ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Начало практической работы с конфликтами
Обращение социальных ученых к практической работе с конфликтами пред­
полагало принятие иной профессиональной позиции по отношению к изучае­
мым явлениям. Традиционная точка зрения основывается на необходимости
беспристрастной позиции ученого, обязанного позаботиться о том, чтобы да­
же методы исследования не оказали косвенного влияния на изучаемые явле­
ния. Но специалисты — особенно сегодня — не всегда хотят оставаться равно­
душными регистраторами происходящих процессов. Например, с позиции
так называемой «активистской социологии» французской школы
...социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы, которую он
считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники конфликта посто­
янно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе
отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими средствами
они собираются пользоваться и пользуются на самом деле» (Здравомыслов, 1995,
с. 10-11).
Эта точка зрения находит поддержку и у отечественных социологов.
С аналогичными трудностями в определении своего отношения к пробле­
мам общества столкнулись и психологи. Исследование структуры профес­
сионального самосознания итальянских психологов начала 80-х годов выяви­
ло несколько типов их профессиональной идентичности. Острота социаль­
ных проблем тогдашнего итальянского общества и его ожидания, связанные
с участием ученых в решении этих проблем, инспирировали формирование
позиции, в соответствии с которой «психолог должен, прежде всего, выявить
и устранить социальные корни человеческих страданий, иными словами,
включившись в активную политическую борьбу, способствовать изменению
провоцирующих их обстоятельств» (Донцов и др., 1996, с. 9). Тип профессио­
нального самосознания, противоположный данному, — это междисциплинар­
ный эксперт, диагностирующий социальные проблемы и изучающий возмож­
ные пути их разрешения. Придерживаясь подобной позиции, психолог также
ориентируется на работу с общественными проблемами, признавая познание
и преобразование социальной реальности в качестве своей главной задачи,
однако инструмент его деятельности — не активное личное участие в реше­
нии социальных проблем, а использование чисто профессиональных мето­
дов. (Другим типам профессионального сознания психологов, ориентирован­
ных на работу с личностью и ее проблемами, соответствуют психотерапевты,
инструментом работы которых является собственная личность, и клиниче­
ские психологи, выступающие скорее как эксперты, вооруженные профессио­
нальными приемами психодиагностики и коррекции.)
Неправомерно было бы ставить вопрос о приоритете той или иной пози­
ции — совершенно очевидно, что современная психология лишь выигрывает
от разнообразия и сочетания различных видов профессиональной деятельно­
сти психологов. Более того, отказ от какого-либо из этих видов существенно 3 2 8 Часть III. Разрешение конфликтов
сократил бы практические возможности психологии и, в конечном счете, су­
зил бы пространство и перспективы ее дальнейшего развития.
Первые попытки организации практической работы по предотвращению
и разрешению социальных конфликтов связаны с именем К. Левина, когда-то
давшего классическое описание основных типов конфликта, а в последние го­
ды своей профессиональной деятельности по­
святившего себя поискам практического при­
менения своих теоретических разработок.
Левин стал одним из основателей «Жур­
нала социальных проблем» (Journal of Social
Issues) и Общества психологических исследо­
ваний социальных проблем (Society for the
Psychological Study of Social Issues). По сви­
детельству его дочери, обращение Левина к
проблемам общественной жизни было след­
ствием пережитых им и его семьей потрясе­
ний, гибели его матери и других родных от
рук фашистов (Lewin M., 1992). Систематическое, предпочтительно экспери­
ментальное исследование социальных проблем и попытки их решения Левин
объединил в парадигму активного исследования. По замыслу автора, она ха­
рактеризуется следующими чертами: 1) циклический процесс планирования,
действия и оценки; 2) пролонгированная обратная связь результатов иссле­
дования со всеми вовлеченными сторонами, включая клиентов; 3) коопера­
ция исследователей, практиков и клиентов через весь процесс с самого начала;
4) приложение принципов, управляющих социальной жизнью и групповым
принятием решений; 5) принятие во внимание различий в ценностных систе­
мах и структурах власти всех сторон, вовлеченных в исследование и 6) одно­
временное использование активного исследования для решения проблем
и порождения нового знания.
Парадигма «активного действия» была описана Левином в его последних
работах, и он стремился к ее активному внедрению в различных областях.
Однако, по свидетельству его учеников, она не получила при жизни Левина
широкого распространения, возможно в силу преобладания канонов позити­
вистской «нормальной науки», доминировавшей в академическом мире. Ле­
вин отдавал себе отчет относительно возможного скептицизма, связанного
с сочетанием фундаментальных исследований и практических приложений.
Возникает вопрос, не приведет ли взаимосвязь между теоретической социальной
наукой и практическими потребностями общества к снижению научного уровня.
<...> Психологи относительно недавно признали необходимость теоретического
подхода, и возникают опасения, что обращение к прикладным проблемам войны
задержит это развитие. Изучающий групповую жизнь должен осознавать эту опас­
ность и еще большую опасность оказаться на службе социальных интересов одной
из сторон. Мы не должны, однако, пытаться повернуть время вспять и воздержи­
ваться от научного движения, если мы готовы к нему. Мы должны смотреть впе-
Исследование, необходимое для соци­
альной практики... это тип исследова­
тельского действия, сравнительного
исследования условий и эффектов раз­
личных форм социального действия и
исследования, ведущего к социальному
действию. Исследование, которое не со­
здает ничего, кроме книг, не будет до­
статочным (удовлетворительным).
К. Левин Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 2 9
ред, и я убежден, что если ученый действует правильно, тесная связь с практикой
принесет свои плоды для развития теории (цит. по: Deutsch, 1992, р. 37).
Со временем, однако, интерес к идеям Левина начинает возрастать. По
оценке Арджириса, в период с 1980 по 1989 год в ведущем реферативном пси­
хологическом журнале (Psychological Abstracts) было опубликовано около
НО статей, отражающих активное исследование, или «активную науку»,
и это, возможно, неполный перечень (Bargal et al., 1992). В специальном вы­
пуске «Журнала социальных проблем», посвященном наследию К. Левина,
Бэргэл и Бэр рассказывают об опыте применения теории поля в работе по
управлению конфликтами в группах арабо-палестинской и еврейской моло­
дежи. За время существования этой школы в ее работе приняли участие око­
ло пяти тысяч молодых людей, представляющих обе стороны. Трехдневная
работа группы начинается с сессии, на которой участники высказывают свои
пожелания и вместе с тренерами создают программу занятий. Используются
разнообразные игры и приемы, объединяющие участников разных нацио­
нальностей. Второй день работы посвящен знакомству с культурой друг дру­
га, например с такими вопросами, как взаимоотношения между родителями и
детьми, юношами и девушками. На третий день предметом основного внима­
ния становится проблема формирования идентичности. Обсуждаются поли­
тические и социальные аспекты самоидентичности, предрассудки, стереотипы,
дискриминация. Благодаря складывающимся отношениям между членами
группы возможна коррекция ошибочных и разрушающих установок. Теоре­
тическую опору этой работы авторы видят в трудах Левина, посвященных эт­
нической идентичности и отношениям большинства и меньшинства, в его
теории индивидуального изменения в группе, а также в принципах действен­
ного исследования (Bargal, Bar, 1992).
Одна из первых практических попыток решения задачи по улучшению от­
ношений — это эксперимент Дж. Морено, проведенный в начале 30-х годов в
государственной учебно-воспитательной колонии (город Хадсон, штат Нью-
Йорк). В этой колонии находилось около пятисот девушек из неблагополуч­
ных семей, чье поведение было деликвентным. Девушки проживали группа­
ми в отдельных домах. Для решения реабилитационных задач были созданы
самые благоприятные условия жизни, учебы, занятий спортом, овладения
профессиональными навыками и т. д. Однако между отдельными группами
девушек, а также между колонистками в целом и руководством сложились
напряженные отношения; кроме этого, не прекращались попытки побега,
а успеваемость была низкой.
Прежде всего было проведено тщательное социометрическое обследова­
ние всех групп девушек. Благодаря ему были выявлены те из них, кто оказал­
ся в изоляции, был отвергаем или, наоборот, имел особое влияние на группу.
Дальше Морено прибег к психодраме, включавшей в том числе и обмен роля­
ми между «звездами» и «изгоями» группы. Чувства сопереживания по отно­
шению к последним, возникавшие у участников группы во время психодрамы, 3 3 0 Часть III. Разрешение конфликтов
становились основой постепенного возникновения солидарности в группе.
Если этого не происходило, то девушек перемещали из одной группы в дру­
гую на основе социометрических показателей. Когда основной конфликт раз­
вивался между группой и администрацией, психодрама концентрировалась
на группе в целом.
Данный эксперимент Морено рассматривается как успешное соединение
социотерапии и психотерапии, впервые реализовавшее на практике концеп­
цию терапевтического сообщества (Лейтц, 1994).
Еще один пример психологического проекта по улучшению отношений
между людьми — это созданный в Гарварде Исследовательский центр по сози­
дательному альтруизму. Его возникновение было результатом усилий П. Со­
рокина, одного из крупнейших социологов своего времени, пережившего раз­
очарование в возможности эффективного использования политических,
культурных, религиозных и идеологических средств смягчения социальных
и, прежде всего, военных конфликтов. Он выдвигает чисто психологическую
задачу «значительного увеличения бескорыстной, созидательной любви во
внешне проявляемом поведении, межличностных и межгрупповых взаимоот­
ношениях в общественных институтах и культуре в целом», без чего «проч­
ный мир и гармония между людьми невозможны» (Сорокин, 1991, с. 217). Ре­
зультатом исследовательской работы Центра стала серия работ Сорокина
и его коллег, посвященная описанию и изучению феномена альтруизма и со­
зидающей любви, которые укрепили его в убеждении, что это именно та сила,
которая способна предотвращать агрессию и изменять враждебные отноше­
ния на дружеские. При этом он не ограничился чисто теоретическим изуче­
нием интересовавших его проблем, но предпринял экспериментальную про­
верку эффективности «метода добрых дел»:
Мы выбрали пять пар студентов. Партнеры в каждой паре ненавидели друг друга.
Мы поставили себе задачу изменить (за три месяца) эти неприязненные отноше­
ния на дружественные с помощью метода «добрых дел». Убедив одного из партне­
ров в каждой паре попытаться продемонстрировать дружественные действия по
отношению к другому партнеру, мы затем наблюдали, что получится. Дружествен­
ные жесты включали приглашения пообедать вместе, сходить в кино, потанцевать
и так далее. Нас интересовало, какие изменения возникают в поведении обоих
партнеров, и возникают ли вообще, на основе раз за разом повторяемых «добрых
поступков». Опуская подробности, скажу, что мы сделали четыре пары друзьями,
а партнеры пятой стали относится друг к другу нейтрально (там же, с. 229).
Аналогичные исследования были выполнены среди пациентов психиатри­
ческой клиники, заключенных и т. д. Результат был тем же, что доказывало
эффективность применения метода «добрых поступков». Дело остается за
малым — убедить людей делать добрые дела. В США создается Исследова­
тельское общество по созидательному альтруизму (1955), которое с успехом
проводит конференцию, посвященную Новому знанию о человеческих цен­
ностях. Однако оно, по словам Сорокина, «после нескольких лет тихого су-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 3 1
ществования так же тихо скончалось», поскольку «господствующий во всем
мире климат нетерпимости и вражды между людьми из-за их личного или
группового эгоизма оказался совершенно непригодным для возделывания
прекрасного сада бескорыстной, созидающей любви» (там же, с. 236).
Отсутствие опыта активных практических действий, скептицизм и сомне­
ния, связанные с прямым участием ученых в общественной жизни и решении
социальных проблем, и даже первые неудачи, однако, уже не могли ничего
изменить в принципиальном выборе учеными активной позиции по отноше­
нию к практической необходимости решения социальных конфликтов и ра­
боты с ними.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Начало практической работы с конфликтами» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Лексикографія і словники
Факторинг
Настройка параметрів модемів
Особливості вживання деяких відмінкових закінчень іменників
Аудит податків. Мета і завдання аудиту


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 702 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП