ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Приемы конструктивного взаимодействия
Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуаци­
ях — соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах — сформировала и кон­
структивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специ­
фический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический прин­
цип — это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил,
принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогиче­
ского спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого
принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не 2 6 2 Часть II. Феноменология конфликтов
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уваже­
ние человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и
отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш,
1985, с. 261-262).
Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия
в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.
Традиции классиков в этой области — Аристотеля, Шопенгауэра, Повар-
нина — продолжены современными исследователями. В качестве примера
фундаментальных исследований в этой области можно привести работы
Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый ре­
чевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий
понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эф­
фект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или
определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой
акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обяза­
тельства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип комму­
никации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуни­
кацию, звучит следующим образом:
Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение
следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не со­
вершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых ак­
тов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых
актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими рече­
выми актами» (там же, с. 50-53).
Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные прави­
ла аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой комму­
никацией, цель которой — содействовать разрешению спора, или конфликта
во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также
описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.
Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это
правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4),
включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной
коммуникации в конфликтной ситуации.
Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъяв­
ления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации.
К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развер­
тывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контрар­
гументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встреч­
ное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов
предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каж­
дому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба
партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направ-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 3
лен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью посте­
пенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения
предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их после­
дующей проработкой и т. д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).
Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора
(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)
1. Конкретность
2. Вовлеченность
3. Коммуникация
4. «Честная игра»
+
В споре имеется предмет, нападение
или защита сводится к конкретному
поведению «здесь и сейчас»
Обе увлечены, наносят и получают силь­
ные «удары»
Ясная, открытая, каждый говорит за се­
бя, думает то, что говорит. Его можно
понять и ответить ему. Хорошая «обрат­
ная связь»
Не допускаются «удары ниже пояса»
и принимается во внимание, сколько
может вынести партнер
-
Обобщение: поведение называется «ти­
пичным», ссылка на события прошед­
шие или не имеющие отношения к делу
Один из участников не задействован,
находится в стороне от спора, оскорб­
ляется, прекращает спор преждевре­
менно и т. д.
Слишком частое повторение своих до­
водов и невнимание к доводам другого.
Скрытые признаки непонимания, наме­
ки, неясности, «шум»
Аргументы не относятся к предмету спо­
ра, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора
(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
1. Информатив­
ность
2. Отреагирова-
ние
3. Сближение
4. Улучшение
+
Что-то узнал или получил, научился че­
му-то новому
Исчезла напряженность, уменьшилось
озлобление, выяснены претензии
Спор привел к взаимопониманию
и сближению партнеров. Есть ощущение,
что это их касается, что так и должно
быть. Сохраняют свое достоинство
Устранение проблемы, разрешение си­
туации, оправдания, извинения, планы
на будущее
-
Не узнал ничего нового
Напряжение не исчезло, а осталось или
усилилось
Партнеры более отдалены, чем прежде.
Ощущение, что они не поняты или силь­
но обижены
Ничего не решено, участник не старает­
ся ничего исправить или оставляет это
другому и не хочет его простить
В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следую­
щие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера;
усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение
пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидо­
ренко, 1997).
Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргумен­
тации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической 2 6 4 Часть II. Феноменология конфликтов
самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит
«технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику
испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраиваю­
щие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя
своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).
К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся
при обсуждении проблем их разрешения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приемы конструктивного взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Розряди іменників за значенням
Пушка на Луне
Кошмарна сенсація! Де знаходиться - ПЕКЛО?!
Отдача огнестрельного оружия
Способи захисту від кредитного ризику


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1251 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП