность используемых ею понятий, методов диагностики и интерпретации
конфликтной феноменологии сужает возможности корректного соотнесения
психоаналитического материала с иными психологическими концепциями
и построениями. В основе психоаналитической работы в ее классическом ва­
рианте лежит то, что может быть названо общемедицинской моделью работы 3 7 8 Часть Hi. Разрешение конфликтов
с пациентом. Под ней мы имеем в виду ту ситуацию, когда врач, обследуя
больного, выслушивая его жалобы, задавая вопросы и т. д., на основе извест­
ных симптомов ставит диагноз (который он может сообщить пациенту, а мо­
жет и не сообщать, если считает это травмирующим), определяет схему лече­
ния, которая должна привести к ясному для него результату (идеальный
вариант которого может быть заранее обозначен как полное выздоровление).
Далее врач реализует эту схему в виде соответствующих процедур. Идея не­
обходимости активности самого пациента, его сотрудничества с врачом, его
собственной «работы» по преодолению своей болезни принципиально ничего
не меняет в этой модели. Психоаналитик, опираясь на «симптомы», которые
по Фрейду понимаются как «образующиеся под давлением психического кон­
фликта бесполезные или вредные акты, часто составляющие предмет отвра­
щения и жалоб страдающего ими лица и связанные для него с неприятностя­
ми и мучениями» (цит. по: Овчаренко, 1994, с. 216), «ставит диагноз», исходя
из известных ему схем возникновения патологии, и далее использует отрабо­
танные в психоанализе методики и техники для ее преодоления. Терапевти­
ческое воздействие психоанализа состоит в том, что «приближая бессозна­
тельное к сознательному, мы уничтожаем вытеснение, устраняем условия для
образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный,
который каким-то образом должен найти разрешение» (Фрейд, 1989, с. 278).
«Уничтожение» (Фрейд) вытеснения требует преодоления сопротивле­
ния, которое поддерживает вытеснение. Именно сопротивление приводит к
тому, что в процессе психоаналитической терапии имеет место неосознавае­
мое противодействие пациента врачу и выздоровлению. По Фрейду, «вся
психоаналитическая теория, собственно, построена на признании сопротив­
ления, которое оказывает нам пациент при попытке сделать сознательным
его бессознательное» (с. 342). Описания практики работы психоанализа изо­
билуют примерами разных форм сопротивления пациента: от проявлений
прямой враждебности в адрес аналитика до «быстрого выздоровления» и
«бегства в здоровье», когда исчезновение симптомов есть всего лишь следст­
вие неосознанного желания пациента избежать дальнейшего психоаналити­
ческого исследования.
Для преодоления сопротивления пациента психоаналитики предлагают
использовать различные способы, например технику конфронтации. Исполь­
зуя конфронтацию, психоаналитик побуждает пациента к «встрече лицом
к лицу» со своей проблемой. С помощью конфронтации внимание пациента
привлекается «к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций, от­
ношений с внешним миром или чувств к терапевту без попытки их объясне­
ния или интерпретации» (Психоанализ, 1998, с. 240). В психоаналитической
традиции конфронтация определяется как «одностороннее, директивное дей­
ствие терапевта, сообщение об объективном факте, о реальности, не меняю­
щейся от того, принимает ее пациент или нет» (там же). Даже само по себе
взаимодействие пациента с аналитиком, сохраняющим душевное равновесие
при столкновении с конфликтными и разрушительными тенденциями паци-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 7 9
ента, как считается в психоанализе, является конфронтацией, которая дает
глубокий позитивный эффект. Оговаривается, что применение техники кон­
фронтации требует создания особых условий и соблюдения осторожности.
(Очевидно, что конфронтационные приемы отличаются «жесткостью», «пси­
хохирургическим» характером, поэтому целесообразность их применения
часто оспаривается психологами, которых, в свою очередь, «медико-ориенти­
рованные» психотерапевты упрекают в излишнем увлечении эмпатическими
приемами, преувеличении значения «добрых» отношений с клиентами и да­
же в идентификации с их защитами [Психотерапевтическая энциклопедия,
1998, с. 217]).
Техника конфронтации является иллюстрацией «объективного» метода
работы с «пациентом», используя который, аналитик исходит из своей вер­
сии «объективных фактов» и «реальности», независимо от отношения к ним
самого пациента. Перемещая проблему субъекта в собственную, заданную
психоаналитической теорией систему координат, психоаналитик превращает
ее в нечто «внеположенное» субъекту. Психоаналитик лучше понимает суть
проблемы пациента и сталкивает последнего со своим собственным понима­
нием этой проблемы. Тем самым психоаналитик становится своего рода по­
средником между человеком и его проблемой, которую он заставляет звучать,
«говорить» (вспомним Лакана: «Бессознательное субъекта — это речь Друго­
го»). При этом психоаналитик — не нейтральная фигура, способствующая их
диалогу, это «судья», «арбитр», который «на стороне проблемы». Она «ис­
тинна», поскольку соответствует психоаналитическим представлениям о за­
конах психического и личности, а сам человек — «вытесняющий» проблему,
«сопротивляющийся» ей и психоаналитику, репрезентирующему в своем лице
объективную реальность. По Фрейду, человек должен «договориться с реаль­
ностью». В этом «треугольнике» — пациент — проблема — психоаналитик —
все исполнено противоречий и даже противодействия: пациент сопротивля­
ется осознанию своей проблемы и противодействует стимулирующему этот
процесс психоаналитику, психоаналитик борется с вытеснением проблемы
пациентом и преодолевает его противодействие психоаналитическому про­
цессу и самому психоаналитику. Пациент «не в ладах» ни со своей пробле­
мой, ни с психоаналитиком. Тот, в свою очередь, сражается и с сопротивлени­
ем пациента психоаналитическому исследованию и с его отношением к своей
проблеме. Единственное не подвергающееся сомнению отношение — это пони­
мание психоаналитиком проблемы пациента и вера в то, что интеграция лич­
ности возможна при полной власти Эго над Ид: «Где было Ид, там будет Эго».
Предоставим слово самому Фрейду:
Вскрытие и выяснение бессознательного происходит при постоянном сопротивле­
нии больного. Выявление этого бессознательного связано с неприятным чувством,
и вследствие этого неприятного чувства оно всегда снова отвергается. В этот кон­
фликт в душевной жизни больного вы и вмешиваетесь: если вам удастся довести
больного до того, что он, руководствуясь более правильными взглядами, примиря-3 8 0 Часть III. Разрешение конфликтов
ется с тем, что, вследствие автоматического регулирования чувством неудовольст­
вия, он до того отгонял от себя (вытеснял), то вы совершили известную воспита-
тельную работу над ним (Фрейд, 1923, с. 26).
Фрейд даже предлагает некоторую аналогию между «психоаналитическим
лечением» и «перевоспитанием для преодоления внутренних сопротивлений»
(с. 26-27).
В этом небольшом фрагменте обращает на себя внимание то, что психо­
аналитик берет на себя миссию «доведения» больного до «более правильного
взгляда» и «перевоспитания». Психоаналитик (как, впрочем, и любой психо­
терапевт или психолог) занимает позицию «третьей стороны» в столкнове­
нии человека со своей проблемой. Функция психоаналика как «третьей сто­
роны» — помочь человеку в его «борьбе» с бессознательным, направленной
на «уничтожение» вытеснения и победу Эго, а сам психоанализ — это «инст­
румент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Победа бессозна­
тельного сменяется победой сознательного. И в этой борьбе психоаналитик
принимает на себя функции арбитра, которому принадлежит последнее слово
и право окончательного суждения в этом противостоянии.
Приведенное описание относится к классическому психоанализу. По сви­
детельству Хорни, для него характерно то, что «главное внимание уделялось
не личности и ее оптимальному варианту развития; главной целью было по­
нимание и возможное устранение явных расстройств. При этом анализ харак­
тера человека был только средством их устранения. Если же в результате та­
кой работы общее направление развития человека становилось благоприят­
нее, то это было скорее случайным, побочным результатом анализа» (Хорни,
1993, с. 224).
Такой подход связан прежде всего с позицией Фрейда, который
...не уделял этому вопросу особого внимания, о чем можно судить по его работам.
Главным образом он интересовался устранением невротических симптомов; изме­
нения в личности его интересовали лишь в той мере, в какой они гарантировали
полное устранение симптомов. Таким образом, цель Фрейда можно сформулиро­
вать через отрицание: достижение «свободы от»... Теоретически неверие Фрейда
в стремлении к саморазвитию связано с его постулатом, что «Я» — слабый посред­
ник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром
и запрещающим сознанием (там же, с. 234-235).
Именно ориентация на поиск патологии, отклонений и избавление чело­
века от них становится объектом критики многих психотерапевтов.
Однако следующие поколения психоаналитиков расширили цели психо­
анализа, он перестал быть просто методом терапии невротических расстройств
и начал рассматриваться как средство общего развития личности. Хорни на­
зывает это «позитивной целью психоанализа»: «освобождая личность от внут­
ренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных
возможностей» (с. 234). Эта «позитивная цель психоанализа» стала основой Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 1
возникших на базе психоанализа различных
вариантов психоаналитической психотерапии,
использующих теорию, методы и приемы пси­
хоанализа, но отличающихся по отдельным па­
раметрам процедуры (Психотерапевтическая
энциклопедия, 1998, с. 390-397), в том числе и
в понимании взаимоотношений клиента и те­
рапевта.
Главное, что объединяет эти подходы, —
это «психодинамический способ мышления»,
который «означает учет влияния бессознатель­
ных психических сил, взаимодействующих ди­
намически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения при­
способляемости, большей или меньшей адаптации» (с. 391). Для психодина­
мических направлений характерны те же представления о существовании
бессознательных конфликтов, необходимости разрешения этих конфликтов
через усиление Эго и его власти над Ид, о возможности позитивных измене­
ний через достижение инсайта. Используются те же классические методы —
свободные ассоциации, анализ сновидений, сопротивления, переноса. И во
многом сохраняется приверженность той же директивной модели поведения
психотерапевта, когда он занимает активную доминирующую позицию, на­
правляет ход беседы, осуществляет интерпретации, задает «острые» вопросы
и т. д. и тем самым через оказываемое им влияние реализует процесс психоте­
рапевтического воздействия.
Мы обучены быть психологами-ищейками. Инстинкт велит нам «найти и уничто­
жить» — обнаружить психологическое нарушение, прицепить к нему ярлык и ис­
коренить его. Мы — «специалисты». Мы — обученный персонал, заслуживший
право на защиту нормы разработкой и поддержанием типологии, которая опреде­
ляет всякие отклонения как душевную болезнь. По иронии судьбы, это выслежи­
вание отклонений основывается на такой модели нормы, которая в лучшем случае
туманна и недифференцирована. Словно ученики чародея, мы оперируем смесью
мудрости, технологии и невежества. Связанные преобладающими культурными
традициями своих институциональных контекстов, мы исследуем патологию, по­
добно врачу, который пытается идентифицировать вирус, — формулируя все но­
вые определения отклонений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психоаналитическая работа с конфликтом» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Адресація повідомлень в системах електронної пошти
Що таке GSM?
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 975 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП