К ним конфликтологи в основном от носят коммуникативные навыки и навыки принятия решений — конструк тивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способ ность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др. Эффективная коммуникация — решающий инструмент конструктивного управления конфликтами. Теоретики, занимавшиеся проблемами коммуникации как универсальной основы человеческой общности, например социологи Чикагской школы, вы соко оценивали потенциальные возможности конфликта: «Конфликт содер жит в себе возможность разговора по существу» (Берг, 1992, с. 173). Анало гичной позиции придерживается Ю. Хабермас: «...Конфликт, соревнование и стратегические действия вообще основываются на коммуникативном поведе нии, направленном на достижение взаимопонимания (verstandigungorientiert). Язык — это средство, благодаря которому можно достичь такого понимания» (Монсон, 1992, с. 326). Более того, по Хабермасу, «в языке заключается, хо тим мы того или нет, стремление к взаимопониманию... Смысл (языка. — Н. Г.) заключается в том, что мы стремимся быть понятыми или достичь взаи мопонимания друг с другом...» (с. 328).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Навыки управления конфликтом» з дисципліни «Психологія конфлікту»