Обращение социальных ученых к практической работе с конфликтами пред полагало принятие иной профессиональной позиции по отношению к изучае мым явлениям. Традиционная точка зрения основывается на необходимости беспристрастной позиции ученого, обязанного позаботиться о том, чтобы да же методы исследования не оказали косвенного влияния на изучаемые явле ния. Но специалисты — особенно сегодня — не всегда хотят оставаться равно душными регистраторами происходящих процессов. Например, с позиции так называемой «активистской социологии» французской школы ...социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники конфликта посто янно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на самом деле» (Здравомыслов, 1995, с. 10-11). Эта точка зрения находит поддержку и у отечественных социологов. С аналогичными трудностями в определении своего отношения к пробле мам общества столкнулись и психологи. Исследование структуры профес сионального самосознания итальянских психологов начала 80-х годов выяви ло несколько типов их профессиональной идентичности. Острота социаль ных проблем тогдашнего итальянского общества и его ожидания, связанные с участием ученых в решении этих проблем, инспирировали формирование позиции, в соответствии с которой «психолог должен, прежде всего, выявить и устранить социальные корни человеческих страданий, иными словами, включившись в активную политическую борьбу, способствовать изменению провоцирующих их обстоятельств» (Донцов и др., 1996, с. 9). Тип профессио нального самосознания, противоположный данному, — это междисциплинар ный эксперт, диагностирующий социальные проблемы и изучающий возмож ные пути их разрешения. Придерживаясь подобной позиции, психолог также ориентируется на работу с общественными проблемами, признавая познание и преобразование социальной реальности в качестве своей главной задачи, однако инструмент его деятельности — не активное личное участие в реше нии социальных проблем, а использование чисто профессиональных мето дов. (Другим типам профессионального сознания психологов, ориентирован ных на работу с личностью и ее проблемами, соответствуют психотерапевты, инструментом работы которых является собственная личность, и клиниче ские психологи, выступающие скорее как эксперты, вооруженные профессио нальными приемами психодиагностики и коррекции.) Неправомерно было бы ставить вопрос о приоритете той или иной пози ции — совершенно очевидно, что современная психология лишь выигрывает от разнообразия и сочетания различных видов профессиональной деятельно сти психологов. Более того, отказ от какого-либо из этих видов существенно 3 2 8 Часть III. Разрешение конфликтов сократил бы практические возможности психологии и, в конечном счете, су зил бы пространство и перспективы ее дальнейшего развития. Первые попытки организации практической работы по предотвращению и разрешению социальных конфликтов связаны с именем К. Левина, когда-то давшего классическое описание основных типов конфликта, а в последние го ды своей профессиональной деятельности по святившего себя поискам практического при менения своих теоретических разработок. Левин стал одним из основателей «Жур нала социальных проблем» (Journal of Social Issues) и Общества психологических исследо ваний социальных проблем (Society for the Psychological Study of Social Issues). По сви детельству его дочери, обращение Левина к проблемам общественной жизни было след ствием пережитых им и его семьей потрясе ний, гибели его матери и других родных от рук фашистов (Lewin M., 1992). Систематическое, предпочтительно экспери ментальное исследование социальных проблем и попытки их решения Левин объединил в парадигму активного исследования. По замыслу автора, она ха рактеризуется следующими чертами: 1) циклический процесс планирования, действия и оценки; 2) пролонгированная обратная связь результатов иссле дования со всеми вовлеченными сторонами, включая клиентов; 3) коопера ция исследователей, практиков и клиентов через весь процесс с самого начала; 4) приложение принципов, управляющих социальной жизнью и групповым принятием решений; 5) принятие во внимание различий в ценностных систе мах и структурах власти всех сторон, вовлеченных в исследование и 6) одно временное использование активного исследования для решения проблем и порождения нового знания. Парадигма «активного действия» была описана Левином в его последних работах, и он стремился к ее активному внедрению в различных областях. Однако, по свидетельству его учеников, она не получила при жизни Левина широкого распространения, возможно в силу преобладания канонов позити вистской «нормальной науки», доминировавшей в академическом мире. Ле вин отдавал себе отчет относительно возможного скептицизма, связанного с сочетанием фундаментальных исследований и практических приложений. Возникает вопрос, не приведет ли взаимосвязь между теоретической социальной наукой и практическими потребностями общества к снижению научного уровня. <...> Психологи относительно недавно признали необходимость теоретического подхода, и возникают опасения, что обращение к прикладным проблемам войны задержит это развитие. Изучающий групповую жизнь должен осознавать эту опас ность и еще большую опасность оказаться на службе социальных интересов одной из сторон. Мы не должны, однако, пытаться повернуть время вспять и воздержи ваться от научного движения, если мы готовы к нему. Мы должны смотреть впе- Исследование, необходимое для соци альной практики... это тип исследова тельского действия, сравнительного исследования условий и эффектов раз личных форм социального действия и исследования, ведущего к социальному действию. Исследование, которое не со здает ничего, кроме книг, не будет до статочным (удовлетворительным). К. Левин Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 2 9 ред, и я убежден, что если ученый действует правильно, тесная связь с практикой принесет свои плоды для развития теории (цит. по: Deutsch, 1992, р. 37). Со временем, однако, интерес к идеям Левина начинает возрастать. По оценке Арджириса, в период с 1980 по 1989 год в ведущем реферативном пси хологическом журнале (Psychological Abstracts) было опубликовано около НО статей, отражающих активное исследование, или «активную науку», и это, возможно, неполный перечень (Bargal et al., 1992). В специальном вы пуске «Журнала социальных проблем», посвященном наследию К. Левина, Бэргэл и Бэр рассказывают об опыте применения теории поля в работе по управлению конфликтами в группах арабо-палестинской и еврейской моло дежи. За время существования этой школы в ее работе приняли участие око ло пяти тысяч молодых людей, представляющих обе стороны. Трехдневная работа группы начинается с сессии, на которой участники высказывают свои пожелания и вместе с тренерами создают программу занятий. Используются разнообразные игры и приемы, объединяющие участников разных нацио нальностей. Второй день работы посвящен знакомству с культурой друг дру га, например с такими вопросами, как взаимоотношения между родителями и детьми, юношами и девушками. На третий день предметом основного внима ния становится проблема формирования идентичности. Обсуждаются поли тические и социальные аспекты самоидентичности, предрассудки, стереотипы, дискриминация. Благодаря складывающимся отношениям между членами группы возможна коррекция ошибочных и разрушающих установок. Теоре тическую опору этой работы авторы видят в трудах Левина, посвященных эт нической идентичности и отношениям большинства и меньшинства, в его теории индивидуального изменения в группе, а также в принципах действен ного исследования (Bargal, Bar, 1992). Одна из первых практических попыток решения задачи по улучшению от ношений — это эксперимент Дж. Морено, проведенный в начале 30-х годов в государственной учебно-воспитательной колонии (город Хадсон, штат Нью- Йорк). В этой колонии находилось около пятисот девушек из неблагополуч ных семей, чье поведение было деликвентным. Девушки проживали группа ми в отдельных домах. Для решения реабилитационных задач были созданы самые благоприятные условия жизни, учебы, занятий спортом, овладения профессиональными навыками и т. д. Однако между отдельными группами девушек, а также между колонистками в целом и руководством сложились напряженные отношения; кроме этого, не прекращались попытки побега, а успеваемость была низкой. Прежде всего было проведено тщательное социометрическое обследова ние всех групп девушек. Благодаря ему были выявлены те из них, кто оказал ся в изоляции, был отвергаем или, наоборот, имел особое влияние на группу. Дальше Морено прибег к психодраме, включавшей в том числе и обмен роля ми между «звездами» и «изгоями» группы. Чувства сопереживания по отно шению к последним, возникавшие у участников группы во время психодрамы, 3 3 0 Часть III. Разрешение конфликтов становились основой постепенного возникновения солидарности в группе. Если этого не происходило, то девушек перемещали из одной группы в дру гую на основе социометрических показателей. Когда основной конфликт раз вивался между группой и администрацией, психодрама концентрировалась на группе в целом. Данный эксперимент Морено рассматривается как успешное соединение социотерапии и психотерапии, впервые реализовавшее на практике концеп цию терапевтического сообщества (Лейтц, 1994). Еще один пример психологического проекта по улучшению отношений между людьми — это созданный в Гарварде Исследовательский центр по сози дательному альтруизму. Его возникновение было результатом усилий П. Со рокина, одного из крупнейших социологов своего времени, пережившего раз очарование в возможности эффективного использования политических, культурных, религиозных и идеологических средств смягчения социальных и, прежде всего, военных конфликтов. Он выдвигает чисто психологическую задачу «значительного увеличения бескорыстной, созидательной любви во внешне проявляемом поведении, межличностных и межгрупповых взаимоот ношениях в общественных институтах и культуре в целом», без чего «проч ный мир и гармония между людьми невозможны» (Сорокин, 1991, с. 217). Ре зультатом исследовательской работы Центра стала серия работ Сорокина и его коллег, посвященная описанию и изучению феномена альтруизма и со зидающей любви, которые укрепили его в убеждении, что это именно та сила, которая способна предотвращать агрессию и изменять враждебные отноше ния на дружеские. При этом он не ограничился чисто теоретическим изуче нием интересовавших его проблем, но предпринял экспериментальную про верку эффективности «метода добрых дел»: Мы выбрали пять пар студентов. Партнеры в каждой паре ненавидели друг друга. Мы поставили себе задачу изменить (за три месяца) эти неприязненные отноше ния на дружественные с помощью метода «добрых дел». Убедив одного из партне ров в каждой паре попытаться продемонстрировать дружественные действия по отношению к другому партнеру, мы затем наблюдали, что получится. Дружествен ные жесты включали приглашения пообедать вместе, сходить в кино, потанцевать и так далее. Нас интересовало, какие изменения возникают в поведении обоих партнеров, и возникают ли вообще, на основе раз за разом повторяемых «добрых поступков». Опуская подробности, скажу, что мы сделали четыре пары друзьями, а партнеры пятой стали относится друг к другу нейтрально (там же, с. 229). Аналогичные исследования были выполнены среди пациентов психиатри ческой клиники, заключенных и т. д. Результат был тем же, что доказывало эффективность применения метода «добрых поступков». Дело остается за малым — убедить людей делать добрые дела. В США создается Исследова тельское общество по созидательному альтруизму (1955), которое с успехом проводит конференцию, посвященную Новому знанию о человеческих цен ностях. Однако оно, по словам Сорокина, «после нескольких лет тихого су-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 3 1 ществования так же тихо скончалось», поскольку «господствующий во всем мире климат нетерпимости и вражды между людьми из-за их личного или группового эгоизма оказался совершенно непригодным для возделывания прекрасного сада бескорыстной, созидающей любви» (там же, с. 236). Отсутствие опыта активных практических действий, скептицизм и сомне ния, связанные с прямым участием ученых в общественной жизни и решении социальных проблем, и даже первые неудачи, однако, уже не могли ничего изменить в принципиальном выборе учеными активной позиции по отноше нию к практической необходимости решения социальных конфликтов и ра боты с ними.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Начало практической работы с конфликтами» з дисципліни «Психологія конфлікту»