ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Нормативное обоснование своей позиции и поведения
Обратимся к нормативному измерению конфликта, в рамках которого цели
участников связаны прежде всего с нормативным обоснованием своей пози­
ции и действий (даже если они и не проявляются в соответствующем целена­
правленном поведении).
В одном из наших исследований, посвященных нормативной природе кон­
фликта, респондентам (разновременно) предъявлялись две ситуации. Первая
из них была сформулирована следующим образом: «Предположим, что в слу­
чае вашего затянувшегося конфликта с кем-либо из коллег он обратился к ва­
шему руководству. Как вы это расцените:
а) это его право, думаю, это не повлияет на наши отношения;
б) это его право, но работать с человеком, который ходит жаловаться, не­
приятно;
в) считаю это недопустимым, но постараюсь не осложнять наши отноше­
ния;
г) считаю это недопустимым и в той или иной форме дам ему это понять».
Вторая ситуация отличалась ролевыми позициями участников: «Если в слу­
чае конфликта с вами ваш непосредственный подчиненный обратится к ваше­
му руководству за помощью, как вы это расцените?»'
Предложенные к этому вопросу варианты ответов полностью совпадали
с их формулировками в первом вопросе.
Мы интерпретировали эти ответы следующим образом. Ответ «а» факти­
чески означает полную приемлемость для отвечающего данной стратегии по­
ведения: признается формальное право работника обращаться за помощью
к руководителю, и, что важно, это не повлияет на дальнейшие отношения
с партнером. Второй вариант ответа «б» содержит признание формального
права, сочетающееся с неформальным осуждением («но работать с челове­
ком, который ходит жаловаться, неприятно»). Третий вариант «в» отрицает
право партнера на подобную стратегию поведения («считаю это недопусти­
мым»), но предполагает, что внешнего осуждения не будет. Наконец, четвер­
тый вариант «г» не только отрицает право партнера на подобное поведение,
но и предполагает, что эта позиция примет явную форму внешнего осужде­
ния («и в той или иной форме дам ему это понять»).
Были опрошены 160 человек (инженерно-технические работники). Полу­
ченные результаты приведены в табл. 8.7.
Что показывают эти данные? Формальное право обращения к руководите­
лю в случае конфликта (ответы «а» и «б») признают за коллегой 70,7% опро­
шенных, а за подчиненным — 68,1 %. Реально же большинство (56,3% в случае
обращения к руководителю коллеги и 62,5% — подчиненного) в большей или
меньшей степени осуждают партнеров за подобное поведение (ответы «б»,
«в», «г»), причем если примерно половина из них признает формальное пра­
во партнеров и их отрицательная оценка имеет неформальный характер (от-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 8 5
вет «б»), то остальные полностью отрицают правоту партнера (ответы «в»
и «г»). Обратимся к результату, ради которого этот пример и приводится.
Таблица 8.7. Оценка поведения партнера, обратившегося в конфликте за помощью
к руководителю (процент ответов)
Варианты оценки поведения
Полная приемлемость
Признание формальной правоты с неформальным осуждением
Отрицание позиции партнера без внешнего осуждения
Отрицание позиции партнера с предполагаемым осуждением
Коллеги
43,8
26,9
10,6
18,8
Подчиненного
37,5
30,6
11,3
20,6
Были сопоставлены ответы одних и тех же людей на эти два вопроса,
а также на вопросы, касающиеся возможности респондента обратиться в по­
добных ситуациях (конфликта с коллегой и своим руководителем, где он сам
выступает в роли подчиненного) за помощью к вышестоящему руководите­
лю. Существует несколько возможных сочетаний вариантов ответов. Если от­
вечающий допускает для себя такую возможность и считает приемлемым по­
добное поведение партнера, он проявляет последовательность, так же как и в
случае, когда он не допускает этой возможности ни для себя, ни для своего
партнера. Он может также исключать эту возможность для себя, но лояльно
относиться к подобным действиям партнера.
В контексте обсуждаемой темы нас интересует случай, когда отвечавший до­
пускал подобную возможность для себя («да, я обращусь в этой ситуации к ру­
ководителю»), но осуждал подобную стратегию поведения со стороны партнера
(т. е. в приведенных выше вопросах выбирал варианты ответов «б», «в», «г»).
Противоречивых ответов этого типа не так уж мало. По результатам дан­
ного исследования, 20,6% опрошенных сами бы обратились к руководителю
за помощью в сложной ситуации, но в той или иной мере осуждают своих
коллег за подобное поведение в аналогичной ситуации; 26,4% в конфликте
с непосредственным руководителем обратились бы за помощью к вышестоя­
щему начальству, но осуждают своих подчиненных за аналогичное поведе­
ние. (Отметим, что вопросы ставились таким образом, что опрашиваемые не
имели возможности сопоставлять вопросы и, соответственно, корректиро­
вать свои ответы. Опыт показал, что в силу особенностей процедуры опроса
они не видели аналогии между этими ситуациями.)
Таким образом, эти ответы свидетельствуют о существовании как бы «двой­
ного стандарта» нормативов — для себя и для других. Дополнительные беседы
с опрошенными подтвердили, что они приписывали этим по сути тождест­
венным ситуациям разный психологический смысл: своя стратегия поведе­
ния — обращение к руководителю в случае конфликта с коллегой или подчи­
ненным — психологически интерпретировалась как «борьба за справедли­
вость», аналогичная же линия поведения другого воспринималась как пози­
ция «жалобщика». Именно поэтому у одного человека совмещаются, каза-2 8 6 Часть II. Феноменология конфликтов
лось бы, несовместимые позиции — оправдание себя и осуждение другого за
одно и то же поведение. Фактически у него имеются два разных образа одной
и той же ситуации.
Эти результаты вполне согласуются с известными фактами из области ис­
следования процессов и феноменов каузальной атрибуции, в частности дан­
ными о тенденции людей воспринимать свое собственное поведение как пред­
определенное в большей мере влиянием ситуационных факторов, а поведение
других — влиянием их личностных особенностей.
В обосновании своей позиции участники конфликта часто используют вы­
ражения типа «У меня не было другого выхода», «Так сложились обстоятель­
ства», «Меня вынудили к этому» и интерпретируют свое поведение как выну­
жденную реакцию на действия (решения, слова, поведение) противостоящей
стороны. Напротив, партнер воспринимается как «свободный» в своих дейст­
виях, которые потому рассматриваются как преднамеренные, а следователь­
но, он несет за них полную ответственность.
Еще одна линия морального обоснования своих действий в конфликтной
ситуации — стремление придать им статус «типичности». В этом легко уви­
деть аналогию с тем, что в области каузальной атрибуции описывается как
«ошибка ложного согласия». Смысл этого явления заключается в том, что
«индивид считает свое поведение и суждения "нормальными" и соответст­
вующими обстоятельствам. Люди в повседневной деятельности для обосно­
вания естественности, разумности своего поведения используют для сравне­
ния с собой примеры поведения тех людей, которые похожи оцениваемыми
характеристиками на него» (Трусов, 1981, с. 153).
Специалисты в области этики отмечают, что если противоречие между
«должным» и «желаемым» разрешается в пользу последнего, то человек стре­
мится обосновать это для самого себя ссылками на то, что «все так делают»
(Мораль: сознание и поведение, 1986, с. 203). В экспериментальных исследо­
ваниях также получены факты влияния мотивационных элементов на интер­
претации (Showers, Cantor, 1991, p. 276).
Интерпретация, как «единство личностного и интеллектуального спосо­
бов осмысления субъектом действительности» (Славская, 1994, с. 87), в свою
очередь, определяет избираемые стратегии поведения. В исследованиях, вы­
полненных под руководством Г. М. Андреевой, показано, что поведение в
конфликте связано с характером используемых атрибуций (Общение и опти­
мизация совместной деятельности, 1987, с. 164-165).
Отмеченный выше «двойной стандарт» конфликта, проявляющийся в воз­
можности существования разных нормативов «для себя» и «для другого», за
которыми стоит «двойное оценивание», приписывание разного смысла одним
и тем же действиям могут отражаться в разной интерпретации не только дей­
ствий, но и позиций, отношений, психологических особенностей участников
конфликта.
Напомним уже приводившиеся нами результаты изучения взаимоотноше­
ний в медицинских организациях. При общей благоприятной оценке своих Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 8 7
отношений подавляющее большинство врачей и медсестер считает, что «мы
к ним» «относимся доброжелательно», а «они к нам» «могли бы относиться
более уважительно». Таким образом, «мы» — «доброжелательны», а «они» —
«недостаточно уважительны».
По нашим данным, именно в межгрупповом взаимодействии, которое «сни­
мает» индивидуальные проблемы и как бы «позволяет» индивиду говорить
«от лица» группы, двойной стандарт системы оценивания обнаруживается
наиболее явно и неприкрыто.
Мы склонны интерпретировать полученные факты как тенденцию к обос­
нованию своей позиции. Своеобразие конфликтной ситуации, которая по са­
мому своему определению заключает в себе противоречие между позициями
сторон, интенсифицирует стремление индивида к приданию своей позиции
статуса обоснованности, легитимности. Часто оно реализуется в логике «на­
ивной психологии»: «хорошие люди совершают хорошие поступки, плохие
люди — плохие», в силу чего позитивная оценка себя автоматически придает
позитивный смысл собственным действиям, а негативная оценка другого —
негативный смысл его действиям. Тем самым происходит обоснование своей
позиции и ее усиление за счет дискредитации позиции другого.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нормативное обоснование своей позиции и поведения» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Типи проектного фінансування
ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ
ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
Звіт про прибутки та збитки


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 833 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП