Правила Кратохвила, равно как и описываемые Сидоренко приемы, демонст рируют отсутствие четких представлений о разнице между конструктивным и неконструктивным, корректным и некорректным использованием «техни ки» взаимодействия. Нерешенными остаются и методические проблемы вычленения принци пов эффективной коммуникации. В исследовании М. Аргайла, А. Фюрнхама и Дж. Грахам среди правил социальной ситуации в качестве правил, отвечаю щих универсальным требованиям социальных ситуаций, описаны следую щие: «Делай коммуникацию возможной», «Препятствуй уходу других участ ников», «Препятствуй агрессии», «Начинай и заканчивай встречи». В свою очередь, к правилам, отвечающим универсальным требованиям вербальной коммуникации, относятся такие, как «Синхронизация высказы ваний», «Смежность пар», «Генерирование более длинных последовательно стей высказываний». Однако исследования, в которых предпринимается по пытка выявить элементы репертуара социального поведения (в том числе используемые вербальные категории и вербальное содержание), не дали зна чимых результатов. Изучение разных типов ситуаций показало, что вербаль ные категории Бейлса приложимы ко всем ситуациям, но не всегда полезны, а вербальное содержание варьирует настолько, что маловероятно найти об щий набор категорий (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 180-197). Возможно, дополнительные трудности в какой-то степени связаны с тем, что если так называемые приемы негативного взаимодействия еще можно вычленить довольно отчетливо и они в основном получают однозначно отри цательную оценку, то с тем, какие именно «техники» взаимодействия в кон фликте ведут к его конструктивному разрешению, далеко не все ясно. Общие пожелания к «правильной» коммуникации, в том числе и те, кото рые мы приводили, понятны. Однако в связи с обсуждением известных принципов Грайса («быть прав дивым», «быть кратким, но полным», «быть релевантным», «быть ясным и прямым»), А. Силларс и Дж. Вейсберг справедливо замечают, что при конку рентных взаимодействиях эти принципы нарушаются, поскольку могут рас ходиться с интересами индивида (Sillars, Weisberg, 1987, p. 152). «Классические» теоретики конфликта исходили из того, что его открытое проявление имеет множество преимуществ и выполняет различные позитив-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 5 ные функции, такие как адаптация, изменение, восстановление и т. д.; подавле ние конфликта, напротив, аккумулирует напряжение и делает возможные про явления конфликта взрывоопасными. Однако возможна и иная точка зрения. Так, А. Силларс и Дж. Вейсберг ссылаются на тех авторов, которые считают, что «идеология интимности» (в значении предпочтения открытой коммуни кации) отражает культурные предпочтения и создает искаженную картину взаимоотношений, обходя вниманием потребность в приватности, скрытно сти, не учитывает ориентации «не будить спящую собаку». Сами авторы приходят к выводу, что истина где-то посредине, поскольку на практике одни конфликты разрешаются с помощью прямой и открытой коммуникации, а другие «затухают», если их не вскрывать, и, в конце концов, лучший способ определяется характером проблемы и позициями сторон (Sillars, Weisberg, 1987). Отсутствие здесь единой точки зрения (а скорее все го и невозможность единого универсального правила на все возможные слу чаи) часто приводит к проявлению личных предпочтений того или иного спе циалиста в выдвигаемых им предложениях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нерешенные вопросы» з дисципліни «Психологія конфлікту»