ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта
Первые эксперименты с конфликтами были довольно просты в процедурном
отношении и основывались на том, что экспериментатор с помощью специ­
альных приемов создавал ситуацию, ставящую человека в условия конфликта.
Например, А. Р. Лурия в работе «Экспериментальные конфликты у челове­
ка» (1930) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фикси­
руя возникающие у него реакции на психофизиологическом уровне. При
этом «случай, когда раздражитель, действующий на организм, слишком си­
лен, задача слишком трудна и организм оказывается недостаточным пред ее
лицом и не может ответить адекватной реакцией», приводит к тому, что воз­
никает «конфликт начавшегося процесса реакции с реальными возможностя­
ми ее осуществления» (Лурия, 1930, с. 99). Два других типа конфликтов —
это конфликты разнонаправленных поведенческих тенденций, возникающие
либо на почве побуждений самой личности, либо в силу внешних запретов,
препятствующих проявлению ее тенденций.
Самый простой способ вызывания искусственного конфликта в рамках
какой-либо деятельности — это так называемая «сшибка», конфликт темпов.
Другой методический прием, который использует в своих экспериментах Лу­
рия, — это конфликт установок, «сшибка» внутренних установок, чего-то
привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезапно появ­
ляющихся новых условий. В сущности, на тех же принципах были построены
экспериментальные исследования конфликта Н. Миллера (Miller, 1944). Сле­
дует иметь в виду, что, иллюстрируя свои теоретические рассуждения о типах
конфликтов и их развитии, он постоянно ссылается на результаты экспери­
ментов, выполненных на животных.
Данная методическая процедура интерпретировалась авторами как инстру­
мент создания конфликта. В то же время понятно, что речь идет о таком узком
понимании конфликта, когда его возникновение определяется исключитель­
но внешней ситуацией, а такие существенные с современной точки зрения
факторы, как восприятие этой внешней ситуации, ее оценка и т. д., не прини­
маются во внимание.
Приведенные примеры относятся к самым ранним исследования конфлик­
та. Последующие авторы совершенствовали методические процедуры экспе­
риментального исследования конфликта, однако во многом их исходные уста-1 50 Часть I. Основы изучения конфликтов
новки не слишком менялись, сохраняя убежденность в том, что конфликт
может быть создан «извне».
Пожалуй, наибольшее число методических процедур для эксперименталь­
ного изучения конфликта было предложено представителями бихевиорист­
ской парадигмы.
Среди разработанных ими экспериментальных игровых процедур — мат­
ричные игры (типа обсуждаемой ниже «дилеммы заключенного»), перего­
ворные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом,
пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные
игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри груп­
пы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной
задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (со­
циальные задачи-дилеммы) (Pruitt, 1983).
Одна из них получила широкую известность под названием «дилеммы за­
ключенного» (или «дилеммы узника»), с использованием которой было вы­
полнено огромное число разнообразных исследований. Она основана на нео­
бихевиористском анализе диадического взаимодействия, рассматривающем
социальное поведение как процесс обмена, детерминированный соотношени­
ем «вознаграждения» и «платежа», выигрыша и потерь. В изложении Хоман-
са, основной принцип диадического взаимодействия звучит следующим об­
разом: «Индивид будет испытывать положительные чувства к другому, когда
потери от такого отношения не будут превышать получаемых от него выгод»
(Уолш, 1978, с. 84). (В сущности то же самое можно сказать и о взаимодейст­
виях более сложного характера, например о взаимоотношениях человека с
организацией. В этих случаях вознаграждение может иметь более сложный
характер, например социальное одобрение и т. д.). В соответствии с этим «ко­
гда действие данной личности не приводит к вознаграждению, которого она
ожидает, или приводит к наказанию, не ожидаемому ею, тогда более вероят­
но, что эта личность будет вести себя агрессивно, причем результаты подоб­
ного поведения имеют большее оправдание для той же самой личности. Это
аксиоматическое положение имеет для Хоманса значение при объяснении
конфликтных ситуаций в социальной жизни людей» (Фотев, 1994, с. 128).
На этой идее и основан методический принцип построения «дилеммы уз­
ника»: она представляет собой задаваемую участникам эксперимента ситуа­
цию с соответствующей матрицей выигрышей и потерь в зависимости от из­
бираемой ими стратегии поведения (Vander Zanden, 1987, p. 362-364).
С незначительными вариациями суть «дилеммы заключенного» сводится
к следующему. Два человека задержаны по подозрению в совершении некое­
го преступления, однако имеющихся улик недостаточно, чтобы осудить их.
Дальнейшее зависит от их поведения. Если они не признаются, то будут осу­
ждены на относительно небольшой срок за другие правонарушения. Если они
оба сознаются, они будут осуждены, но при этом будет учтено их чистосер­
дечное признание и сроки их наказания будут уменьшены. Если же один из
них признается, а другой нет, то тот из них, кто своим признанием помог Глава 4. Методы изучения конфликта 1 5 1
следствию в раскрытии преступления и задержании опасного преступника,
получит совсем незначительный срок, зато другой — максимальный (рис. 4.1).
Например, если они оба не признаются, их ждет по два года тюрьмы; в случае
признания обоих — по семь лет; если признается один, он получит только че­
тыре месяца, тогда как другой — десять лет.
Схема «дилеммы заключенного» ставит участников эксперимента перед
выбором между кооперацией и соперничеством. Считается, что кооператив­
ным выбором будет выбор «непризнания». Он демонстрирует доверие к парт­
неру, хотя и содержит понятный риск. Напротив, «признание» — это страте­
гия соперничества, направленная на получение преимущества. Если один из
подозреваемых не признается, то другому повезет, и он, как говорится, легко
отделается. С другой стороны, если признаются оба партнера, тогда, конечно,
срок их наказания будет изрядным, зато одинаковым. Таким образом, выби­
рая стратегию «признания», участник эксперимента или обыграет другого,
или, по меньшей мере, не проиграет ему.
Использование «дилеммы заключенного» позволяет выявлять типы пси­
хологических ориентации, определяющих поведение испытуемого в подоб­
ных социальных ситуациях. М. Дойч, применявший данную методическую
процедуру в своих исследованиях, выделяет три типа мотивов, проявление
которых наиболее вероятно в интерперсональных ситуациях: кооперативная
ориентация, когда человек стремится к достижению собственного благополу­
чия, реализации собственных интересов, но при этом заинтересован и в бла­
гополучии других; индивидуалистическая — стремление к реализации собст­
венного интереса и отсутствие какой-либо заботы о благополучии других; 1 52 Часть I. Основы изучения конфликтов
конкурентная — индивид ориентируется не просто на определенные дости­
жения для себя, но и стремится получить при этом больше других (Deutsch,
1985, р. 121-124). Последующие исследования расширили перечень социаль­
ных мотивов, проявляющихся в ситуациях экспериментальных игр («дилем­
мы заключенного» и ее модификаций). К мотивам максимизации общего вы­
игрыша (кооперативная ориентация), максимизации собственного выигрыша
(индивидуалистическая) и максимизации относительного выигрыша (сопер­
ничество или конкуренция) был добавлен мотив максимизации выигрыша
другого (альтруизм). Дальнейшие исследования в области эксперименталь­
ных игр еще более увеличили число возможных вариантов действий их участ­
ников за счет мотивов минимизации выигрыша другого (агрессия) и миними­
зации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) (Кри-
чевский, Дубовская, 1991).
Существует несколько модификаций «дилеммы заключенного». Кроме то­
го, могут варьироваться различные переменные, например статус и характе­
ристики воображаемого «другого», может быть обеспечена свободная комму­
никация и возможность реальных переговоров, ответы «другого», специально
подготовленные экспериментатором, могут предлагаться обоим участникам
или одному из них, и т. д. Существуют и другие варианты дилемм, в том числе
для многих участников, например дилемма «общинных выгонов» (Майерс,
1997, с. 635-638).
В результате проведенных экспериментов были получены данные о лич­
ностных характеристиках, оказывающих влияние на выбор типичных ответов
в игре. Так, одни из участников были склонны к соперничеству, другие к ко­
операции, третьи колебались между разными подходами. Субъекты, имевшие
определенную ориентацию (на кооперацию или соперничество), были склон­
ны приписывать те же интенции и другим. Возможность коммуникации меж­
ду участниками эксперимента способствовала возникновению кооперации
(Vander Zanden, 1987, p. 362-364).
Еще один известный вариант лабораторной игры, направленной на изуче­
ние конфликтов, — это задача на выбор оптимального варианта перевозок.
Два участника игры оказываются в роли водителей, перевозящих товары. Их
доход зависит от времени, затраченного на перевозку, и чем длительнее она
оказывается, тем больше денег они теряют. Возможные маршруты их движе­
ния изображены на рис. 4.2. Водитель A («Acme») двигается с левой стороны
вправо, другой, В («Bolt»), — справа налево. Одна часть дороги является об­
щей для обоих, ее средний отрезок допускает только одностороннее движе­
ние, и две машины разъехаться не могут. Следовательно, для того чтобы ис­
пользовать дорогу эффективно, участники игры должны найти какой-то спо­
соб поделить эту одностороннюю часть маршрута. Тот, кто первым пересечет
этот отрезок пути, получает значительный выигрыш во времени. На карте
видно, что есть и другой вариант пути — объездной маршрут, но он настолько
длиннее, что лишает водителей всякой прибыли от поездок. Очевидно, что
водителям надо договориться относительно порядка использования односто-Глава 4. Методы изучения конфликта "J 53
роннего участка дороги так, чтобы сделать их доходы максимальными и рав­
ными. Не будучи слишком сложной, задача использовалась Дойчем для того,
чтобы попытаться ответить на вопрос: какие факторы облегчают, а какие — за­
трудняют заключение справедливого соглашения? (Deutsch, 1985, р. 124- 129).
Как и в «дилемме заключенного», здесь можно варьировать элементы экспе­
риментальной ситуации, вводить дополнительные условия или ограничения,
связанные, например, с коммуникацией партнеров, и т. д.
Последняя экспериментальная процедура описана нами по книге Дойча.
Так же как и «дилемма заключенного», она широко использовалась в его ис­
следованиях. Нетрудно видеть, что эти методические процедуры полностью
отвечают исходным теоретическим установкам Дойча в понимании конфлик­
та: конфликт является ответом испытуемого на внешнюю ситуацию конку­
ренции. При этом она может задаваться извне, и тогда человек «объективно»
попадает в конфликтную ситуацию, реакцию на которую и фиксирует экспе­
риментатор.
Для исследования конфликтного взаимодействия в лабораторных услови­
ях используются самые разнообразные игровые процедуры, в которых могут
участвовать как отдельные участники, так и целые группы. Эти деловые
игры-задания часто представляют собой не что иное, как переложенные на язык
игры социальные дилеммы. Обычно это задачи, связанные с распределением
общих ресурсов или необходимостью совместной заботы о них. Речь может
идти, например, об общих финансах. Сегодня в играх также достаточно часто
используются экологические мотивы, например игровая процедура «Поток».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Протоколи супутникових мереж
Загадка пешехода и паровоза
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку
Статті формування власного капіталу


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1862 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП