ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Модели развития межличностной конфликтной ситуации
Большинство типологий конфликта основано либо на характеристиках его
сторон (таковы распространенные в западной социологии классификации,
выделяющие различные уровни конфликта, например 18-уровневая струк­
турная классификация С. Чейза, охватывающая конфликтные явления от
внутриличностного и межличностного уровней до конфликтов между госу­
дарствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Восток—Запад), либо
на причинах конфликтов (обычно в рамках одного его вида, например причи­
ны организационных конфликтов), либо на сочетании того и другого. Однако
статичные характеристики, положенные в основу подобных типологий, огра­
ничивают их диагностические возможности; распространенность подобных
схем может быть объяснена только относительной легкостью их построения.
Гораздо заманчивее и перспективнее было бы различение типов конфлик­
тов, основанное на их динамике, внутренней структуре и т. д. Одна из наибо­
лее известных попыток этого рода осуществлена А. Рапопортом, выделяю­
щим такие типы конфликтов, как «борьба», «игры» и «дебаты» (Rapoport,
1974). Он пытается описать эти типы конфликтов на основании различия их
характеристик, используя при этом и разные подходы, и разные объяснитель­
ные ключи. Так, «борьба», по мнению автора, лучше описывается с помощью
психологических концепций агрессии, «игры» — на основе теории игр и дру­
гих математических моделей, «дебаты» должны изучаться с помощью теории
Павлова, Фрейда и т. д. По словам К. Финка, типология Рапопорта «это не
эмпирические классы конфликта как явления, а, скорее, идеальные типы,
представляющие три различные совокупности общих предположений о струк­
туре и динамике конфликтных ситуаций» (цит. по: Доронина, 1981, с. 71).
Нередко описание разных «форм» конфликтных ситуаций можно найти
в популярной литературе по практическим проблемам общения людей с по­
нятным для такого рода литературы интересом к «типам». Так, Е. Мелибруда
говорит о разных формах столкновений между людьми. Часто эти столкнове­
ния проявляются в виде борьбы противников; «другие формы столкновений
больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков — главное, к чему
стремятся партнеры, — это доказать свое преимущество над другими»; быва­
ют также интеллектуальные споры, конфронтации разных позиций и т. д.
(Мелибруда, 1986, с. 19-20). Автор не приводит никаких критериев различе­
ния этих видов конфликтов, неочевидны (точнее, различны) и основания, по
которым оно проводится; впрочем, возможно, подобные требования излишни
к работам популярного жанра. Глава 8. Конфликтное взаимодействие 3 1 1
Очевидно, однако, что попытки увидеть разные «формы» конфликтных
ситуаций как в вышеупомянутых работах, так и в работах других авторов ис­
ходят из представления о существовании различной «внутренней природы»,
«внутренней логики» конфликта, о существовании различных возможностей
его развития.
Анализ многочисленных конфликтов позволил нам эмпирическим путем
прийти к выделению трех моделей развития конфликта, которые являются
обобщением ранее развитых представлений о возникновении конфликтов
и конфликтном взаимодействии.
Вкратце напомним о наших рассуждениях. Восприятие и интерпретация
ситуации становятся основой ее «определения», которое, в свою очередь, «за­
дает» выбор способа реагирования человека на ситуацию.
Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуа­
ционного контекста, включающего, как отмечалось ранее, общий кооператив­
ный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания
конфликта, наличие «третьих сил», способствующих усилению или ослабле­
нию конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон (рис. 8.4).
Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной
тип взаимодействия с партнером в конфликте, является прежний опыт их от­
ношений. Остальные компоненты ситуационного контекста играют роль фо­
на, условий, приобретающих то или иное значение, играющих или не играю­
щих свою роль в зависимости от опыта прежних отношений сторон.
Можно выделить три принципиальных типа отношений сторон. Предста­
вим себе первый конфликт — семейную пару или пару друзей, история взаи­
моотношений которых позволяет говорить о позитивном опыте отношений.
Между ними либо фактически не было серьезных разногласий, либо эти раз­
ногласия успешно преодолевались. Этот позитивный опыт позволяет им рас­
считывать на то, что и в новой ситуации противоречий они найдут общий
язык и договорятся.
Для участников конфликта второго типа характерно то, что им не всегда
удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие про-3 1 2 Часть II. Феноменология конфликтов
тиворечия. Этот опыт зафиксирован в укрепившихся у них представлениях,
что они не всегда находят общий язык. Когда мы говорим о своих отношениях
с кем-то: «Мы не всегда понимаем друг друга», или «Мы по-разному смотрим
на многие вещи», или даже «Мы разные люди», мы фактически обозначаем
этими словесными формулами именно свой непреодоленный опыт разногла­
сий с этим человеком. Наконец, третий возможный вариант — это ситуация,
когда прежние отношения сторон включают не только опыт непреодоленных
разногласий, но и опыт негативного эмоционального взаимодействия: в преж­
них конфликтных ситуациях они не только не понимали друг друга, но это
непонимание сопровождалось негативными эмоциями, неприязнью или враж­
дебностью.
Если спросить участников конфликта, каков их прогноз относительно но­
вой ситуации возникших между ними разногласий, то в их ответах отразится
опыт их прежних отношений. Например, этот вопрос можно задать в такой
форме: «Как вы считаете, вам удастся найти общий язык, как-то договориться
в этой ситуации?» В первом случае мы получим утвердительный ответ: «Ду­
маю, что да», «Всегда можно договориться, если хочешь» и т. д. Во втором
случае опыт прежних недоговоренностей не дает такой уверенности, участни­
ки конфликта часто уже не могут сказать «да», но не хотят говорить «нет»,
и потому в основном отвечают уклончиво: «Не знаю», «Трудно сказать» и т. д.
Если же их отношения отягощены и негативным эмоциональным взаимодей­
ствием, то это проявляется в их ответах новым эмоциональным противостоя­
нием и часто не невозможностью, но нежеланием договариваться: «Да не хо­
чу я с ним вообще ни о чем договариваться» или «С ним вообще невозможно
разговаривать».
Таким образом, опыт прежних отношений участников конфликта актуа­
лизируется в разных типах их установок относительно новой ситуации их
разногласий:
• позитивная установка на достижение договоренностей;
• неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в воз­
можности договоренностей;
• нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.
Установки участников конфликта, в свою очередь, начинают определять
характеристики их взаимодействия (рис. 8.5).
Цели участников конфликта. Что будет целью участников конфликта
в первом случае? Договориться, но не просто договориться, а прийти к взаи­
мопониманию. Например, если в результате происшедшего между ними об­
суждения один из них идет на уступки и говорит: «Ну, хорошо, я согласен,
пусть будет так, как ты хочешь», — то он может услышать в ответ: «Нет, подо­
жди, я хочу, чтобы ты меня понял». В этих словах звучит: мне мало, чтобы
было по-моему, я хочу, чтобы ты понял меня, потому что именно в этом слу­
чае я могу быть уверен, что это недоразумение между нами пройдет бесслед­
но, не будет иметь негативных последствий. Глава 8. Конфликтное взаимодействие 3 1 3
Могут ли на это рассчитывать участники второго конфликта? Им уже
приходилось оказываться в ситуациях, когда не удавалось достичь согласия,
и нет уверенности, что они смогут сделать это в данном случае. Поэтому их
целью скорее будет просто решить проблему, но не обязательно при этом по­
нимать друг друга или приходить к согласию. Реальность указанных разли­
чий можно проиллюстрировать следующим высказыванием одного из участ­
ников конфликта: «Не надо меня уговаривать, и я не собираюсь вас убеждать,
у вас своя точка зрения, а у меня своя, давайте как-то решать проблему».
Целью участников третьего конфликта может стать стремление победить.
Их прошлые конфликты, недоговоренности, связанные с ними негативные
чувства и их актуализация в новой ситуации приводят к желанию доказать
свое, «поставить на место», одержать верх. Эмоциональное отношение участ­
ников конфликта к происходящему часто является симптомом того, что идет
борьба «за прошлое».
Соответственно этой цели различается и восприятие другого участника
конфликта. Если нам надо договориться, понять друг друга и мы допускаем
такую возможность, то мы испытываем к партнеру вполне позитивные и даже
дружеские чувства. Если мы стремимся «победить», «взять верх», то другой
превращается в «противника». По-видимому, менее определенно очерчены
наши отношения в том случае, когда мы уже не можем рассчитывать на взаи­
мопонимание, но еще не хотим «воевать» друг с другом. Мы не испытываем
друг к другу ни дружеских, ни враждебных чувств, но должны вместе преодо­
леть возникшую проблему. В русском языке практически невозможно найти
слова для обозначения «другого», которые были бы эмоционально нейтраль­
ны и не содержали в себе негативного или, напротив, позитивного оттенка.
Поэтому воспользуемся словом «оппонент», которое обозначает человека,
с которым имеются разногласия, хотя оно и принадлежит не столько обыден­
ной, сколько официальной лексике.
Казалось бы, предмет разногласий является достаточно устойчивым ком­
понентом конфликтной ситуации. Однако объем рассогласований может из­
меняться в зависимости от характера отношений с партнером. Так, если участ­
ников конфликта в целом связывает позитивный опыт отношений, то, как 3 1 4 Часть II. Феноменология конфликтов
правило, они ограничивают зону своих разногласий тем конкретным предме­
том, который и связан с данной ситуацией. Если в прошлом участники кон­
фликта отмечали наличие взаимных разногласий, которые не преодолева­
лись, а «консервировались» в виде зоны несогласия, то новый предмет их
спора может восприниматься как часть более широкого пространства несо­
впадения представлений. Тем самым зона их разногласий может субъективно
расширяться, даже если ее признание не носит явного, открытого характера.
Это усиливает их неуверенность в возможности легкого достижения догово­
ренности. При более сложном характере отношений реальная зона рассогла­
сований между участниками конфликта является фактически неопределен­
ной, при этом нередко обнаруживается тенденция к ее субъективному расши­
рению. Это означает, что участники конфликта подчас затрудняются четко
определить, с чем они не согласны, однако склонны преувеличивать сущест­
вующие разногласия («Мы абсолютно разные люди», «У нас мало общего»).
Это связано с тем, что отношения между оппонентами принимают форму вза­
имного неприятия, любой их контакт или предмет обсуждения может стать
источником дополнительной напряженности.
В зависимости от того, как человек воспринимает противостоящую сторо­
ну в конфликте, развивается и само взаимодействие. Если, например, вос­
пользоваться традиционным представлением о формальных и неформальных
компонентах взаимодействия, понимая под первыми обязательные элементы,
относящиеся к основам взаимодействия сторон, а под вторыми — «свободные
дополнения», возникающие в результате отношений сторон, то взаимодейст­
вие участников разных конфликтов будет выглядеть следующим образом.
Когда «другой» воспринимается как партнер, понимание которого пред­
ставляется возможным и, более того, является целью взаимодействия, отно­
шение партнеров друг к другу естественно включает не только формальные,
«вынужденные» компоненты, но и позитивные неформальные проявления,
направленные на поддержание дружеских отношений. «Противник», с кото­
рым «все средства хороши», также побуждает к неформальному, «личностно­
му» отношению к себе, однако знак этого отношения меняется на противопо­
ложный: по личности партнера наносятся «удары», используются аргументы,
задевающие его достоинство, открыто демонстрируется враждебность.
Более сложно складывается взаимодействие «оппонентов». Для их отноше­
ний характерна формализация, ограничение общения обязательным принятым
минимумом. В служебных отношениях партнеры переходят к откровенно
официальному характеру взаимодействия. Даже если для их общения прежде
были характерны дружеские проявления, теперь они подчеркнуто официаль­
ны, корректны, предпочитают следование формальным правилам, исключают
из общения все неформальное, спонтанное. Сложнее очертить рамки такого
взаимодействия в семье. Правомерно ли по отношению к семье говорить о
формальных и неформальных аспектах отношений? Какая-то часть семейно­
го взаимодействия относится к тому обязательному его основанию, которое
очерчено сложившимися традициями, нормами или правилами, установлен-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 3 1 5
ными в семье; их нарушение или несоблюдение приводит к разрушению са­
мих основ семьи. И точно так же в семье может быть спонтанное, дружеское
общение людей, а не социальных ролей с их функциями и обязанностями.
Представим себе следующий диалог.
Муж вечером звонит домой с работы: «Не ждите меня к ужину, я задерживаюсь».
Жена. «Хорошо, а где ты?»
Муж выдерживает паузу и отвечает: «Да у нас тут совещание затягивается... А по­
чему ты об этом спрашиваешь?»
Его звонок входит в состав обязательного принятого в семье взаимодейст­
вия: если задерживаешься против обычного, позвони, чтобы не ждали и не
волновались. В ответ на «необязательный» вопрос жены «Где ты?» муж, ко­
нечно, отвечает, но подчеркнутая пауза и ответный вопрос «А почему ты
спрашиваешь?» фактически дают ей понять, что она нарушила незримые гра­
ницы, проведенные между «его» и «ее» пространствами. Видимо, идеальный
тип семейного общения — это абсолютно спонтанное поведение партнеров по
отношению друг к другу, когда можно о чем угодно спрашивать, что угодно го­
ворить, без оглядки на то, как это будет понято и принято. Но, наверное, в лю­
бой семье существуют темы, на которые не говорят, проблемы, которые не за­
трагивают, и в спонтанном общении появляются перегородки, отделяющие
«запретные» темы, зоны опасных разговоров и т. д. Если этих островков, кото­
рые надо обходить, становится слишком мно­
го, тогда проще становится вообще не гово­
рить друг с другом, сведя общение к необхо­
димому и безопасному минимуму. Так и оче­
редной конфликт заставляет партнеров более
строго соблюдать границы принятого взаимо­
действия в направлении «формализации об­
щения».
Соответственно разным типам взаимодей­
ствия различаются и средства воздействия, ис­
пользуемые участниками конфликта по отно­
шению друг к другу. Поскольку участники пер­
вого конфликта сохраняют в своем общении
позитивные неформальные компоненты, то и
в воздействии друг на друга они опираются
на позитивные неформальные способы — ар­
гументацию, убеждение, объяснение, просьбу.
Те же, кто превращает свое общение в фор­
мально-ролевое взаимодействие, вынуждены
опираться в способах преодоления возник­
ших разногласий на формальные возможно­
сти. В деловом конфликте это звучит как апел-
Каждый человек считает себя само­
стоятельной единицей, неким целым,
взаимодействующим с другими само­
стоятельными единицами. Он знает, что
влияет на поведение других, а те влия­
ют на его поведение. Взаимодействуя в
рамках своей семьи, он воспринимает
принятую в семье карту мира. Он зна­
ет, что некоторые территории помечены
надписью «Поступай так, как тебе угод­
но». На других стоит надпись «Осторож­
но», а на некоторых - пометка «Стоп».
Переступив такую границу, член семьи
сталкивается с тем или иным регулиру­
ющим механизмом. Временами он ми­
рится с этим, временами может взбун­
товаться.
Есть и такие места, где написано:
«Вход воспрещен». Вторжение на эти
территории влечет за собой сильней­
шие аффективные переживания: чувст­
ва вины, тревоги и даже изгнания и про­
клятия.
С. Минухин, Ч. Фишман 3 1 6 Часть II. Феноменология конфликтов
ляция к официально принятым способам решения проблем: «Я вижу, что нам
не договориться, поэтому считайте, что это приказ», «Раз нам с вами не найти
общего языка, пусть решает начальство (коллектив)».
В семейной ситуации также существуют принятые способы решения про­
блем, разделение полномочий, отдельные зоны ответственности и т. д. На­
пример, когда жена передает мужу просьбу его матери, предполагающую
«мужскую» помощь, он отвечает: «Хорошо, я решу эту проблему», но не всту­
пает в обсуждение с женой, как это лучше сделать. Напротив, услышав о за­
труднениях сына в школе, раздраженно говорит жене: «Ты же у нас занима­
ешься школой, вот сходи туда и разберись». «Противники» не стесняются
в выборе средств воздействия друг на друга: стремление «победить» провоци­
рует их на использование давления, принуждения, нанесение эмоциональных
ударов по «больным местам», задевающих личность партнера. Возникающие
при этом отношения принимают такие формы, что противостояние, борьба
становится для участников конфликта самоцелью, а желание «одержать верх»,
«поставить на место» оказывается важнее «цены», которую при этом прихо­
дится платить: «плата» — это разрушение отношений сторон. Такой тип отно­
шений описан Л. Толстым в «Крейцеровой сонате»: описывая постепенное
ухудшение своей семейной ситуации, герой рассказывает о таком обострении
отношений между ним и женой, когда «уже не разногласие производило вра­
ждебность, но враждебность производила разногласие». «В норме» разногла­
сия между людьми могут постепенно приводить к возникновению между ни­
ми взаимного недовольства, неприязни и даже враждебности, но при сильном
психологическом антагонизме сторон начинает происходить обратное: если
один говорит «белое», то другой обязательно скажет «черное», потому что
они в принципе уже не хотят и не могут прийти к соглашению, в результате
чего «враждебность производит разногласия». Соответственно определяется
и исход взаимодействия (рис. 8.6).
В человеческой вражде причина и действие часто до такой степени находятся вне
связи и разумной пропорции, что невозможно правильно понять, является ли
мнимый предмет спора его действительным поводом или всего только выходом
для уже существующей вражды... В целом создается впечатление, что люди нико­
гда не любили друг друга из-за вещей столь малых и ничтожных, как те, из-за ко­
торых один другого ненавидит.
Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают
друг друга, чем совершенно чуждые. Иногда это случается потому, что большая
область их взаимной общности стала чем-то само собой разумеющимся, и поэтому
не она, а то, что на данный момент их разнит, определяет позиции по отношению
друг к другу. Преимущественно это происходит именно в силу их немногих разли­
чий, а всякий мельчайший антагонизм приобретает иное относительное значение,
чем это бывает между людьми более отчужденными, с самого начала взаимно ори­
ентированными на возможные различия. Отсюда — семейные конфликты из-за
совершеннейших пустяков, трагичность «мелочей», из-за которых порой расхо­
дятся вполне подходящие друг другу люди.
Г. Зиммель Глава 8 . Конфликтное взаимодействие 3 1 7
Предложенное описание типов конфликтного взаимодействия представ­
ляет собой эмпирическую типологию, основанную на обобщении результатов
анализа конкретных конфликтов и практике работы с ними. Оказывается,
что характеристики каждой из моделей развития конфликта связаны некото­
рой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу
конфликтного взаимодействия. Основанием для предложенной типологии
являются виды взаимодействия в конфликтных ситуациях, различающиеся
по параметру «цели—средства».
Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в кон­
фликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению воз­
никших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение
позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.
Сотрудничество развивается на основе прежнего позитивного опыта участ­
ников конфликта, основанного либо на отсутствии разногласий в прошлом,
либо на их успешном преодолении и связанного с успешным взаимодействи­
ем людей.
Общение при сотрудничестве характеризуется следующими особенностя­
ми: в общении сохраняются неформальные компоненты, которые использу­
ются участниками для поддержания отношений; «противостоящая сторона»
воспринимается как партнер; главным способом воздействия партнеров друг
на друга являются поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, попытки
убеждения, аргументация и т. д.
Принципиальная возможность сотрудничества в рамках конфликтного
взаимодействия допускается и другими авторами. Так, Л. А. Петровская ука­
зывает: «Сотрудничающее партнерство — наиболее адекватно гуманистиче­
ской ориентации контакта, однако богатство реального общения вряд ли мож­
но исчерпать одной-единственной позицией. Конфликтная компетентность
сегодня — это, прежде всего, освоение позиции партнерства, сотрудничества
на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже»
(Петровская, 1989, с. 106-107). Исходя из перечисленных характеристик кон­
фликта, используемые партнерами стратегии разрешения конфликта могут
быть определены как ДИАЛОГ. 3 1 8 Часть II. Феноменология конфликтов
Кооперация в данном контексте означает такой тип взаимодействия, участ­
ники которого стремятся к разрешению возникших между ними противоре­
чий, независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на
формальные возможности решения проблемы (существующий порядок, пред­
писания, нормы и т. д.). Как указывает Г. М. Андреева, «кооперация, или ко­
оперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участ­
ников» (Андреева, 1994, с. 91), подчеркивая, что «кооперация и конкуренция
лишь формы "психологического рисунка" взаимодействия» (с. 93).
При кооперации из взаимодействия исключаются неформальные компо­
ненты, противостоящая сторона воспринимается как оппонент, воздействие
участников ситуации друг на друга осуществляется в формальных рамках (не
убеждение, но апелляция к законам, к власти, к нормам).
Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы,
т. е. не на то, чтобы «договориться», но, опираясь на формальные установле­
ния, прийти к удовлетворительному решению, развивается на основе опыта
прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились
у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности».
Стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений
и оставляющая нерешенными проблемы их отношений, может быть обозна­
чена как УХОД.
Конкуренция — это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации,
при котором участники не стремятся к разрешению существующих между
ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над про­
тивостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, ис­
пользуемые при «борьбе с противником».
Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего
негативные эмоциональные компоненты — неприязнь, враждебность и т. д.,
актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап
«борьбы» между индивидами.
При конкуренции неформальные компоненты — выход за рамки формаль­
ного общения — присутствуют, но «с отрицательным знаком», так как выпол­
няют функцию не поддержания отношений, но проявления враждебности;
противостоящая сторона воспринимается как «противник»; используемые
средства воздействия участников конфликта друг на друга подчинены цели
«победить». Перечисленные признаки соответствуют такому типу взаимо­
действия, которое ранее было определено нами как БОРЬБА.
Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс,
основанный в немалой степени на прежнем опыте участников взаимодействия,
порождающем их отношение к новой ситуации противоречия, что, в свою
очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия (табл. 8.9).
Развитые выше соображения нашли свое практическое развитие в пред­
ложенной нами модели психологического посредничества как формы прак­
тической работы психолога по разрешению межличностных конфликтов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модели развития межличностной конфликтной ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит формування фінансових результатів
Чергування голосних і приголосних
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1291 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП